Итальянская литература XX века

На рубеже XIX—XX столетий, в эпоху символизма, декадентства и стиля модерн, по всей Европе гремело имя Габриэле Д’Аннунцио (1863—1938) — итальянского поэта, прозаика, драматурга, ярко, красиво и доступно выразившего увлечение всем экстравагантным, потусторонним, эротичным. Гимн утончённому наслаждению (роман «Наслаждение», 1889 г.) перерастал у него в «Триумф смерти» (роман 1894 г.), а смакование низменных инстинктов (рассказ «Вдова», 1902 г.) соседствовало с аристократизмом духа, не исключавшим преступления (роман «Невинный», 1892 г.).

Бенито Муссолини (1883—1945) в 1919 г. основал фашистскую партию, в 1922 г. захватил власть и возглавил правительство Италии

Д’Аннунцио был великолепным мастером малой формы. Его крошечные рассказы (сборник «Пескарские новеллы», 1902 г.) очень разнообразны: здесь и юмор, и мрачный натурализм в изображении жизни нищих и убогих, и грубый эротизм, и гимн жизненным силам природы. В 10-х гг. в Париже с шумным успехом идут пьесы Д’Аннунцио. Он пишет ритмизованной поэтической прозой («Деда без лебедя», 1913 г.), достигая неподражаемого совершенства в словесном изображении красоты материального мира.

Писатель мечтал о возрождении былой славы Италии, о героическом изменении жизни. Поэтому он воспевал войну, сам активно участвовал в Первой мировой войне, командуя звеном бомбардировщиков, а в 1919 г. организовал захват и присоединение к Италии хорватского города Риека. Неудивительно, что фашизм показался ему тем идеалом, который оздоровит больную нацию. Но в то же время насилие фашистов, их «дурной вкус» отталкивали «аристократа духа и природы» Д’Аннунцио. Тогда Муссолини «привязал» классика к режиму, объявив «официальным поэтом» и назначив в 1937 г. главой Итальянской академии.

Габриэле Д'Аннунцио
Габриэле Д'Аннунцио

В поздний период творчества писатель полностью сосредоточился на собственных переживаниях, на своей судьбе, создав ряд лирических автобиографических сочинений («Ноктюрн», 1921 г.; «Сотни и согни страниц тайной книги Д’Аннунцио, пытающегося умереть», 1935 г.).

Движение футуризма (уплат futurum — «будущее») во главе с Филиппо Томмазо Маринетти тоже нашло свой политический идеал в фашизме. Он привлекал культом «сверхчеловека», пафосом патриотизма, доходившим до восславления войны, что было так понятно в Италии, веками разрозненной и униженной. Фашизм обещал счастливое будущее итальянскому народу в великой итальянской империи. Прорыв в будущее мыслился как грандиозный акт художественного творчества, воплощённого в жизнь. Но захват власти фашистами в 1922 г. и реальность их диктатуры стали карикатурой на пропагандировавшиеся ими идеи.

Кадр из фильма «Невинный» по роману Г. Д'Аннунцио. Режиссёр Л. Висконти. 1976 г.
Кадр из фильма «Невинный» по роману Г. Д'Аннунцио. Режиссёр Л. Висконти. 1976 г.

Многие писатели и поэты отошли от официальной «культурной» жизни страны и сохранили верность гуманистическим идеалам. На эту часть итальянской интеллигенции оказал огромное влияние философ Бенедетто Кроче (1866—1952) — идеалист, либерал, властитель дум, «светский Папа», в своей эстетике обосновывавший свободу фантазии, яркую образность, интуицию.

Молодое поколение в 20—30-х гг. уходило в «чистое искусство», внутрь себя и в фантазию, отстраняясь от официозного оптимизма. Б прозе Массимо Бонтемпелли (1878—1960) сформировался «магический реализм», вошедший в моду лишь после войны. В 1931 г. писатель сформулировал его признаки: полёт фантазии, освобождающей от действительности, невероятность целого при реальной конкретности деталей — она позволяет поверить в возможность необычного.

Плакат, приглашающий фашистских легионеров на театральный фестиваль. 1921 г.
Плакат, приглашающий фашистских легионеров на театральный фестиваль. 1921 г.

В поэзии господствовал герметизм — стиль замкнутый, сосредоточенный на зашифрованных образах. Стихи герметиков передают ощущение трагичной отделённости от окружающего мира. Целостный мир распался, есть лишь «фрагменты жизни», поэтому фрагментарны и субъективны стихи Джузеппе Унгаретти (1888— 1970), Эудженио Монтале (1896— 1981), Умберто Саба (1883—1957).

Своего рода манифестом итальянского герметизма стало стихотворение Монтале, увидевшее свет в 1925 г:

Не обращайся к нам за словом,
которое могло бы вдруг
расправить нашу бесформенную душу,
и, выражая, выставить наружу,
и озарить, как крокус — пыльный луг.
……………………………………………………………..
Не жди, что мы открыть миры тебе
поможем,
будь рад убогим звукам и, как ветка,
сухим.
Одно тебе сказать сегодня можем:
чего в нас нет, чего мы не хотим.
(Перевод Е. М. Солоновича.)

Антифашистская литература, рождённая в рядах Сопротивления, определила стиль и тематику всей итальянской культуры 40—50-х гг. Её знаменем стал неореализм. Писатели стремятся к правде, простоте и ясности. Они верят в силы и здоровую мораль человека-труженика. В это время огромную роль в жизни Италии играет коммунистическая партия. Большинство крупных литераторов отдали дань идеям социализма и коммунизма, видя в них противоядие фашизму.

Итальянскую комедию с её искромётным блеском возродил Эдуардо Де Филиппо (настоящая фамилия Пассарелли, 1900—1984). Его пьесы и их экранизации пользовались особым успехом в СССР («Неаполь — город миллионер», 1945 г.; «Филумена Мартурано», 1947 г.; «Моя семья», 1956 г.; «Суббота, воскресенье, понедельник», I960 г.). Герои комедий Де Филиппо — простые жизнерадостные люди, которые могут постоять и за себя, и за общественную справедливость.

Традиции итальянской народной сказки по-новому продолжил Джанни Родари (1920—1980), используя приёмы сатиры при изображении мира богачей и бездельников («Приключения Чиполлино», 1951 г.).

Неореализм скоро себя исчерпал, в 60-х гг. ему на смену пришла новая волна авангарда и, одновременно, углублённая социально-психологическая проза. В странных романах-притчах Итало Кальвино (1923—1985) много сказочности, гротеска, аллегорий. То две половинки рассечённого сверху донизу человека ведут самостоятельную жизнь, то барон, забравшись на дерево, занимается оттуда благотворительностью (трилогия «Наши предки», 1952—1959 гг.)... Кальвино убеждён, что «современный человек раздвоен, изувечен, ущербен, враждебен самому себе» и при этом стандартен, обычен. Писатель мечтает о возвращении к цельности и ясности, об обретении человеком своего неповторимого лица. Интеллектуальные «игры» в конце XX в. продолжил Умберто Эко, ищущий современные смыслы в культуре прошлых эпох. Соединив, казалось бы, несоединимое, он сделал бестселлером «учёные» философские материи.

Итальянские писатели XX века




Поделиться ссылкой