Живопись XIX века

На рубеже XVIII и XIX вв. самые интересные достижения английского изобразительного искусства лежат в жанре пейзажа, прежде всего акварельного. Именно в пейзаже живопись Англии опередила континентальную Европу.

Англия

Несомненно, самое существенное влияние на живопись XIX столетия из английских художников оказал Джон Констебл (1776–1837). Сын мельника из Суффолка, Констебл никогда не был в других странах и изучал только ту живопись, которую мог видеть у себя на родине. Особое его восхищение вызывал Клод Лоррен, и некоторые ранние произведения Констебла навеяны пейзажами французского классициста («Дедхемская долина», 1802). Готические соборы, виды городка Солсбери, морской берег в Брайтоне, река Стур, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его «любимой старой, зеленой Англии» – все это передано Констеблом достоверно-конкретно, но, кроме того, так, что зритель ощущает свежесть ветра, прохладную тень, залитое солнцем пространство, звук падающей воды и стремительность несущихся облаков или дождевых туч.

Констебл достигал искусной передачи быстро сменяющихся эффектов освещения, ощущения свежести зелени, жизни каждого предмета – благодаря тому, что одним из первых стал писать этюды на пленэре, на открытом воздухе, опередив таким образом в поисках необычайной свежести колорита и непосредственности впечатления художников французской школы («Собор в Солсбери из сада епископа», «Телега для сена», 1821; «Прыгающая лошадь», 1825). Скромные по размерам пейзажи Констебла близки к этюдам с натуры, а этюды имеют самостоятельное значение, хотя многие из них предназначались для какой-то большой картины («Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», около 1834). Передача мгновенного состояния природы придает каждому из них особую прелесть незавершенности и остроты. Сам художник писал о себе: «Возможно, жертвы, которые я приношу ради света и яркости, слишком велики, но ведь они главное в пейзаже».

Джон Констебл Собор в Солсбери из сада епископа 1823
Джон Констебл Собор в Солсбери из сада епископа 1823. Картины Констебла на парижских выставках 1824 и 1825 гг. явились подлинным откровением для французских романтиков. Красно-коричневатые и серебристые тона Констебла напоминают колорит венецианцев. Сочетая зеленое с белилами, он умел передать влажность зелени, на которой как будто сверкают капли росы

Типичным романтиком можно назвать другого английского пейзажиста – Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775–1851), с его гигантскими красочными полотнами, полными световых эффектов. В отличие от Констебла к Тернеру рано пришло признание. С одиннадцатилетнего возраста он стал выставлять свои акварели в цирюльне отца, копировать и раскрашивать эстампы, с пятнадцатилетнего – участвовать в ежегодных выставках Королевской Академии искусств. В 1802 г. он уже академик, в 1809 – профессор в академических классах.

Биографические сведения о художнике скудны, зато наследие его огромно, более 21 000 произведений на исторические, мифологические, жанровые сюжеты, но главное в его творчестве пейзажи.

Уильям Тернер. Кораблекрушение. 1805
Уильям Тернер. Кораблекрушение. 1805. Стихией Тернера было море, насыщенный влагой воздух, движение туч, взлет парусов, бушующие природные силы, от феерических снежных ураганов до яростных морских бурь («Кораблекрушение», 1805). Передача света и воздуха, фантастических световых эффектов, возникающих во влажной атмосфере, была главной его задачей, («Морозное утро», 1813). Не случайно он стал мастером акварели – техники, столь любимой английскими художниками (виды Венеции, швейцарские пейзажи). Его интересовали воздушная атмосфера, мгновенные изменения в природе, то впечатление от света и воздуха, поиск передачи которого через несколько десятков лет захватит целое поколение живописцев. Предметы в системе Тернера постепенно превращаются в красочное пятно и служат лишь материалом для колористически-декоративного построения. В этой «беспредметности» – основа тернеровского декоративизма. С 1840- х гг. в творчестве Тернера намечается внутренний кризис, совершается определенный упадок: размягчение формы, дисгармония цвета. Констебл говорил, что Тернер пишет «подкрашенным паром»

