Государственный бюджет является самым крупным денежным фондом, накопление в который происходит благодаря процессу распределения национального дохода и который расходуется государством для реализации собственных функций и задач. Он включает все главные финансовые операции, такие как доходы разнообразных видов, расходы, государственные займы и т. д. В принципе они все считаются самостоятельными, однако посредством бюджета нацеливаются на единое направление, в полной мере отражая политику государства.
Формирование государственного бюджета базируется на выполнении конкретных принципов, которые существуют ещё с начала XX в.:
Основной задачей государственного бюджета традиционно считается формирование необходимых условий для благополучного развития национальной экономики (подразумеваются макроэкономические цели) и реализации социальных задач в масштабе всего государства (достижение макросоциальных целей).
Бюджеты всех стран общепринято делятся на две части: доходная и расходная. Первая часть бюджета, доходная, создаётся благодаря уплачиваемым физическими и юридическими лицами налогам, а также займам и выпуску денег. Классификация доходов, идущих в госбюджет, зависит от государственного устройства государства: в унитарных государствах они делятся на доходы центрального и местных бюджетов. Федеративные государства характеризуются распределением на доходы бюджета федерального значения, субъектов федерации и доходы региональных бюджетов.
Вторая часть бюджета, расходная, характеризует затраты государства в процессе реализации им собственных функций (социальных, экономических и пр.). Экономисты, как правило, выделяют пять главных статей государственных затрат:
В идеале совокупность доходов бюджета должна точно совпадать с суммой расходов — это означает, что в государстве сбалансированный бюджет. Однако бывают ситуации, когда доходы больше, нежели вся сумма расходов, — в этом случае мы говорим о профиците бюджета. Практически все страны сталкиваются с тем, что величина расходов государства превышает его доходы, — в данной ситуации возникает дефицит бюджета. Как правило, он появляется по причине неэффективной деятельности государственных органов или же под влиянием структурных кризисов в экономике. Среди основных причин образования дефицита бюджета выделяют: падение уровня производства; чрезмерный выпуск денег (эмиссия); большие расходы на социальные нужды; значительные затраты на оборону.
Существует несколько способов финансирования дефицита бюджета:
Под государственным долгом, как правило, следует понимать сумму всех непогашенных обязательств, которые государство дало определенным лицам или организациям (банкам, иностранным правительствам и т. д.). Государственный долг, как правило, разделяется на две части: внутренний (существующая задолженность государства перед предприятиями, гражданами в рамках страны) и внешний (долги государства перед гражданами или правительствами иностранных государств). В зависимости от сроков погашения выделяют несколько типов долгов: кратковременный (сроком до одного года), среднесрочный (термином от одного до пяти лет) и долговременный (на срок более 5 лет). В России управление государственным долгом осуществляет Правительство Российской Федерации.
В России бюджет государства проходит процесс ратификации в Федеральном собрании Российской Федерации (в других странах происходит утверждение парламентом). Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя региональные бюджеты, бюджеты субъектов федерации и федеральный бюджет. Процедура формирования, обсуждения, принятия на законодательном уровне и реализации бюджета носит название бюджетного процесса, который регламентируется Конституцией и законодательством Российской Федерации.
Следует отметить принцип фискального федерализма, на котором базируется финансовая система России. Он предусматривает четкое распределение функций между бюджетами разных уровней. К примеру, государственный бюджет проводит финансирование затрат на оборону, ведение внешней политики государства, в то время как региональные бюджеты — финансирование школьного развития и т. п. Подчеркнём также, что источники доходов у бюджетов тоже свои собственные.
Ответ. 3.
Ответ. 135.