Вторая половина XX века отмечается ощутимо возросшим влиянием радио, телевидения, газет и журналов (известных под обобщающим термином «средства массовой информации») на политическую составляющую общественной жизни. Особенностью же последних лет является широкое распространение разнообразной политической информации посредством Интернета, а не только благодаря традиционным СМИ.
Подходы политологов к проблеме оценки влияния СМИ на общества значительным образом разнятся. Часть из них склонна оценивать воздействие СМИ на членов общества как определяющее, поскольку именно от СМИ зависит формирование отношения людей к политической власти, выбор позиции на выборах и пр. Представители политической сферы, взяв на вооружение СМИ, смогли оказывать влияние не только на сознание людей, но и направлять их поведение. Ярким примером данного факта может служить определение СМИ как «четвёртой власти». Остальные исследователи находят подобную оценку преувеличенной. Они исходят из положения, что определение политической позиции человека зависит от его интересов, которые в то же время диктуются социальным положением конкретных общественных групп. Что же касается СМИ, то они лишь отражают общественную жизнь, а также существующие разнообразные точки зрения. От полноты информированности людей зависит точность определения собственной позиции. Именно в этом и заключается увеличившееся значение СМИ на современном этапе.
Традиционно под средствами массовой информации понимают средства формирования, копирования и распространения информации среди многочисленной аудитории. К СМИ относятся: периодические издания (пресса — журналы, газеты); сюда же относят способы передачи звуковой и аудиовизуальной информации — телевидение и радио.
Политологи, как правило, определяют средства массовой информации как совокупность специальных механизмов передачи конкретной информации, предназначенной для людей, групп или государств, с целью выполнения определённых социальных функций и максимальное освещение разнообразных событий или явлений.
Ключевым понятием в данной дефиниции выступает слово «информация», которое обычно обозначает передаваемые сведения либо сообщения разнообразной тематики. В политической сфере большое значение придается социальной информации, то есть определённым фактам из социальной жизни, имеющим непосредственное отношение к общественным интересам, обмен информацией происходит между людьми в процессе их взаимоотношений.
Сегодня уже практически невозможно представить политическую деятельность без телевидения, прессы, радио, Интернета. Функции СМИ:
Благодаря непрерывной работе десятков тысяч журналистов, работников типографий, редакторов становится возможным функционирование средств массовой информации. Эти категории людей объединяются в специальных учреждениях и организациях (редакции журналов и газет, издательства, телецентры и т. д.), которые обладают нужной специальной техникой и оборудованием. Вся их работа регламентируется необходимыми социальными нормами. К примеру, в России они закреплены в Конституции Российской Федерации и Законе «О средствах массовой информации». Это лишний раз подтверждает тезис о том, что в начале XXI в. СМИ превратились в неотъемлемый социальный институт. Выступая в качестве инструмента управления поведением членов общества и контролирования действий органов власти, средства массовой информации являются элементом механизма деятельности власти в обществе, занимая при этом ключевое место в политической сфере.
Отличительной особенностью демократических государств является существование разнообразных собственников газет, журналов, радиостанций (в их число входят частные компании, общественно-политические организации и даже государство). Необходимо акцентировать внимание на том, что государство может создавать собственные средства массовой информации, формировать пресс-центры, однако в то же время принимает определённые законы, которые гарантируют свободу информации и защищают её от нелегального использования. Немаловажным элементом гражданского общества выступают негосударственные СМИ, которые имеют разнообразную идейно-политическую направленность. Посредством именно такого рода СМИ выражается общественное мнение, а политики, находящиеся в оппозиции, получают возможность подвергать критике политику властей и представлять программы, имеющие альтернативный характер.
Государства с авторитарными режимами в большинстве случаев характеризуются пребыванием средств массовой информации под неусыпным контролем государства. При этом они призваны играть роль инструмента пропаганды. В подобных режимах государство реализует суровую цензуру средств массовой информации.
Сегодня ни один политик, ни одно общественно-политическое объединение не смогут достичь успеха в публичной политике, не имея доступа к средствам массовой информации. Сведения, транслируемые посредством СМИ, отличаются большим многообразием, отражая при этом все сферы политики: национальную, социальную, экономическую, военную и т. д. Вместе с тем политическая информация включает в себя, помимо информации о текущих событиях, также и отражение прошлого. Комментируя события прошлого и настоящего, СМИ предоставляют сведения о перспективах развития животрепещущих процессов в недалёком будущем, приглашая с этой целью к диалогу политологов и политиков.
Исследование практического опыта подчёркивает тот факт, что средства массовой информации, с одной стороны, в состоянии содействовать развитию демократических режимов, осознанной деятельности членов общества в политической жизни, однако, с другой стороны, могут использоваться с целью политического манипулирования. Политическое манипулирование обычно рассматривается в качестве специфического процесса воздействия на общественное мнение и практику политического поведения, скрытое управление сознанием и поступками членов общества, с целью направить их в нужную сторону.
Основной целью подобного манипулирования выступает внедрение необходимых целей, стереотипов, которые убедят массы населения согласиться на непопулярные шаги, даже идущими вразрез с их интересами. Политическое воздействие СМИ происходит за счёт влияния на разум и чувства людей, поскольку параллельно с правдивой информацией в пропагандистских целях очень часто преподносится и полуправда. Более того, периодически используется и фальсификация (дезинформация, подтасовка фактов).
А. Негосударственные СМИ являются существенным элементом гражданского общества.
Б. Для государств с авторитарными режимами характерен неусыпный контроль над средствами массовой информации.
Ответ. 3.
Ответ. 45.