Братство прерафаэлитов

В викторианский период (вторая половина XIX столетия), когда в английской живописи господствовало «официальное академическое искусство», возникает такое значительное явление как «Братство прерафаэлитов». С этим объединением, связывают имя художника Форда Мэдокса Брауна (1821–1893) хотя, по сути, он не входил в него. Прерафаэлиты, однако, объявляли его своим главой. Он писал в основном исторические и религиозные картины («Чосер при дворе Эдуарда III», 1845–1851; «Лир и Корделия», 1849), но настоящим откровением для современников стали два его произведения жанрового характера: «Прощание с Англией» (или «Последний взгляд на Англию», 1852–1855), и «Труд» (1852–1865) – на тему не менее актуальную в самой развитой промышленной стране Европы, в котором художник не только изобразил людей труда, а противопоставил их праздным богачам. Братство прерафаэлитов возникло в 1848 г. и объединяло художников преклонявшихся перед искусством раннего итальянского Возрождения: Б. Гоццоли, Ф. Липпи, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли, то есть мастеров, работавших до Рафаэля (отсюда и название), но также и неприятие современной цивилизации, безликости современного искусства. Многое их роднило с художниками-романтиками: любовь к старине, легендам, сказаниям. Они выступали за высоконравственные устои искусства. У прерафаэлитов был свой идеолог – художественный критик Джон Рескин (1819– 1900), провозглашавший идеи нравственного и художественного воспитания в духе «религии и красоты».

Данте Габриэль Россетти Сон наяву. 1880
Данте Габриэль Россетти Сон наяву. 1880. Практически во всех работах Россетти присутствует одна и та же модель – возлюбленная художника Джейн Моррис, супруга Уильяма Морриса. С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив ее имя так же, как и имя. Среди самых известных его работ – «Сон наяву», к которой художник написал сонет
Джон Эверетт Миллес. Офелия 1852
Джон Эверетт Миллес. Офелия 1852
Холман Хант. Светоч мира 1852–1854
Холман Хант. Светоч мира 1852–1854
Э.К. Берн-Джонс. Любовь среди руин. 1893
Э.К. Берн-Джонс. Любовь среди руин. 1893

Каждый из художников братства прерафаэлитов был индивидуальностью и шел своим путем. Данте Габриэль Россетти (1828–1882; «Детство Марии», 1849; «Благовещение», 1850; «Беата Беатрикс», 1863; «Сон Данте», 1870–1871) и Эдвард Коли Берн-Джонс (1833–1898; «Золотая лестница», 1876– 1880; «Король Кофетуа и нищенка», 1880–1884; «Любовь среди руин», 1893) тяготели к символизму и декоративной изысканности. Холман Хант (1827–1910; «Светоч мира», «Пробуждение совести», 1853–1854) Джон Эверетт Миллес (1829–1896; «Лоренцо и Изабелла», 1849; «Христос в доме родителей», 1850; «Офелия», 1852; «Страж Тауэра», 1876) – достигали почти натуралистической достоверности в своих картинах на литературные и религиозные сюжеты с их резкими цветовыми соотношениями и тщательно выписанными деталями.

Франция

С приходом к власти Наполеона меняет свой характер одно из ведущих художественных направлений прошлого столетия – классицизм. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилем империи, монументальным и изысканно-роскошным, в основу которого легли архитектурные формы и орнаменты.

В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, незадолго до Великой Французской Революции, это требование приобретает более целенаправленный и программный характер.

Самым значительным живописцем этого времени становится Жак Луи Давид (1748–1825). В его творчестве античные традиции и эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, что и дало новую фазу классицизма во французской культуре – «революционный классицизм».

После получения «римской премии» как лучший ученик Академии Давид едет в Италию (1775), где, познакомившись с памятниками античности, испытав, как многие художники тех лет, влияние трудов историка Винкельмана и живописи немецкого классицистического художника Рафаэля Менгса, находит свой путь.

В период наполеоновской империи Давид становится первым живописцем императора. По его заказу мастер пишет крупномасштабные полотна («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801; «Коронация», 1805–1807), хотя и исполненные с живописным блеском, но холодные, напыщенные и полные театральной патетики. Помимо исторических композиций Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. В таких портретах, как парные портреты супругов Серезиа (1795) или знаменитый портрет мадам Рекамье (1800), строгим изяществом своего письма этот художник определил характерные черты ампира.

Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784–1785
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784–1785. Накануне революции идеалом французского буржуазного общества, к которому принадлежал и Давид, была античность, но уже не греческая, а римская, времен Римской республики, что нашло свое отражение в его картине «Клятва Горациев» (1784–1785). Гражданская публицистическая тема здесь раскрывается в сюжете из истории Рима: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами,— решенная прямолинейно, в строгой, почти аскетической манере, картини явилась боевым знаменем новых эстетических взглядов. Логически ясная композиция, где фигуры, похожие на античные статуи или скорее на античный рельеф, четко распределены на три группы, соответствующие трем аркам колоннады фона (слева – братья, справа – женщины, оплакивающие их, замок композиции – фигура принимающего клятву отца), линеарно-пластическая трактовка формы, резкий рисунок, жесткий локальный цвет, не допускающий никакой сложной нюансировки, весь точный и лаконичный язык создают монолитность произведения. Героическая тематика свойственна и другой известной картине Давида – «Клятва в зале для игры в мяч» (1790–1791)
Жак Луи Давид Смерть Марата. 1793
Жак Луи Давид Смерть Марата. 1793. После смерти «друга народа» Жана Поля Марата, Давид по поручению Конвента пишет одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Марата». Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла убийца Шарлотта Корде (виден даже текст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право...»); голова, обернутая полотенцем, и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились; на тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно, как на античной стеле, написано «Марату, Давид». Большие цветовые пятна серо-желтого (лицо и простыня), ярко-охристого (тумба) и зеленого (ванна), статуарно-пластическая, линеарная трактовка формы – все делает картину Давида произведением сурового, чисто классицистического стиля и придает ему мемориальный характер. «Смерть Марата» была воспринята зрителем, участником революционных событий, как подлинный реалистический жанр

Из его обширной мастерской вышли такие живописцы как Франсуа Жерар, Анн Луи Жироде, Антуан Гро и, наконец, Жан Огюст Доминик Энгр.

Именно Энгру предстояло превратить классицизм, характерный для живописи Давида, в академическое искусство, с которым вступили в противоборство романтики.

Энгр преклонялся перед античностью. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Произведение, за которое он получил «Grand Prix de Roma» (большую Римскую премию) – «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801) – свидетельствует о том, что он уже в юности полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный рельеф, колористическое решение подчинено рисунку и линеарно-пластической моделировке.

В «Автопортрете в возрасте 24-х лет» (1804) уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей. На модель Энгр смотрит более отчужденно, чем его учитель Давид. Пластический и линейный ритм в трактовке образа, чеканность формы, четкость рисунка играют и здесь для него значительнейшую роль.

Жан Огюст Доминик Энгр Портрет мадемуазель Ривьер. 1805
Жан Огюст Доминик Энгр Портрет мадемуазель Ривьер. 1805. Так, в портрете мадам Ривьер особое значение имеет избранная им композиция овала, вписанного в прямоугольник. Этот овал подчеркивают текучесть складок платья, кашемировой шали, мягкость голубых бархатных подушек. Разворот в три четверти сужает линию плеч, делает более хрупкой и скованной фигуру мадемуазель Ривьер на фоне ясного, но далекого пейзажа. Ослепительно светлая холодная красочная гамма подчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира

В последующих женских портретах у Энгра появится чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это будет создавать замысловатый орнаментальный узор, сложности которого будут вторит и композиционные приемы, такие как передача отражений в зеркалах («Портрет мадам де Сенонн», 1814; «Портрет мадам Инес Муатессье», 1856).

Во время своего пребывания в Италии Энгр много рисовал архитектуру Вечного города, и знаменательно, что на одном из маленьких тондо, выполненных в масляной технике, он запечатлевает домик Рафаэля – художника, который на всю жизнь остался для него образцом для подражания, истинным кумиром.

