Женщина в ванне. Легитимная нега

Кто был автором идеологического посыла, что в Средние века не мылись, историки однажды выяснят, хотя бы из любопытства. Но идея изобразить женщину в ванне (впрочем, и не только женщину) посещала художников, очевидно, под впечатлением от пленительных картин реальности.

Женщина в ванне, моющая губкой ногу. Эдгар Дега. Около 1883 г.
Женщина в ванне, моющая губкой ногу. Эдгар Дега. Около 1883 г.

Наследие римлян

Визуальные свидетельства, предоставляемые таким беспристрастным арбитром, как изобразительное искусство, подсказывают нам, что и Лондон изначально был Лондиниумом, и Париж — Лютецией, то есть римскими поселениями. Оставленные римлянами ванны были гордостью хозяек и украшением дома. И легитимным поводом принять гостей неглиже, сразу после приема идущей в постели в стенах парадной спальни. Разумеется, в роскошных ваннах не мылись — туда садились чистыми и накрашенными, по принципу японской бани: сначала моются в тазике, а потом — расслабляющие процедуры.

Красавицы Возрождения были в ванне более самостоятельными: они вели оттуда деловую переписку, там же примеряли драгоценности, дегустировали с подругами фрукты и ягоды, демонстрировали тончайшие полупрозрачные ткани Востока — не в церковь же их надевать. Из мастерских французской придворной школы Фонтенбло, процветавшей при Генрихе IV, вышел целый ряд картин подобного содержания. Это была излюбленная тема таких художников, как Франсуа Клуэ: мы в эпохе Возрождения, возрождаем античность, где там наша римская ванна?

Не мытьем единым

В европейском изобразительном искусстве с XVI—XVII вв. ванна не исчезает — Венеры, Сусанны, Вирсавии бесконечно занимаются туалетом (тогдашний куртуазный стиль диктовал иное название для того, что в наши дни считается мытьем). В ваннах пили модный шоколад, приятно проводили время и чувствовали себя вполне естественно. Ванны не были диковинкой.

Ванна как судьба

Описание судеб женщин, проводивших свое время в ваннах — и явно не за банальным мытьем, — представили нам художники так называемой школы Фонтенбло. Вот на картине прекрасная дама, сидя в ванне, демонстрирует подаренное, вероятно, королем колечко. Занавес распахнут, красавица юна и наивна, ее поддерживает старшая подруга. На последующих картинах серии появятся двое детей, кормилицы, служанки. И последняя из цикла картин неизвестного художника явит нам задернутый занавес: прекрасная дама покинула и ванну, и этот мир.

Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой. Школа Фонтенбло. Около 1594 г.
Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой. Школа Фонтенбло. Около 1594 г.

Частый грех

Материальная база для мытья в Средние века была подготовлена римлянами. Теперь это стало делом личным — каждый мылся как хотел. А в определенных кругах — и государственным: особым ритуалом в присутствии половины придворных, здравомыслящим королевам и три раза за жизнь было многовато. Но «заниматься малым туалетом» по нескольку раз в день им ничто не мешало. И, кстати, если в церковных посланиях мытье регулярно предается анафеме как грех, очевидно, что грешили таким образом прихожане активно и с удовольствием.

И горячий шоколад

Ванна с шоколадом. Неизвестный художник. XVII в.
Ванна с шоколадом. Неизвестный художник. XVII в.

Созерцая это комфортное европейское бытие, запечатленное в искусстве, еще раз задумаемся, как же изысканна и прихотлива была тогда жизнь в ванной, с чашечкой шоколада, вазой фруктов — и душистой теплой водой.




Поделиться ссылкой