Инфляция: хорошо или плохо?

Ни одного покупателя не обрадует повышение цен. Но цены, которые не повышаются вообще, — дурной знак для экономики.

Инфляция — это поступательный рост цен во времени; она снижает покупательную способность денег. Это означает, что на доллар, фунт или евро сегодня можно купить меньше, чем год назад. Например, если у вас есть доллар, а шоколадка стоит $0,99, вы можете ее купить. Если инфляция поднимает цену до $1,01, шоколадка станет вам не по карману: печально, но это так.

Потребительская корзина

Инфляция измеряется в рамках государства, отражая, как цены меняются со временем. Поскольку цена на товары индивидуального потребления зависит от многих факторов, инфляция измеряется посредством отслеживания цен на набор товаров и услуг, которые приобретают среднестатистические потребители. Такой набор, как правило, называется потребительской корзиной. Так, в Великобритании популярные продукты и товары первой необходимости, например бекон, чай, хлеб, молоко и бензин, были включены в корзину изначально. Выбираемые товары отражают их важность для покупательских моделей в каждый конкретный момент. Но со временем они меняются, так что конкретные товары могут добавляться в потребительскую корзину или исключаться из нее под влиянием моды (или покупательских моделей). В 2015 г., например, были исключены питьевой йогурт и навигаторы, зато корзину пополнили сладкий картофель и подписка на музыкальные каналы (Spotify, например).

Это отражает спад популярности питьевого йогурта и навигаторов на фоне повышающейся популярности сладкого картофеля и Spotify. В корзину также включается среднестатистическая стоимость коммунальных услуг; расходы на транспорт, например сезонный железнодорожный билет; развлечения, например подписка на кабельное телевидение и билеты в кино; издержки на воспитание детей и домашнее хозяйство; единовременные крупные покупки, например отпуск, автомобиль и холодильник; и т. п. Потребительская корзина была введена в Великобритании в 1947 г. и тогда включала в себя 150 наименований; к 2015 г. их количество превысило 700.

Индекс потребительских цен

Отслеживая изменение цен в потребительской корзине, мы можем сделать вывод об общем повышении или падении цен. Это называется индексом потребительских цен (CPI). Представим, что в некий год цена товаров в потребительской корзине составляла €300. Назовем его Годом 0. В следующем году (Год 1) цена составила €330, а еще через год (Год 2) — €390.

Чтобы рассчитать CPI, нам потребуется базовый год: возьмем за основу Год 0. CPI считается так:

Формула

CPI — 100, 110 и 130 соответственно. Инфляция высчитывается из разницы между CPI за два года. Так что инфляция за первый год (Год 0 по отношению к Году 1) составит 110 — 100 = 10%. Инфляция за следующий год (Год 1 по отношению к Году 2) составит 130 — 110 = 20%.

Грядут тяжелые времена

Как и у любого инструмента, у CPI имеются свои ограничения. Если уж на то пошло, он не учитывает разумности и независимости потребителей, согласовывающих свои покупки с изменением цен. Если яблоки становятся слишком дорогими, потребители начнут покупать меньше яблок и больше других фруктов. Если мюсли сильно подешевеют, потребители будут покупать больше мюсли и меньше круассанов. Это называется субститутными предпочтениями: люди будут стремиться урезать свои расходы, замещая один товар другим. Изменения в качестве товаров и услуг также не находят отражения. Например, если технологический прогресс повышает качество товара из потребительской корзины, а цена остается той же, это идет на пользу потребителю, но не отражается в CPI.

Почему цены растут?

Экономисты рассматривают две основные причины инфляции: рост издержек и рост спроса.

Инфляция издержек происходит, когда повышаются связанные с производством издержки (зарплата, налоги, стоимость импорта и сырья). Как только стоимость производства или поставки услуги повышается, должна повыситься и цена на товар, если бизнес хочет продолжать получать прибыль. Поэтому растущие издержки повышают цены.

Инфляция спроса возникает, когда спрос на товары и услуги становится выше их предложения. Тогда производители могут поднять цены и, если они не связаны какими-либо ограничениями, так и делают. Это происходит, когда экономика растет, у людей появляется больше денег на расходы, и их потребности не удовлетворяются имеющимся предложением.

Негативные последствия

Очевидно, что людям не нравится инфляция. Вещи дорожают; на прежнее количество денег теперь можно купить меньше. Не так-то весело, когда не можешь позволить себе что-то купить. В целом, однако, зарплаты растут вместе с инфляцией, так что ее влияние на большинство людей является минимальным, если, конечно, инфляция не стала неожиданной или не вышла из-под контроля.

Падение процентов

От инфляции страдают в основном те, кто живет на фиксированный доход или сбережения. Инфляция обесценивает сбережения, так как на то же количество отложенных денег теперь можно купить меньше.

Вниз...

В целом, инфляция считается признаком процветающей экономики: инфляция спроса говорит о благосостоянии граждан. В последние годы экономической неразберихи инфляция была низкой, а порой и вовсе отсутствовала. Противоположностью инфляции является дефляция: она возникает, если падают цены.

