Золотой век голландской живописи (1620-1700 годы)

Как прямое следствие появления стиля барокко, конфликтов, вызванных Реформацией и утверждением протестантизма, в живописи северной части Нидерландов на протяжении всего XVII века развивался отдельный, неповторимый и невероятно реалистичный стиль. Религиозные и политические конфликты разделили страну на Фландрию, где сохранился католицизм, и северные провинции, Нидерланды, ставшие протестантскими.

К началу XVII века благодаря заморской торговле и созданию первых колоний Нидерланды стали одной из самых богатых стран в мире. С ростом образованности у европейцев росло и чувство собственного достоинства, а религиозная терпимость голландцев привела к их разрыву с католицизмом и монархией. Численность населения росла, художники всей Европы стремились в Нидерланды в поисках богатых покровителей. Новые художественные и философские идеи находили здесь живой отклик и способствовали дальнейшему процветанию нации.

«Золотым веком голландской живописи» называют период примерно с 1620-х по 1700-е годы, совпадающий с эпохой барокко, но вместе с тем подход и манера здешних мастеров разительно отличались от остальной Европы. Местные жители, благочестивые и трудолюбивые, совершенно иначе относились к жизни и миру, и вкусы их были гораздо более сдержанны и скромны. Поэтому в картинах, что писали по их заказу, отсутствуют типичные для барокко пышные формы и роскошь. Но тем не менее художники этого «золотого века» могут считаться мастерами барокко, ибо унаследовали множество характерных черт этого стиля: пристальное внимание к деталям, реализм, потрясающее мастерство в изображении света, выразительность композиции.

Сцены повседневной жизни

В то время как в изобразительном искусстве Италии, Фландрии и Испании преобладали духовные и религиозные сюжеты, голландские мастера обратились к светской тематике, в полном соответствии с протестантским представлением о том, что человеку не следует создавать «ложных идолов». Люди, покровительствовавшие живописцам, не были ни влиятельными правителями, которые заказывали произведения искусства для своих дворцов, ни религиозными лидерами, желавшими украсить церкви. Это были обычные люди, которым нравилось смотреть на красивые вещи — свидетельства их финансового благополучия. Поэтому голландские художники изображали в основном жанровые сцены, понятные богатому среднему классу, а также писали портреты, интерьеры, натюрморты и пейзажи или картины на исторические темы. Характерной их чертой было техническое мастерство и подчеркнутый реализм. Сами работы были небольшого размера, потому что предназначались для украшения кабинетов, гостиных или помещения магазинов.

По мере того как росло экономическое могущество, менялись и требования к художникам. Произведение должно было соответствовать вкусам покупателей, поэтому автор изображал предмет в точном соответствии с местными особенностями и периодом времени — это делало его работу еще более узнаваемой. Мастера северного Возрождения, такие как Ван Эйк, уделявший особое внимание мельчайшим деталям, не имели себе равных. И современники оттачивали мастерство в своем стремлении достичь его уровня.

Нигде в Европе не было такого количества городов, как в Нидерландах, и самым богатым среди них был Амстердам. Впрочем, остальные центры немногим уступали ему. В Утрехте, к примеру, несколько художников, посетивших Рим, начали творить в манере, близкой к работам Караваджо. Подобно итальянскому живописцу подчеркивая контраст яркого света и глубокого черного фона, они создали стиль, известный как «утрехтский караваджизм». В целом голландские художники находились под влиянием барокко, хотя темы их произведений отличались от работ мастеров остальной Европы.

Основными видами изобразительного искусства того периода были живопись и гравюра. Художники обычно проводили несколько лет в обучении у известного мастера, прежде чем достигали технического совершенства и начинали работать самостоятельно. В отличие от остальной Европы, где художника приглашали для выполнения определенного заказа, голландские живописцы зачастую создавали полотно на свой страх и риск в надежде потом продать его на художественной ярмарке, которые проводились регулярно и собирали множество покупателей, рассчитывавших приобрести шедевр по сходной цене. Искусство было не только предметом национальной гордости, но и частью экономики страны.

«Требуется много времени, чтобы выразить самые глубокие и подлинные чувства» Рембрандт ван Рейн

Основные темы

Большинство живописцев специализировалось на каком-либо жанре. Популярны были исторические полотна, изображавшие события и подвиги прошлого, библейские, мифологические, литературные или аллегорические сюжеты. Пейзажи вызывали особое восхищение, если на них были запечатлены узнаваемые места. Прекрасно продавались серии картин, изображавших одно и то же место в разное время года, и морские виды. В моде были и жанровые сцены, где люди занимались своими повседневными делами, — унаследованный от мастеров раннего северного Ренессанса сюжет.

Зачастую художники помещали в композицию символические «ключи», имевшие определенный поучительный смысл, и поиск таких скрытых «наставлений» создавал дополнительный интерес у покупателя. Завораживающие своим реализмом детали натюрмортов демонстрировали ценность подлинной жизни и мимолетную природу тщеславия и суеты. Но наиболее распространенным жанром были, пожалуй, портреты, ибо преуспевающие представители среднего класса стремились сохранить свой образ для потомков.

В это время появилось беспрецедентное количество выдающихся художников — Рембрандт (1606-1669), Франс Хальс (около 1580-1666), Рейсдаль (около 1602-1670), Стейнвик (около 1612-1659), Де Хоох (1629-1684) и Вермеер (1632-1675).

Ре́мбрандт Ха́рменс Ван Рейн
Ре́мбрандт Ха́рменс Ван Рейн
Франс Хальс
Франс Хальс
Якоб Ван Рейсдал
Якоб Ван Рейсдал
Питер де Хох
Питер де Хох
Йоханнес Вермеер
Йоханнес Вермеер

Зеркало природы

Небывалый реализм стал одной из характерных черт живописи этого периода. Эффект света, струящегося сквозь оконное стекло, унаследован напрямую от итальянского барокко. На картине художник — вероятно, сам автор картины, хотя лицо его не видно зрителю, — работает над портретом молодой женщины. Она стоит у окна, на фоне висящей на стене большой карты Нидерландов. Складка разделяет северные и южные провинции, что символизирует политическое и религиозное противостояние. На картине множество других символических знаков, некоторые из которых отсылают к католицизму и гонениям на него. Вермеер, как ни странно, остался католиком в своей протестантской стране.

«Искусство живописи» («Мастерская художника»), Ян Вермеер, около 1666, холст, масло
«Искусство живописи» («Мастерская художника»), Ян Вермеер, около 1666, холст, масло

Живопись для людей

Искусство, создаваемое для простых людей, — даже если они богаты — это феномен, прежде не встречавшийся в истории, но постепенно именно оно завоевало Европу. Англичанин, посетивший Амстердам, писал, как удивился, увидев произведения живописи в магазинах и домах простых купцов и узнав, что горожане поддерживают своих художников и гордятся ими.




Поделиться ссылкой