«Команда» Пифагора

Пифагор
Пифагор. Фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». 1511 г.

Итак, план, по которому построена Вселенная, имеет математический характер. Отсюда следует, что только математика позволит человеку раскрыть этот план. Понятно, что вслед за рождением такой идеи стали появляться варианты, или модели, устройства мира.

Первой предложила свой вариант «математизированного плана» строения Вселенной группа мудрецов, созданная Пифагором Самосским (жил в 570 — около 490 гг. до н.э.). Эти ученые, так называемые пифагорейцы, жили на юге Италии в городе Кротон, хоть сами были греками.

Пифагорейцев поразило, что весьма различные в качественном отношении явления обладают одинаковыми математическими свойствами. Значит, решили мудрецы, именно математические свойства выражают сущность явлений. Если говорить более точно, то пифагорейцы видели сущность явлений в числе и числовых отношениях. В этих объяснениях природы числу отводилась роль начала начал. Пифагор находил таинственный смысл в числах и фигурах, говорил, что «число составляет сущность вещей; сущность предмета — число его».

Пифагорейцы считали, что все тела состоят из фундаментальных частиц, «единиц бытия», которые в тех или иных комбинациях соответствуют различным геометрическим фигурам. В сумме эти единицы представляют собой материальный объект. Число считалось материей и формой Вселенной. Отсюда и основной тезис учения пифагорейцев: «Все вещи суть числа». А поскольку число выражало сущность всего, то объяснять явления следовало только с помощью чисел.

Пифагорейцы представляли числа наглядно в виде множеств точек (возможно, символизировавших частицы), расположенных в виде фигур, которые могли представлять реальные объекты.

Позже пифагорейцы развили и усовершенствовали свое учение и начали воспринимать числа как абстрактные понятия, а физические объекты — как их конкретные реализации.

Небесные тела и математика

Движения планет пифагорейцы также свели к числовым отношениям. Планеты не блуждают хаотично среди звезд, как считалось ранее, а перемещаются по устойчивым постоянным путям — окружностям. Круговые движения небесных тел свидетельствуют, что эти тела также подчиняются законам математики. Кроме того, пифагорейцы считали, что тела, двигаясь в пространстве, издают звуки. Им было известно, что звуки — это результат движения, точнее, колебания звучащего тела. Пифагореец по имени Архит обнаружил, что высота тона (частота звука) прямо пропорциональна скорости движения тела и обратно пропорциональна его длине.

Пифагорейцы решили, что это открытие является частным случаем общего правила движения, которое распространяется не только на звучащие, но и на видимые тела. По их мнению, планеты движутся тем быстрее, чем дальше они находятся от Земли. Звуки, издаваемые планетами, изменяются в зависимости от удаления от Земли и образуют гармоническое созвучие. Эта «музыка сфер», подобно всякой гармонии, сводится к числовым отношениям, поэтому к ним же сводятся и движения планет.