Политический процесс

Невозможно понять, что означает мир политики, как реализуется механизм власти в различных странах, если не учитывать отличительные черты и параметры политического процесса. Некоторые отечественные и зарубежные политологи практически ставят знак равенства между политическим процессом и политикой в целом. В данном случае политика трактуется в качестве процесса взаимодействия различных сил в борьбе за влияние и власть.

Довольно часто политический процесс ассоциируется, прежде всего, с деятельностью политических субъектов, которая нацелена на достижение своих собственных интересов и целей, на завоевание власти. Представители системного подхода рассматривают политический процесс как форму деятельности определённых политических систем и структурных элементов данных систем.

Невзирая на существующие различия в подходах и трактовках, политический процесс очерчивает действительное состояние взаимодействия субъектов политики, которое стало итогом влияния комплекса различных внешних и внутренних факторов. Следует сказать, что понятие «политический процесс» позволяет провести анализ реально существующих связей и взаимоотношений между индивидами, органами власти и государством в ходе выполнения предписанных им ролей и функций, а также в борьбе за достижение нужных целей. Благодаря политическому процессу становится понятным, каким образом и где конкретно в процессе деятельности политической системы формируются кризисные элементы, которые способны спровоцировать её распад либо же повлечь за собой её эволюцию.

Политический процесс

Политический процесс следует обозначить как совокупность конкретных шагов политических участников с целью выполнения собственных функций и соблюдения определённых интересов. Очевидно, что особенности и сущность политического процесса очень часто характеризуются спецификой конкретной политической системы и установленного политического режима. Политическая система демократичного характера подразумевает такой тип политического процесса, который отличается достаточно массовым участием граждан в процессе управлении государством. Демократический политический процесс характеризуется гарантированным обеспечением главных прав и свобод каждого индивида. В то же время авторитарные и тоталитарные системы со свойственным им политическим процессом не допускают действительное политическое участие членов общества, исключают свободный выбор органов власти и соответствующего политического курса государства.

Естественное функционирование определённой политической системы с присущим ей политическим процессом отличается стабильными формами мобилизации членов общества, разработанными процедурами принятия политических решений. Многие политические процессы очень часто характеризуются повторяемостью, определёнными циклами. Основным подтверждением подобной цикличности политического процесса в рамках систем демократии выступают, в первую очередь, подготовка и проведение выборов.

Дестабилизация политического процесса различных стран, с приобретением новых характерных особенностей, целиком возможна в условиях кризиса, когда происходит перенапряжение политической системы, которое сопровождается потерей популярности находящихся у власти. Нестабильность политического процесса в демократических системах находит яркое подтверждение в чрезвычайно резких изменениях предпочтений избирателей в процессе выборов, а также повышении интереса к крайним позициям существующего политического спектра (речь идёт о крайне правых силах, левых радикалах, фундаменталистах или ярых националистах). Более того, кризисные периоды способствуют активизации деятельности оппозиции, параллельно политический курс находящегося у власти правительства критикуется оппозиционными кругами и средствами массовой информации. Происходит резкое падение эффективности осуществляемых правительством мер, особенно это проявляется в ситуациях с ожесточенной дискуссией в обществе по поводу любого решения власти.

Наиболее характерным выражением кризиса и неспособности функционирования процесса по прежним нормам в авторитарных и тоталитарных системах являются массовые выступления населения, которые приводят либо к разрушению системы в общем, либо же способствуют ужесточению режима, а также активному применению силы с целью подавления инакомыслия. Опыт Советского Союза и государств Восточной Европы конца 1980-х — начала 1990-х гг. можно назвать ярким примером, когда система уже неспособна быть на уровне с требованиями определённого момента истории и обладает очень низкой приспособляемостью к условиям внутреннего и внешнего окружения. Неуступчивость и отсутствие реформирования системы вызвали волну так называемых «бархатных революций» в государствах Восточной Европы, которые смели социалистические режимы, в то время как СССР и Югославия распались на отдельные государства.

Формулирование политического курса выступает решающим элементом любого политического процесса, в котором ключевая роль отводится органам власти. Данный процесс подразумевает проведение сбора необходимой информации силами органов власти, обсуждение альтернативных вариантов, выработку реального плана деятельности. Именно на этапе формулирования курса полностью раскрывается значимость борьбы за власть в рамках политической системы. Только политическая сила, которая находится у власти, но никак не оппозиция (невзирая на степень её влияния), решает ключевые вопросы экономической, политической и социальной жизни общества. Что касается оппозиции, то она имеет возможность предложить курс, альтернативный существующему, который может получить одобрение, если оппозиция одержит победу на выборах.

Не менее важным этапом политического процесса выступают выполнение и контроль над реализацией принятых решений. Данный период характеризуется возникновением конфликтов между разнообразными социально-политическими кругами и группами бюрократии. Суть подобных конфликтов в том, что принимаемые решения не всегда устраивают всех политических игроков, но вместе с тем они должны быть обязательно реализованы. Ключевой момент как раз и заключается в том, способна ли власть настоять на соответствующем выполнении политических решений, свести к минимуму воздействие оппозиционных тенденций и добиться поддержки граждан.

Политический процесс многогранен и состоит из целого ряда элементов. Основными политическими процессами являются государственное управление, политическое участие членов общества и т. д. Не менее важны для политической системы процессы (носящие не столь всеобъемлющий характер), которые связаны с интенсивностью создания политических организаций (партий, политических ассоциаций и пр.), со становлением местного самоуправления. Главными критериями, на основании которых происходит классификация всего комплекса политических процессов, выступают длительность и значение для общества, открытость, сфера действия.

Рассматривая в качестве критерия сферу действия, исследователи подразделяют процессы на внешне- и внутриполитические. Внешнеполитические процессы обусловливаются целями и интересами определённых государств, расстановкой сил в мировой политике или же в конкретных регионах мира. Внутриполитические процессы находятся в прямой зависимости от вида политического режима, государственного устройства, особенностей правящей элиты, типа лидерства и т. д.

В зависимости от временного характера политологи выделяют долговременные политические процессы (переход от одного вида политической системы к другой, создание государств, формирование институтов демократии и пр.) и краткосрочные (митинги, избирательные кампании, пикетирование или препятствование деятельности государственного управления и власти).

В зависимости от степени открытости политические процессы бывают публичные и непубличные. Характеристикой публичных политических процессов является полностью открытое проявление интересов непосредственных участников процесса. Ярким примером подобной открытости (публичности) служат конкретное формулирование и обнародование в программах политических партий ожиданий и чаяний участников процесса, которые проявляются в ходе выборов.

Непубличные процессы, прежде всего, характеризуются замаскированными действиями, которые нацелены на преобразование расстановки сил и реализацию целей субъектов власти, даже идущих вразрез с устоявшимися правовыми и конституционными нормами. Качественным подтверждением подобного сценария можно считать энергичное вмешательство силовых структур или спецслужб в политику, которое присуще авторитарным политическим системам или же тем странам, где контроль общества над деятельностью органов безопасности является неэффективным.

Вопрос для самопроверки

Приведите основные критерии типологизации политических процессов.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Запишите цифры, под которыми указаны основные этапы политического процесса.

  1. выполнение и контроль реализации принятых решений
  2. консультации с членами общества
  3. формулирование политического курса
  4. публикация проектов в средствах массовой информации
  5. политические дебаты

Ответ. 13.

Что из перечисленного ниже относится к типам политических процессов по временному характеру? Запишите цифры, под которыми указаны правильные ответы.

  1. долгосрочные
  2. циклические
  3. сезонные
  4. кратковременные
  5. региональные

Ответ. 14.




Поделиться ссылкой