Жизнь исторических героев

МОСКОВСКАЯ УЛИЦА XVII ВЕКА В ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ
А.П. Рябушкин. МОСКОВСКАЯ УЛИЦА XVII ВЕКА В ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ. 1895 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЖАНРА

Во второй половине XIX в. развитие археологии и этнографии рождает огромный интерес не только к важным событиям истории: появлению государств, войнам, народным бунтам, но и к древним традициям, обрядам, моде, образу жизни людей.

На полотнах художников, на театральных подмостках, в литературных произведениях история расцвечивается бытовыми подробностями, и появляется новое историко-бытовое произведение, где картина мира прошлого становится живой, понятной и близкой.

В 1865 г. художник Вячеслав Шварц пишет полотно «Сцена из домашней жизни русских царей», соединив в ней исторические и бытовые мотивы, — это стало новым словом в живописи! Такое тесное слияние «высокого» исторического жанра и «низкого» бытового ранее было немыслимо! Художник показал царя Алексея Михайловича, играющего в шахматы. Тишиной и уютом веет от этой сцены, от изображения одетого по-домашнему царя, от простой горницы с низким потолком, от играющего на полу котёнка. Если не знать, что здесь присутствует известная историческая личность, то перед нами — бытовой жанр.

КРАСОТА РУССКОЙ СТАРИНЫ

ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД 1895 г.
К.Е. Маковский ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД 1895 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Красочность, исконно русская самобытность и драматизм двух царствований — Ивана Грозного и Алексея Михайловича Тишайшего — были любимыми темами русской литературы и искусства второй половины XIX в. Например, полотно Андрея Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день» передаёт старинную архитектуру, костюмы, предметы быта и особенности поведения героев прошлых времён. Здесь нет важного события, а сюжет чрезвычайно прост. Но волею художника на полотне как в волшебном зеркале является будничная жизнь древней Москвы. Тесную связь литературы, истории и искусства, также характерную для времени, демонстрирует картина К. Е. Маковского «Поцелуйный обряд». Это не просто путешествие в прошлое, а грандиозная по размерам иллюстрация к популярнейшему в те времена роману Алексея Толстого «Князь Серебряный».

Поцелуйный обряд проходил обычно в самом начале пира. Нарядно одетая хозяйка выходила в трапезную, кланялась в пояс и с разрешения супруга одаривала самых именитых и почётных гостей поцелуем, преподносила драгоценный кубок с хмельным напитком, а затем направлялась к женскому столу.

Поделиться ссылкой