Это вроде бы звучит приятно, поскольку означает, что мы можем купить больше на ту же денежную сумму. Но экономисты и политики плохо относятся к дефляции. Она вызывается преимущественно снижением денежного или кредитного предложения: т. е. люди не так уж многое могут позволить себе купить. Дефляция может стать одной (или основной) из причин рецессии или депрессии. По мере снижения продаж и цен падают доходы от продаж, и бизнесу приходится сокращать персонал, а также снижать уровень производства. Рост безработицы означает, что у людей теперь меньше денег на расходы, поэтому спрос продолжает падать. Экономика попадает в порочный круг снижающегося спроса и снижающихся цен, что, в свою очередь, приводит к снижению прибыли, уровня занятости и, как следствие, к дальнейшему снижению спроса и расходов населения.

Период дефляции был в Японии в начале 1990-х гг. Японское правительство снизило процентные ставки до нуля, стремясь стимулировать расходы населения, но это не возымело ожидаемого быстрого эффекта, и японская экономика начала восстанавливаться лишь в 2006 г. Европа и США пытались избежать дефляции в 2010 г. путем количественного смягчения: увеличивая объем денежной массы в экономике, чтобы стимулировать расходы граждан.

Слишком много денег

Слишком высокая инфляция может оказаться хуже, чем слишком низкая.

Схема

Гиперинфляция возникает, если цены выходят из-под контроля. Самый знаменитый пример гиперинфляции имел место в Веймарской республике между 1921 и 1924 гг. Германия финансировала Первую мировую войну с долгом, вследствие чего международная стоимость ее валюты упала с 4,2 марки за доллар США в начале войны до 32 марок к концу 1919 г. Германии, загнанной в угол необходимостью выплачивать по итогам Первой мировой войны репарации в золоте или иностранной валюте, приходилось покупать валюту по любой цене: вот она и печатала все больше и больше марок. В результате стоимость марки еще упала: до 330 марок за доллар к концу 1921 г. Конференции 1922 г., проводимые в попытках урегулировать репарационный кризис, провалились, и марка отправилась в свободное падение гиперинфляции. К декабрю 1922 г. курс составлял 800 марок за доллар — а всего 11 месяцами позже превысил 4,2 триллиона марок за доллар. К ноябрю 1923 г. общий индекс цен (1 — в базовый, 1914) составил 726 млрд. Печатались купюры номинальной стоимостью в сотни миллионов, затем миллиардов и, наконец, триллионов: самой крупной банкнотой стала 100 триллионов марок. К концу кризиса, во второй половине 1923 г., 300 бумажных фабрик и 150 типографий, использовавших 2000 прессов, круглосуточно печатали деньги.

Последствия для немецкого народа были катастрофичными. Деньги, сбереженные до гиперинфляции, стали бесполезны: суммы, которой раньше хватило бы на приобретение дома, теперь было недостаточно, чтобы купить хлеба. Поняв, что деньги обесцениваются, люди принялись поспешно их тратить. От этого цены взлетали еще активнее, повышая уровень инфляции. Поначалу обеспеченные люди стали вкладывать деньги в предметы искусства, золото, ювелирные изделия и недвижимость, но затем и обычные люди стали скупать вещи: любые вещи. Альтернативная бартерная экономика разрасталась. И это было закономерно: в ноябре 1923 г. батон хлеба стоил 200 млрд марок, а яйцо — 80 млрд, т. е. в 500 млрд раз дороже, чем в 1914 г.

Купюра

Когда деньги дешевле бумаги, на которой напечатаны

Ситуация ухудшалась: людям приходилось возить за собой деньги в тележках. Ныне бесполезными банкнотами стали обклеивать стены или отдавать их детям на поделки, поскольку они стоили куда дешевле нормальных игрушек. Сохранились фотографии людей, топящих банкнотами очаги: ведь дрова стоили дороже.

Инфляция

Рабочим платили наличными в начале дня и давали им полчаса, чтобы потратить зарплату, которая после уже ни на что не годилась. Некоторым платили трижды в день, и такие счастливцы передавали зарплату родственникам у заводских ворот, чтобы те успели ее потратить. Стоимость чашки кофе удваивалась за то время, что человек ее пил. Официанты объявляли о пересмотре цен в меню каждые полчаса.

Фиксированность

Окончательный выход из ситуации нашелся в ноябре 1923 г., когда была введена новая валюта: рентная марка. Поскольку для обеспечения валюты не было золота, ее обеспечивала земля, используемая в сельском хозяйстве и бизнесе. Земля отдавалась в аренду за 3,2 млрд марок в 1913 г., поэтому было выпущено 3,2 млрд рентных марок. Одна рентная марка стоила 4,2 доллара США (стоимость марки до Первой мировой войны) и обменивалась на один триллион старых марок.

Хуже, чем очень плохо

Немецкая гиперинфляция была жуткой, но в Зимбабве было еще хуже. Доллар Зимбабве, введенный в обращение в 1980 г., пережил три официальные реденоминации: в результате доллар четвертого поколения стоил 1 025 изначальных долларов (т. е. число с 25 нулями). В апреле 2009 г. Зимбабве официально отказалось от своей валюты, и все транзакции стали производиться в зарубежных валютах: долларах США, рэндах ЮАР, фунтах стерлингов, евро, рупиях и китайских юанях.

Что почем

Поскольку как слишком высокая, так и слишком низкая инфляция является признаком нездоровой экономики, правительства стремятся к «зоне жизни» при правильном уровне инфляции, который, как правило, составляет 2-3%. Это обеспечивает контролируемый рост экономики, при котором цены не растут быстрее зарплат и сохраняется достаточный уровень спроса, чтобы поставщики продолжали наращивать производительность.




Поделиться ссылкой