Государство и его функции

Государство

Государство — сложный комплекс органов власти и управления, основными задачами которых выступает руководство общественными делами, утверждение законов и законодательных актов, направленных на сохранение единства общества и гарантирование его усовершенствования.

Существуют следующие теории возникновения государства.

Теологическая

Формирование государства предопределено божественной волей. В связи с этим государство является неприкасаемым и находится в зависимости от религиозных учреждений (то есть религиозная власть считается выше, нежели светская)

Патриархальная

Трактовка возникновения государства как процесс развития семьи (в основе форма большой семьи, рода), при этом высшая власть воспринимается как делегированная со стороны общества

Договорная (или теория общественного договора)

Данный подход рассматривает государство как союз людей на базе договора, условиями которого выступают защита частной собственности и персональной неприкосновенности членов общества со стороны государства, а также субсидирование данного государства гражданами. Невыполнение определённых условий выступает предлогом для аннулирования договора и ликвидации государства

Теория насилия

Данная теория рассматривает государство в качестве основного итога завоевания одного народа (или племени) другим, т. е. речь идёт о процессе навязывания своей воли определённому обществу. В данном случае государство трактуется как средство поддержания и усиления господства завоевателей над покорёнными

Ирригационная теория

Интерпретирует создание определённых государств как результат необходимости вести масштабные ирригационные работы, непосильные для разобщённых земледельцев (в Индии, Египте, Китае)

Психологическая теория

В рамках данной теорий люди подразделяются на две части: первая объединяет стремящихся господствовать, вторая — желающих повиноваться. Государство же возникает в результате объединения представителей первой части с целью реализации власти над остальными

Государство выступает ключевым элементом и основным руководящим ядром политической системы, поскольку как раз вокруг него происходит объединение политических институтов, различных политических сил, что, в частности, предопределяется характерными признаками государства. Важно подчеркнуть, что наиболее существенные из признаков употребляются в качестве условия принятия определённых государств субъектами международных отношений со стороны мирового общества. Таким образом, основополагающими признаками государства следует назвать: территорию, население и суверенную публичную власть.

Территория считается неприкосновенной, что выражается в правиле о невмешательстве государственной власти в деятельность остальных государств; неотчуждаемой, поскольку государственные границы фиксируются международными соглашениями с другими странами; исключительной, так как в пределах конкретного государства превалирует власть лишь данного государства.

Население (очень часто многонациональное) — объединение людей, которое проживает на территории конкретного государства и подчиняется его власти. Население выступает в качестве системоообразующего элемента любого государства. Общее подчинение народа государственной власти представляется важным условием сохранения единства государства.

Также первостепенное значение играет суверенитет (понятие было разработано в XVI в. французским юристом Жаном Боденом), который рассматривал его в качестве постоянной и всеобъемлющей власти государства. Государственная власть суверенна, иными словами, выступает главенствующей и является носителем полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в рамках своей страны, а также самостоятельна на международной арене. Она носит универсальный характер, поскольку охватывает всю территорию государства; всё без исключения население, которое проживает в пределах данной территории, а сверх того и иностранных граждан; более того, все общественные и политические организации. Государственная власть пользуется преимущественным правом, которое позволяет отменить распоряжения других властей. Суверенитет во внешней политике подразумевает действие таких принципов, как неприкасаемость территориальных границ, невмешательство других государств во внутренние дела страны.

Суверенитет — специфическая особенность государства, которая проявляется в верховенстве публичной власти в рамках данной страны и самостоятельности государства в сфере международных отношений.

Государство выступает специфической формой организации официальной политической власти, которая характеризуется максимальной концентрацией. Власть проявляется в функционировании государственного аппарата, который можно представить в виде разветвлённого механизма, состоящего из государственных органов и учреждений, официальных лиц, в деятельности которых реализуются политическая власть и руководство обществом. Различные государственные органы (среди которых следует упомянуть законодательные, исполнительные, судебные) наделяются особыми властными полномочиями, проще говоря, они имеют право действовать от имени государства.

Особой чертой публичной власти является опора на механизм принуждения, санкции, функционирование специальной категории людей, для которых основной профессией считается государственная служба. Принудительность можно определить эксклюзивным правом государственной власти, в связи с чем Макс Вебер трактовал государство как объединение, которое «владеет монополией на легитимное насилие». Именно государство имеет в своём распоряжении специальные органы навязывания воли, которые применяются исключительно в обстоятельствах, определяемых законом, ввиду этого государство следует рассматривать как институт законного давления и принуждения в обществе. Необходимо отметить, что подобное принуждение государство, действуя от имени общества и основываясь на законе, вполне способно применять не только в отношении граждан, но и в отношении к партиям, общественным и другим организациям, которые находятся и действуют на территории данного государства. Более того, исключительно учреждения государственной власти пользуются монопольным правом издавать законы, которые направлены на регуляцию общественной жизни и обладают обязательным характером; разрабатывать систему налогов, благодаря которой осуществляется содержание государственных чиновников, а также обеспечение государственной политики.

