Квадрат — один из важнейших геометрических символов, который лег в основу плана многих сакральных мест. Древнейшие постройки земледельцев были квадратными или четырехугольными в плане, тогда как план временного разборного жилья кочевника-скотовода был круглым. Так, с древних времен, в противоположность кругу и спирали, эта фигура традиционно олицетворяла устойчивость и стабильность.
В Древней Индии квадрат считался основным символом Земли.
В Китае эта геометрическая фигура также стала олицетворением Земли, тогда как круг был символом Неба. На древних китайских монетах чеканили изображение квадрата и круга, что было символом союза Земли и Неба, единства инь и ян. Считалось, что квадрат лежит в основе космоса, обеспечивает миропорядок и воплощает целостность Поднебесной империи.
В арабской традиции квадрат рассматривали как символ четырех сил, постоянно воздействующих на человека: божественных, ангельских, человеческих и сатанинских. Сердце обычного человека изображали квадратным, а сердце пророка — треугольным, поскольку Сатана не мог влиять на его поступки.
В античности квадрат стал символом четырех стихий. Пифагорейцы считали эту фигуру знаком матери богов Реи, а ее углы — символами воздуха (Гера), воды (Афродита), земли (Диметра) и огня (Эстия). Также у древних греков квадрат был символом души человека и эмблемой богини Афродиты.
Финальной ступенью развития символизма статичности и надежности является куб — геометрическая фигура, состоящая из шести квадратов. Четырехугольные блоки были первым строительным материалом, который человек от начала до конца изготовил своими руками. Главная мусульманская святыня Кааба имеет кубическую форму.
Куб — это закладной камень, основа основ и опора всего сущего. Однако одновременно он и жребий, которым играет богиня счастливого случая Фортуна. Гадательный кубик с нанесенными на его грани числами впервые появился у этрусков и стал символом удачи. Именно такой жребий упомянул Цезарь в своем знаменитом изречении после перехода реки Рубикон.
В греческой мифологии был весьма распространен мотив табу на открытие ящика четырехугольной формы. Так, Афродита запретила Психее заглядывать в золотой ящик, в котором ей следовало принести из подземного царства часть красоты Прозерпины. Однако запрет был нарушен. Точно так же первая женщина Пандора открыла ящик, куда были заключены беды и несчастья.
Квадратура круга — это символ проблемы, которую невозможно решить. Еще в Средние века алхимики пытались справиться с этой задачей, которая для них символизировала противостояние и единство Неба и Земли.
Мандала — это принятая в буддизме геометрическая проекция Вселенной, которую изображают в виде круга, в который вписан квадрат. Этот символ служит для медитации, а также как способ продемонстрировать тщету всего сущего. Монахи в течение долгого времени рисуют мандалу цветным песком на полу храма, чтобы сразу же после завершения работы разрушить ее.
Геометрическая фигура, образованная из двух наложенных друг на друга квадратов, является довольно древним символом, известным еще с эпохи неолита. Считается, что типологически эта фигура близка к октограмме, восьмиконечной звезде, символу Иштари Венеры. Так или иначе, оба символа носят название Вифлеемская звезда. Два наложенных друг на друга квадрата — распространенный мотив русской иконописи, где на фоне этой фигуры изображается пришествие Иисуса Христа.
В Древней Индии, как и во многих странах Древнего мира, города в плане часто были квадратными. Четырехугольная форма планировки повторяла зодиак, являясь его земной проекцией. Причем четырем концам города соответствовали фазы Солнца: северу — зимнее солнцестояние, востоку — весеннее равноденствие, югу — летнее солнцестояние и западу — осеннее равноденствие. Именно такую планировку имеет и Небесный Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова. Астрологи Древнего мира и Средних веков также чертили свои гороскопы не в форме круга, как принято сегодня, а квадратными.
В магических квадратах числа не повторяются и при определенных сочетаниях всегда дают заранее задуманный результат.