Ралф Уолдо Эмерсон (1803—1882)

С именем Ралфа Уолдо Эмерсона — философа, поэта, эссеиста, «конкордского мудреца» — связаны громадные перемены, произошедшие в американском национальном сознании. Эмерсон был вдохновителем творческой активности целого поколения. Вырвавшись из плена суровых пуританских традиций, он провозгласил могущество человеческого «я». «Доверься самому себе» — этот главный призыв Эмерсона принёс ощущение свободы не только в литературу, но и в другие сферы американской жизни.

Ралф Уолло Эмерсон
Ралф Уолло Эмерсон
Конкорд — город близ Бостона, штат Массачусетс, где жил Эмерсон. В середине XIX в. там сложился кружок близких Эмерсону по духу писателей, поэтов, мыслителей

Как многие литераторы того времени, Эмерсон происходил из семьи священника и получил богословское образование. Его предки были коренными пуританскими поселенцами Новой Англии. В тридцать лет Эмерсон совершил путешествие в Европу, а в Англию поехал специально, чтобы познакомиться с властителями дум эпохи писателями-романтиками У. Вордсвортом и Томасом Карлейлем (1795—1881). Эти встречи укрепили Эмерсона в решимости посвятить себя литературе и философии.

Самые известные произведения Эмерсона — это морально-философские эссе; они рождались сначала в виде проповедей, а потом объединялись в сборники. Выступления Эмерсона всегда пользовались большим успехом, на них стекались толпы восторженных слушателей, для которых проповедник — привычная и почтенная фигура. Эмерсон использует торжественную, декламационную манеру, характерную для служителей церкви, и вырабатывает свой оригинальный стиль, сочетающий лирическое воодушевление с «космическим» пафосом.

Программная книга Эмерсона — «Природа» (1836 г.). В ней выражены главные идеи писателя, позже он будет только дополнять и развивать их. Эмерсон считает, что причина бед современного общества — уход от природы, которая есть не что иное, как материальное воплощение «высшего божественного начала». В результате человек утратил способность отличать истинное от ложного. Но у человеческого разума достаточно мощи, чтобы прорваться к духовным вершинам. Главное — преодолеть робость и заглянуть в глубины собственного сердца, довериться совести и сделать её влияние основным критерием своих поступков.

Дом Р. У. Эмерсона в Конкорде
Дом Р. У. Эмерсона в Конкорде

«Доверие к себе» — так называлось эссе, вошедшее в сборники «Опыты» (1841 и 1844 гг.). С настойчивостью проповедника Эмерсон учил: «Доверься самому себе — вот призыв, заставляющий, словно звон стальной струны, трепетно биться каждое сердце... Не живи более так, как этого ожидают от тебя обманывающие и обманутые люди, с которыми ты общаешься. Скажи им: „О отец, о мать, о жена, о брат, о друг мой, до сих пор я жил одной только показной стороной жизни. Отныне я принадлежу правде... До ваших обычаев, до того, что у вас принято, мне нет дела. Я желаю быть самим собой"».

В лекции «Молодой американец» (1844 г.) Эмерсон обращается к молодёжи: «Я призываю вас, молодые люди, прислушаться к голосу своего сердца... Сейчас в Америке всё вне стен вашего дома — рынок; дом же ваш — душное обиталище традиции... Вам проповедуют только ходячие добродетели, учат, как добыть и сохранить собственность, воспитывают в вас капиталиста... А вокруг сияют звёзды, стоят леса и горы, живут звери и люди и рождаются великие стремления нового строя жизни... Если только люди сумеют согласовать свои поступки с предначертаниями Духа, нас ведущего, мы сумеем быстро... прийти к новому, превосходному порядку жизни, какого ещё не знала история». Америка, «молодая, свободная, здоровая, сильная», должна «идти во главе движения», а лучшим умам необходимо утвердить интеллектуальную независимость.

Р. У. Эмерсон за работой. 1879 г.
Р. У. Эмерсон за работой. 1879 г.

Положительная программа у Эмерсона сопровождается критикой капиталистического практицизма: «Людей нет... человек просто машина, добывающая деньги. Он — придаток к имуществу». Писателя повергает в шок «обесчеловечивание» личности: «Человек, таким образом, превращается в вещь, в разные вещи... Священник стал церковным обрядом, адвокат — книгой законов, рабочий — станком...» («Американский учёный», 1837 г.).

Идеалы Эмерсона привлекают романтически настроенных интеллектуалов, и образуется круг единомышленников, так называемый трансцендентальный клуб.

Стихи Эмерсона выделялись на фоне преобладавшего в те годы «благозвучия». Он старательно вытравлял гладкопись, чтобы добиться интонации, которая передавала бы напряжённый ход мысли. От этого многие его стихотворения могут показаться написанными в XX в.:

Предвозвещённый трубным рёвом неба.
Приходит снег и, словно не снижаясь,
Летает над землёй, и белый воздух
Скрывает даль, реку, леса, холмы,
Завесил домик фермера за садом.
Пути нет в поле, нарочный задержан,
Разлучены друзья, лишь домочадцы
Сидят перед огнём, заключены
В уединенье буйством снежной бури.

«Снежная буря», 1841 г. (перевод М. А. Зенкевича)

В этой задумчиво-отстранённой пейзажной зарисовке нет многих характерных примет времени: сентиментального пафоса, лирической взволнованности, поучительности, сюжетности, мелодичности. В девяти нерифмованных строках — всего два предложения, развёртывающиеся медлительно, перетекая из строки в строку. Вместо романтических штампов — точность и конкретность языка. Только «трубный рёв неба» и «буйство бури» приподнимают стиль.

«Бостонский гимн» был написан как политическое выступление. Впервые Эмерсон прочитал его 1 января 1863 г. на митинге, посвящённом отмене рабства. Это стихотворение прославляет демократию, образцом которой призваны стать Соединённые Штаты Америки:

Здесь не будет аристократов,
Гордых своим происхождением;
Рыбаки, дровосеки, пахари —
Вот кто создаёт государство.
(Перевод А. И. Старцева.)

Не будет преувеличением сказать, что Ралф Уолдо Эмерсон стоял у истоков зарождающейся американской культуры. Именно этот писатель помог ей поверить в себя, освободиться от рабского подражания европейской традиции и пойти своим собственным путём.




Поделиться ссылкой