Жан Огюст Доменик Энгр Одалиска и рабыня. 1842
Жан Огюст Доменик Энгр Одалиска и рабыня. 1842. Неким отходом от привычной схемы классицизма, предвестием романтического направления было и появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски, со всеми их условно-восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В тематических картинах 1810-х гг. Энгр остается верен классицистическим темам. В отличие от Давида он, далекий от политических волнений, стремится проникнуть в суть языческого мифа. Явным нарушением классицистических норм явилась его большая картина «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811), сюжет которой заимствован из первой песни «Илиады». Для усиления эмоциональности художник изображает Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, тело которой как будто лишено анатомической правильности, неестественно вывернута ее левая рука, слишком велика шея. Все это также было сделано для того, чтобы усилить передачу ее взволнованного состояния и страстность ее мольбы. Стоит отметить, что изменение в пропорциях человеческих фигур в целом является характерной чертой живописи мастера, стремившегося любимыми способами добиться впечатления идеальной гармонии.

Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству, именуемому «Школой» в целом. Романтической живописи произведений свойственно тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности». Мир в воображении (и соответственно изображении) романтиков предстает в непрерывном движении. Даже излюбленный классицистами мотив античных руин, трактуемый ими как символ неувядаемости вечности, превращается у романтиков в символ бесконечного течения времени.

Теодор Жерико Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку. 1812
Теодор Жерико Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку. 1812. В Салоне, являвшемся самой престижной художественной выставкой Парижа на протяжении нескольких столетий, в 1812 г. Жерико заявил о себе большим полотном-портретом, носящим название «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку». Картина имела успех, и художник получил за нее золотую медаль. Но его следующее большое произведение – «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814) потерпело полную неудачу, поскольку многие увидели в фигуре воина, с трудом спускающегося со склона и еле удерживающего коня, определенный политический смысл – намек на разгром Наполеона в России, выражение того разочарования в политике Наполеона, которое испытывали многие французы
Теодор Жерико Раненый кирасир, покидающий поле боя 1814
Теодор Жерико Раненый кирасир, покидающий поле боя 1814
Теодор Жерико Плот «Медузы». 1819
Теодор Жерико Плот «Медузы». 1819. События, произошедшие с французским кораблем «Медуза» летом 1816 г., дали Жерико возможность обратиться к сюжету, полному драматизма и привлекшему внимание общественности. Фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала. Из ста сорока человек, высадившихся на плот, лишь пятнадцать,оставшихся в живых на двенадцатый день, подобрал бриг «Аргус». Причину гибели «Медузы» многие усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции

Представители «Школы», академисты восставали в свою очередь против языка романтиков: их насыщенного и теплого колорита и моделировки формы, построенной на сильных контрастах цветовых пятен, против экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности, против смелой, иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Так Энгр, непримиримый враг романтиков, говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, и в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины.

Борьба эта длилась почти полстолетия, романтизм в искусстве одерживал победы не легко и не сразу, и первым художником этого направления был Теодор Жерико (1791–1824) – мастер героических монументальных форм, который соединил в своем творчестве и классицистические черты, и черты самого романтизма, и реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины XIX в. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

В 1817 г. Жерико изучал в Италии искусство античности и Возрождения, перед которыми преклоняется и которые, как признавался сам художник, порой подавляли его своим величием. Этого мастера еще многое сближало с классикой и классицизмом. Точный рисунок, четкий контур, пластичность форм, моделированных светотенью, а главное – тяготение к монументальному, эпическому, к образам широкого общественного звучания, что роднило его с Давидом.

В итоге длительной работы Жерико создает гигантское полотно 7×5 м. кв, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль.

Картина написана в суровой, даже мрачной гамме, нарушаемой редкими вспышками красных и зеленых пятен. Рисунок точный, обобщенный, светотень резкая, скульптурность форм говорит о влиянии классицистических традиций. Но сама современная тема, раскрытая на бурном драматическом конфликте, который дает возможность показать смену разных психологических состояний и настроений, доведенных до крайнего напряжения, построение композиции по диагонали, усиливающее динамический характер изображаемого, – все это черты будущих романтических произведений. Через пять лет после смерти Жерико именно к этой картине впервые был применен термин «романтизм».

