Лиризм стихотворения «Море» имеет глубоко личную природу: автор был влюблён в Марию Протасову, девушка отвечала ему взаимностью, но её родители были против этого брака.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: элегия.
Вид лирики: пейзажная; любовная; философская.
В стихотворении описаны две стихии — море и небо. Переменчивое и необузданное море (Мария Протасова) не может дотянуться до неба (Василий Жуковский) — лишь иногда, во время сильной бури (противостояния окружающему миру) им удаётся соприкоснуться.
Стихотворение можно разделить на три смысловые части — «Тихое море», «Буря» (встреча моря и неба), «Затишье» (предвещающее возможные бури и новые встречи моря и неба).
Размер: четырёхстопный амфибрахий. Рифма: белый стих (рифмы нет).
Эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «смятенной любовью», «тревожной думой», «глубокую тайну», «напряжённой грудью», «радостно блещет», «таинственной, сладостной».
Метафоры-олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны».
Аллитерация: «ш» — «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу» (обеспечивает звуковое сходство с морскими волнами).
Риторические вопросы: «Что движет твоё необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряжённая грудь?»
К какой тематической группе можно отнести стихотворение «Море»?
Ответ. Одновременно к трём — пейзажная, философская, любовная лирика.
Почему Жуковский применяет к морю приём олицетворения?
Ответ. Это позволяет выстроить параллель между образом моря и образом человека. Рассматривая море как метафору, мы можем увидеть в олицетворённом образе моря черты возлюбленной Василия Жуковского Марии Протасовой. Своими чертами автор наделил образ неба.
Какой образ в стихотворении противопоставлен образу моря?
Ответ. Образ неба.