Английская литература XIX века

XIX столетие в Англии принято называть викторианским. С фактологической стороны это не совсем верно: королева Виктория взошла на английский трон лишь в 1837 г. (и оставалась на нём шестьдесят с лишним лет). Век начинался долгими войнами с Наполеоном, потом настали годы политической реакции. В литературе начало века было эпохой романтиков.

Глубокая река. Английская гравюра конца XVIII в.
Глубокая река. Английская гравюра конца XVIII в.

В 1798 г. два молодых поэта — Уильям Вордсворт и Сэмюэл Колридж выпустили книгу стихов «Лирические баллады». Вордсворт написал к ней предисловие, воспринятое как манифест новой литературной школы. В Англии эпоха романтизма оказалась менее продолжительной, чем в других странах, — всего три десятилетия. Но по богатству талантов, по яркости художественных свершений с ней едва ли сравнится любой другой период в истории английской литературы.

Романтики возвестили новое понимание искусства. Оно должно было стать естественным и непредсказуемым, как сама жизнь, и открыть прекрасное — в будничном, непреходящее — в мимолётном, вечное — в неуловимом и мгновенном. Поэзия давала идеальную возможность осуществить эту идею. Романтическая эпоха стала звёздным часом английской поэзии: мечтательной, согретой лиризмом, как стихи Вордсворта и Джона Китса; провидческой, философской, как баллады Колриджа; бунтарской, пронизанной отзвуками грозных событий времени, как поэмы Джорджа Байрона.

Ч. К. Браун. Фронтиспис книги Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»
Ч. К. Браун. Фронтиспис книги Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба»

Жизнь всех этих поэтов отвечала духу, пафосу их творчества. Для них не существовало разрыва между словом и поступком, художественным манифестом и реальным поведением, которое очень часто тоже представляло собой поэтический сюжет, но только воплотившийся в ситуациях и обстоятельствах самой действительности. Почти неизменно этот сюжет приобретал отчётливый оттенок драматизма. Романтики редко встречали сочувствие в обществе, а отпущенный им исторический срок оказался краток. Смерть Байрона в 1824 г. возвестила закат романтизма. Настали другие времена.

В викторианской Англии на авансцену выдвинулось поколение, возвестившее о своей твёрдой приверженности реализму. Он господствовал в английской литературе десятки лет и создал традицию, остающуюся живой и притягательной по сей день. Викторианство — это и стиль жизни, и этическая доктрина, и мирочувствование. В ту пору преобладала уверенность, что такой счастливой эпохи ещё не было за всю историю человечества. Утверждавшие это говорили о политической стабильности и промышленном росте, об успехах науки и просвещения, о прогрессе во всех областях жизни.

Но находились и пессимисты. Для них дух викторианства означал торжество плоского материализма, когда всё становится вульгарным: устремления и верования, идеи и принципы, обычаи и быт. Выдающийся историк и философ Томас Карлёйль (1795—1881) писал о наступлении «механического века», которому неведомо, что такое душа, поскольку теперь думают лишь о выгоде и пользе. Так считали многие. И томились мечтой об исчезнувшей романтике.

Королева Виктория
Королева Виктория

Вряд ли эти мечтатели были всегда правы в претензиях к своему времени. Викторианцы действительно доверяли трезвому расчёту, а не вдохновению и придерживались жёстких моральных догм, которые часто оборачивались лицемерием. Но нельзя сказать, что они не ведали сомнений и тревог или оставались глухи к укорам совести, смущённой типичными для тогдашней Англии картинами нищеты и бесправия социальных низов, цинизма и развращённости преуспевших. Эти тревоги и скрытые за ними моральные конфликты постоянно чувствуются в социальном романе — лучшем, что создала английская литература XIX в.

Та эпоха ценила в искусстве прежде всего достоверность свидетельства о жизни, понятую почти буквально: произведению надлежало напоминать картотеку фактов, истинных и доказуемых. Богатство вымысла, ирония, игра, гротеск — всё должно было отступить перед скрупулёзным исследованием общественных явлений. Человек интересовал эту литературу скорее не сам по себе, как личность с собственным неповторимым миром, но как тип, позволяющий понять жизнь определённой социальной среды, её психологию и принятую в ней систему ценностей.

Писателем руководила уверенность, что ему по силам с исчерпывающей полнотой описать и эту среду, и общество в целом, создать картину совершенно ясную и точную, где бы не осталось ничего загадочного или парадоксального. Литературу хотели видеть полезной в прямом значении слова, столь же полезной, как железные дороги или новые методы обезболивания, которые внушали такую гордость викторианцам. Но у творчества свои законы, и художественное наследие викторианского века далеко не во всём оказалось созвучным его представлениям и требованиям.

Английские писатели XIX века




Поделиться ссылкой