Жерико несомненно явился провозвестником и даже первым представителем романтизма в живописи. Колористические поиски Жерико были толчком для колористической революции Делакруа, Коро и Домье. Но такие работы, как «Скачки в Эпсоме», и портреты сумасшедших проводят от Жерико прямые линии к реализму.

Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798–1863). Сын бывшего члена революционного Конвента, видного политического деятеля времен Директории, Делакруа вырос в атмосфере художественных и политических салонов. В девятнадцать лет он оказался в мастерской классициста Герена. В юношеские годы он испытывает влияние художника Гро, но больше всего – Жерико, а кумирами всей его жизни были Гойя и Рубенс.

Эжен Делакруа Алжирские женщины в своих покоях. 1834
Эжен Делакруа Алжирские женщины в своих покоях. 1834

Поездки в Марокко и Алжир в конце 1831 – в 1832 гг., в экзотические страны обогатили палитру Делакруа и вызвали к жизни две его знаменитые картины: «Алжирские женщины в своих покоях» (1834) и «Еврейская свадьба в Марокко» (около 1841). Колористический дар Делакруа проявляется здесь в полную силу. Цветом художник прежде всего создает определенное настроение. Марокканская тема будет еще долго занимать Делакруа.

Реалистическое направление в живописи Франции связано прежде всего с именем Гюстава Курбе, который, однако, отказывался от этого определения, применяемого относительно его искусства. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал писатель Эмиль Золя, на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Реалисты заговорили четким, ясным языком, который пришел на смену «музыкальному», но зыбкому и смутному языку романтиков.

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830
Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830. Одна из самых знаменитых работ Делакруа связана с июльскими событиями 1830 г. Настроения революционных событий этого времени он передает в аллегорическом образе «Свободы на баррикадах» (другие названия – «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г.»). Женская фигура во фригийском колпаке и с трехцветным знаменем сквозь пороховой дым по трупам павших ведет за собой восставшую толпу. Одни критики ругали художника за излишний демократизм образов, называя фигуру «Свободу» «босой девкой, бежавшей из тюрьмы», другие упрекала его за компромисс, выразившийся в соединении столь реальных образов – мальчика с оружием в руках, студента, держащего ружье (в котором Делакруа изобразил себя), рабочего и других – с аллегорической фигурой Свободы. Однако взятые из жизни образы выступают в картине как символы основных сил революции. Исследователи усматривают в строгом рисунке и пластической ясности «Свободы на баррикадах» близость к давидовскому «Марату», лучшей картине революционного классицизма. Эта была не первая картина Делакруа на тему современной истории. В 1824 г. он изобразил один из эпизодов войны Греции за независимость в картине «Резня на острове Хиос»

Жизнь выдвигает нового героя, которому в скором времени предстоит стать и главным героем искусства – трудового человека. В искусстве начинаются поиски обобщенного, монументального образа труженика, в противовес тому анекдотически-жанровому, который существовал до сих пор.

Реализм, как его понимал Курбе, являлся элементом романтизма и был сформулирован еще до Курбе: это, прежде всего правдивое изображение современности, того, что видит вокруг себя художник. Больше всего наблюдал и лучше всего знал Курбе обитателей своего родного Орнана, деревень его местности Франш-Конте, поэтому именно жители этих мест, сцены из их жизни и послужили для Курбе теми «портретами своего времени», которые он создал. Простые жанровые сцены он умел трактовать как возвышенно-исторические, и незатейливая провинциальная жизнь приобрела в его произведениях героическую окраску.

Гюстав Курбе. Похороны в Орнане. 1851
Гюстав Курбе. Похороны в Орнане. 1851. Самое знаменитое живописное произведение Курбе – «Похороны в Орнане» завершает поиски художника в области монументальных картин, созданных на современный сюжет (1849). В этой масштабной композиции, размером 3,5 × 6,6 м, где мастеру удалось изобразить 147 персонажей, представлена сцена погребения, на котором присутствует все общество Орнана во главе с мэром. Умение передать типическое через индивидуальное, создать целую галерею провинциальных характеров на материале сугубо конкретном – на портретных изображениях родственников, жителей Орнана, огромный живописный темперамент, колористическая гармония, свойственная Курбе, неудержимая энергия и мощный пластический ритм ставят «Похороны в Орнане» в ряд с лучшими произведениями классического европейского искусства. Но контраст торжественной церемонии и ничтожности людских страстей даже перед лицом смерти вызвал целую бурю негодования публики, когда картина была выставлена в Салоне 1851 г. В ней видели клевету на французское провинциальное общество и с тех пор Курбе стал систематически отвергаться официальными жюри Салонов, поскольку все чаще его обвиняли в «прославлении безобразного»

