Жорж Пьер Сёра (1859-1891)

«Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ.»
Оноре де Бальзак

Сёра прожил всего тридцать два года и написал всего семь больших картин. Но сила его убеждения не только породила новую манеру живописи, но и позволила ей утвердиться как художественному направлению — пуантилизму.

Новаторство и классика

Жорж Пьер Сёра
Жорж Пьер Сёра

Жорж Сёра родился в семье министерского чиновника, благополучной и зажиточной. Еще в детстве заинтересовавшись искусством, в местной школе живописи он осваивал технику традиционного рисунка, копируя гипсовые слепки и репродукции разных художников у скульптора Жюстена Лекьена. В 1878 году Сёра поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Анри Лемана ,ученика Энгра.

Материально обеспеченный благодаря содержанию, выделенному отцом, Сёра имел возможность экспериментировать, не страшась умереть от голода. Очень скоро он стал живо интересоваться новейшими течениями в живописном искусстве. Полотна Моне и Дега, которые ему довелось увидеть на Четвертой выставке импрессионистов, поразили Сёра. Обладавший строго организованным методичным мышлением юноша стал искать собственный путь в огромном пространстве, открытом для художников импрессионистами. Не упускал он из виду и новейшие научные исследования в области физики, в частности оптики. Соединив свет, воздух и оптические законы, Сёра разработал ранее не применявшуюся технику письма, основанную на разделении тонов. Его в высшей степени индивидуальная манера, состоявшая из нанесения на полотно равновеликих мазков, круглых, квадратных или прямоугольных, состоящих из чистых, не смешанных цветов, получила название «пуантилизм».

Первыми же работами, выполненными углем и мелом, художник объявил свой творческий манифест. Его полотна продолжали традиции импрессионизма, хотя радикально отличались техникой. Стремясь научно обосновать эмпирические опыты «впечатлистов», Сёра предложил графический аналог их поисков — отражение «атмосферных» эффектов на полотне. Более того, молодой художник пытался не только систематизировать достижения импрессионистов, но и соединить их открытия с достижениями классических мастеров и даже искусством Древнего мира (Египет, Греция), выведя единую формулу света, цвета и гармонии. Удалось ли ему это?

Нет пророка в своем отечестве

Первые полотна Жоржа Сёра были выставлены в Салоне 1883 года, а также на Первой выставке Общества Независимых художников, где судьба свела его с Полем Синьяком, который стал преданным последователем Сёра. Работая вместе в новой манере, они окончательно дорабатывали технику пуантилизма. Картины, написанные в этом стиле, представляют собой своеобразную мозаику из небольших мазков чистого цвета. Рассматривать вблизи их нельзя — изображение словно «рассыпается» на кусочки. Но с определенного расстояния человеческий глаз компенсирует отсутствие линий, и зритель распознаёт изображенный объект.

Жорж Пьер Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт»
Жорж Пьер Сёра «Купальщики в Аньере» (1884)

Несмотря на то, что эксперименты с разделением цвета проводил еще Эжен Делакруа, такое новаторство не встретило понимания у большинства французских художников. Сёра, Синьяк и примкнувшие к ним Кросс и Люс были вынуждены бороться за признание их метода искусством. Вскоре к неоимпрессионистам присоединились Камиль Писсарро и его сын Люсьен. И только покровительство папаши Писсарро и его авторитет помогли юным бунтарям участвовать в Восьмой выставке импрессионистов, так как Моне, Ренуар и Сислей были категорически против соседства полотен пуантилистов со своими работами.

На этой выставке Сёра представил свою картину «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886). В течение полугода художник ежедневно выезжал туда на этюды, а потом еще почти полтора года работал над самим полотном в мастерской. Техника пуантилизма оказалась не только сложной, но и очень трудозатратной, работа шла медленно.

Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886)
Жорж Пьер Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886)

Критики и публика были в смятении. Они не могли различить, где чья картина (на выставке демонстрировались работы Сёра, Синьяка и обоих Писсарро, Камиля и Люсьена). Да что там, они толком даже не могли разглядеть изображение, ведь для этого требовалось пространство между полотном и зрителем, а в тесноватом зале, заполненном любителями живописи, такой возможности не было. На фоне «Воскресного дня» работы импрессионистов, выставленные в соседних залах, показались зрителям едва ли не классикой! Отныне у них появился новый объект осмеяния и издевок...

Но Сёра не обращал на это внимания. Он продолжал эксперименты не только с цветом, но и с размером «точки», его мазок менялся от работы к работе — от небрежно нанесенных прямоугольников до совсем маленьких кружков, придающих картине странное «механическое» звучание. Кто знает, каких еще высот смог бы достичь беспощадно логический разум Сёра, выводивший формулы из самых мимолетных наблюдений, но в тридцать два года он скоропостижно скончался.

Сёра «Эйфелева башня»
Жорж Пьер Сёра «Эйфелева башня» (1889)

С его смертью развитие пуантилизма как теоретического направления, к сожалению, прекратилось. Не признанный на родине, Сёра имел преданных последователей среди живописцев других стран, но сам пуантилизм остался всего лишь оригинальной и сложной техникой.




Поделиться ссылкой