Эксклюзивность государства заключается в наличии масштабного и специализированного аппарата управленцев, собственных вооруженных сил, значительных финансовых и человеческих ресурсов, которые несоизмеримы с возможностями любой политической организации. Кроме того, государство также является представителем всего общества, как в рамках данной страны, так и на международной арене.

В настоящее время государство выполняет в обществе роль арбитра, что вызвано неравномерной структурой общества, потому как разнообразные социальные группы обладают определёнными интересами, которые очень часто не совпадают с интересами всего общества. Данный аспект и обусловливает необходимость роли государства в качестве судьи, который устанавливает и поддерживает правила рассредоточения общественных ресурсов. Реализуя подобный арбитраж, государство наделяет конкретными гарантиями одни социальные группы, в то же время устанавливая лимиты для других, в определённой степени ущемляет интересы отдельных групп населения, однако параллельно не допускает возникновения напряжённости в обществе в целом. Вместе с тем современное государство постоянно испытывает давление со стороны конкретных социальных групп и отдаёт предпочтение выгодам этих групп, теряя при этом беспристрастность в арбитраже.

В своей деятельности государство реализует ряд функций, которые разделяются на две группы: внутренние и внешние. Под внутренними функциями обычно понимают основные составляющие политики государства в пределах данной страны, к ним относятся:

  • политическая функция — основным содержанием данной функции выступают обеспечение государственной и общественной безопасности, гарантия национального согласия, защита суверенитета и пр.;
  • экономическая функция — предусматривает разработку программы развития, а также координирование функционирования экономики страны. Существует несколько путей реализации данной функции. Во-первых, государство отдаёт предпочтение проведению хозяйственной деятельности административно-командными методами, что позволяет осуществлять контроль над производством и перераспределением (данный подход исключает наличие частной инициативы и характерен для государств с тоталитарными режимами). Во-вторых, государство формирует правовой базис деятельности субъектов экономических отношений и наблюдает за выполнением зафиксированных правил и норм (присуще странам с демократическими режимами). На современном этапе экономическая функция имеет антикризисную направленность, вместе с тем характеризуется нацеленностью на создание социально ориентированной рыночной экономики, которая подразумевает сочетание интересов производителей и потребителей;
  • социальная функция — сосредотачивается на гарантировании социальной защищённости населения, формировании адекватных условий для жизни каждого гражданина. Кроме того, государство ответственно за претворение в жизнь социальных прав населения, среди которых необходимо выделить право на защиту здоровья, на получение образования, на пенсионное обеспечение и пр.;
  • правоохранительная функция — состоит в гарантировании выполнения законодательных норм всеми членами общества. Она проявляется в функционировании специализированных государственных органов (полиции, прокуратуры и пр.), которое направлено на процесс предотвращения и пресечения преступлений;
  • экологическая функция — государство формирует определённый правовой порядок природопользования, регулирует отношения в сфере охраны окружающей среды, прибегает к конкретным мерам воздействия в отношении нарушителей.

Внешние функции государства характеризуют главные составляющие его функционирования на международной арене. Вместе с тем внешние функции следует разделить на сферу сотрудничества с другими государствами и сферу обороны государства.

Сфера сотрудничества с другими государствами осуществляется благодаря установлению париретных, взаимовыгодных отношений в самых разнообразных сферах. В то же время активизация интеграционных процессов способствует не только развитию двусторонних отношений, однако и формированию различных международных организаций, которые включают в свой состав определённое количество государств.

Существенной компонентой в деятельности государства выступает функция обороны, которая состоит в гарантировании военной безопасности страны. Она достигается путём интенсивного развития военной экономики, масштабного снабжения армии новинками военной амуниции и техники, проведения перманентного обучения личного состава вооружённых сил с целью усовершенствования уровня боеготовности и т. д.

Вопрос для самопроверки

Приведите основные признаки современного государства.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В приведённом перечне выберите функцию государства, не относящуюся к внутренним.

  1. интеграция в мировую экономику
  2. налогообложение
  3. охрана прав и свобод граждан
  4. охрана правопорядка

Ответ. 1.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.

«Само государство представало в единстве аппарата ___________(А) и совокупности ___________(Б), чей общий интерес оно защищает. Признаки государства, сформулированные М. Вебером: ___________(В) как исключительный контроль над вверенной ему территорией; выработка ___________(Г) и правил, регулирующих поведение граждан; монополия на ___________(Д) применение силы; право на взимание с населения ___________(Е) и сборов».

Список терминов:

  1. закон
  2. суверенитет
  3. управление
  4. автономия
  5. граждане
  6. легальный
  7. налог
  8. акт
  9. самовольный

Ответ.

А

Б

В

Г

Д

Е

3

4

2

1

6

7




Поделиться ссылкой