Для живописца Курбе пластическая форма воплощалась прежде всего в объеме, и объем предметов был для него важнее их силуэта. Он редко обращался в своих картинах к эффекту уходящего вглубь пространства, его фигуры, напротив, словно выступают из плоскости холста. Форма Курбе не опирается ни на перспективу, ни на геометрию, она определяется прежде всего колоритом и светом, которые лепят объем. Цвет вообще был главным выразительным средством живописи Курбе. Его гамма очень строга, почти монохромна, построена на богатстве полутонов. Тон в его картинах изменяется, становится все интенсивнее и глубже при утолщении и уплотнении красочного слоя, для чего часто Курбе заменяет кисть мастихином. Художник достигает прозрачности света в полутонах не так, как обычно это делали лессировками, а при помощи наложения плотного слоя краски, одна рядом с другой в определенной последовательности. В 1855 г., когда Курбе не был принят на международную выставку, он открыл свою экспозицию в деревянном бараке, названном им «Павильоном реализма», и предпослал ей каталог, в котором изложил свои принципы реализма. «Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство – такова моя цель», – провозглашает художник. Декларация Курбе к выставке 1855 г. вошла в искусство как программа реализма.

Все исторические события, происходившие во Франции, начиная с революции 1830 г. и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 г., нашли самое яркое отражение в творчестве одного из крупнейших французских художников – Оноре Домье (1808–1879). Его учителем во многом явилась живопись старых мастеров, особенно художников XVII в., и античная скульптура, которые он имел возможность изучать в Лувре, а также творчество современных ему художников романтического направления.

Оноре Домье. Вагон III класса. Ок.1862
Оноре Домье. Вагон III класса. Ок.1862. Фрагментарность композиции – излюбленный прием Домье – всегда позволяет ощущать изображенное в картине как часть действия, происходящего за ее пределами («Восстание», 1848?; «Семья на баррикаде», 1848–1849; «Вагон III класса», ок. 1862). Динамичность, переданная точно найденным жестом и поворотом фигуры, и силуэтное ее построение – средства, которыми художник создает монументальность образа («Прачка»)

Главным предметом живописного творчества Домье становится мир простых людей: прачек, водоносов, кузнецов, бедных горожан, городской толпы.

Монументальность и цельность его образов, смелое новаторство композиции, живописная свобода, мастерство острого, экспрессивного рисунка имели огромное значение для искусства последующего этапа.

Теодор Руссо. Опушка леса в Фонтенбло Заход солнца. 1848–1850
Теодор Руссо. Опушка леса в Фонтенбло Заход солнца. 1848–1850

Реалистическое направление во французском пейзаже начинается с творчества мастеров барбизонской школы (по названию деревушки Барбизон недалеко от Парижа). Но ее название довольно условно, поскольку некоторые из живописцев, например, Шарль Добиньи, вообще не приезжали в Барбизон, но принадлежали к этой школе, поскольку также проявляли интерес к национальному французскому пейзажу. Группа молодых живописцев – Теодор Руссо, Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон и др. – часто приезжали в Барбизон писать этюды с натуры. Картины, написанные на основе этих этюдов, они завершали в мастерской, отсюда законченность и обобщенность композиции и колористического решения. Художников барбизонской школы объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, что, однако, не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность.

Теодор Руссо (1812–1867) тяготеет к подчеркиванию вечного в природе. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, материальность, объемность, что роднит произведения Руссо с пейзажами великого голландского мастера Рейсдала. Но в картинах Руссо («Дубы», 1852) есть чрезмерная детализация, несколько однообразный колорит в отличие от Жюля Дюпре (1811–1889), например, который писал широко и смело, любил светотеневые контрасты и с их помощью создавал напряжение, передавал тревожное ощущение и световые эффекты, или Диаза делла Пенья (1807–1876), испанца по происхождению, в пейзажах которого так искусно передано солнечное освещение, лучи солнца, проникающие сквозь листву и дробящиеся на траве. Из более молодых художников барбизонской школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи (1817–1878). Его картины всегда выдержаны в высветленной палитре, что сближает его с импрессионистами: спокойные долины, тихие реки, высокие травы; его пейзажи наполнены большим лирическим чувством («Деревня на берегу Уазы», 1868).

Жан Франсуа Милле. Анжелюс. 1859
Жан Франсуа Милле. Анжелюс. 1859. В сцене «Анжелюс» Милле изобразил спускающийся вечер, когда последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма картины составлена из мягко сгармонированных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко читаемые над линией горизонта, еще больше усиливают общий лаконизм композиции, наполненной почти эпическим звучанием. «Анжелюс» – это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле. Интересен тот факт, что данное произведение стало одним из навязчивых образов для многих художников, в том числе Винсента Ван Гога, который написал свой вариант «Анжелюса», и для художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Ему казалось, что оно хранит в себе какую-то тайну. Дали обратился к администрации Лувра, где хранилась на тот момент картина, с просьбой сделать и прислать ему рентгенограммы полотна. Рентгенограммы показали, что первоначально на месте корзины с картофелем, был изображен гроб с младенцем, а сцена молитвы в поле на самом деле представляла собой похороны

Одно время работал в Барбизоне Жан Франсуа Милле (1814– 1875), основной темой творчества которого становится спокойный и размеренный мир крестьянского быта. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому произведения Милле редко находили своего покупателя. В небольших по размеру полотнах Милле показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. Именно в труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины «Собирательницы колосьев» (1857) и «Анжелюс».

Для живописной манеры Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда и при помощи объемно-пластической трактовки и ровной цветовой гаммой.

Камиль Коро. Виль-д’Авре. 1867–1870
Камиль Коро. Виль-д’Авре. 1867–1870

Одним из самых тонких мастеров французского пейзажа этого времени был Камиль Коро (1796–1875). Этот художник находит свой собственный «Барбизон» – маленький городок под Парижем Виль-д’Авре. В этих местах Коро нашел постоянный источник своего вдохновения и создал лучшие пейзажи, которые часто населял нимфами или другими мифологическими существами, свои лучшие портреты. Но что бы он ни писал, Коро следовал непосредственному впечатлению и всегда оставался предельно искренним («Мост в Манте», 1868–1870; «Башня ратуши в Дуэ», 1871). Человек в пейзажах мастера органически входит в мир природы. Это не стаффаж классицистического пейзажа, а живущие и делающие свою извечную, простую, как жизнь, работу люди: женщины, собирающие хворост, возвращающиеся с поля крестьяне («Семья жнеца», ок. 1857). В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Но главное – изображение всегда пронизано личным отношением художника, его настроением. Коро не был прямым предшественником импрессионизма. Но его способ передавать световую среду, его отношение к непосредственному впечатлению от природы и человека имели большое значение для утверждения живописи импрессионистов и во многом созвучны их искусству.

Завершая обзор живописи середины столетия, следует сказать, что рядом с искусством реалистического направления продолжает существовать салонная живопись (от названия одного из залов Лувра – квадратного салона, где с 1667 г. устраивались выставки), формирование которой началось еще в годы Июльской монархии и которая переживает расцвет в период Второй империи. Она далека от «больных» вопросов современности, но, как правило, отличается высоким профессионализмом: будь то изображение быта древних греков, как у Жерома («Молодые греки, наблюдающие за петушиным боем», Салон 1847 г.), античный миф, как у Александра Кабанеля («Рождение Венеры», Салон 1863 г.) или светские идеализирующие портреты и «костюмированная история» Винтерхальтера или Мейссонье, смесь сентиментальности с академической холодностью, внешний шик и эффектность живописной манеры.

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863
Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863

Именно салонная живопись и покупалась государством, украшая стены Люксембургского музея и прочие государственные собрания.




Поделиться ссылкой