Теории политической культуры

По своему происхождению политическая культура связана с зарождением политических отношений на заре цивилизации. Ещё Конфуций, Платон и Аристотель писали о тех вещах, которые сейчас относят к сфере политической культуры. Однако сам термин появился намного позже — в XVIII в. в работах немецкого философа Иоганна Гердера. Собственно теория, описывающая это политическое явление, сформировалась только в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в русле западной политологической традиции.

Петр I отрезает бороду у боярина
Петр I отрезает бороду у боярина. Лубок отражает народную реакцию на петровские реформы - эмоциональный уровень политической культуры

В это время освободившиеся от колониального гнёта страны безуспешно попытались скопировать политическую систему США Выясняя причину их неудачи, американские политологи сформулировали концепцию политической культуры, которая позволила объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют иногда совершенно по-разному.

Наибольший вклад в теоретическую разработку данного направления внесли Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, Д. Элазар (1934—1999), У. Розенбаум.

В I960—1970-х гг. концепция политической культуры стала одним из важнейших инструментов исследования политических процессов в США, а затем и в других странах. Основное внимание уделялось изучению значимых для людей ценностей, мифологии, символов и стереотипов, человеческой ментальности. Теория политической культуры позволила выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики факторы: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.

В настоящее время в науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни учёные подразумевают под ней совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Другие видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способы политической деятельности (У. Розенбаум) и т. д. Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, основанного на ценностных, т. е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.

Функции политической культуры

Политическая культура определяет способность человека понимать специфику своих интересов, действовать в соответствии с правилами политической игры при достижении целей, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств.

Д. Моор. «Ты записался добровольцем?» Агитационный плакат. 1920 г.
Д. Моор. «Ты записался добровольцем?» Агитационный плакат. 1920 г.

Таким образом, политической культуре свойственны определённые функции:

  • идентификация — потребность человека в принадлежности к группе, общности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
  • ориентация — понимание собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
  • адаптация — потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
  • социализация — становление человека как гражданина, обретение им определённых навыков и свойств, позволяющих реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы;
  • интеграция (дезинтеграция) — сосуществование в рамках определённой политической системы, сохранение целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
  • коммуникация — взаимодействие субъектов политики на базе общепринятых норм, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать своё действие. Например, снижается коммуникативная способность норм и традиций государственной жизни, в результате чего обостряется полемика между различными общественными группами.

Такие компоненты политической культуры, как стереотипы, мифы, символы, а также ценностные ориентации и способы политического поведения зависят от принадлежности людей к социальным, национальным, конфессиональным и другим группам. Тем самым выделяются политические субкультуры — религиозные, этнические, элитарные, молодёжные.

Антибольшевистский плакат времён Гражданской войны. 1918 г.
Антибольшевистский плакат времён Гражданской войны. 1918 г.

Под воздействием политической культуры воспроизводятся устойчивые традиционные формы и ценности политической жизни. Поэтому, невзирая на любые исторические события, сохраняется содержательное ядро политического устройства каждого отдельного народа, и в условиях реформ целые слои населения могут поддерживать прежние порядки. Такая возможность сохраняется даже при изменении внешних обстоятельств и характера правящего режима. Например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральном товарообмене) политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру власти, противодействуя модернизации и демократизации политической системы. Тогда средством внедрения и реализации новых для людей принципов политического развития может выступать принуждение, террор.

Но политическая культура способна порождать и новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а также комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Политическое поведение

Особой сложностью отличается стиль массового политического поведения граждан, т. е. политическая культура общества в целом. Закрепляя нормы, стереотипы, приёмы общения в политическом языке (соответствующих терминах, символах и т. д.), она придаёт особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората.

Там, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значимыми для себя политическими ценностями и целями, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Европы до распада соцлагеря официальные цели «социалистического строительства» внедрялись под давлением государственных инстанций, но по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расставание с социалистическим строем прошло там достаточно безболезненно, в виде «бархатных революций».

Однако даже в тех странах, где нет больших противоречий между официальной и реальной политической культурой, всегда существуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций.

В сфере поведения политическую культуру характеризуют следующие основные критерии:

  • формы и степень участия в политической жизни общества (митингах, демонстрациях, политических забастовках, пикетах, партийной деятельности);
  • формы и уровень взаимодействия с государственными институтами (конфронтация, сотрудничество, несотрудничество);
  • формы и уровень взаимодействия с институтами гражданского общества (в частности, с политическими партиями и движениями);
  • формы и уровень взаимодействия с друз ими субъектами политического процесса;
  • тип электорального поведения (т. е. участия или неучастия в выборах).

Характер политического поведения может изменяться от деструктивно-отчуждённого до инновационно-позитивного. Его ядром будут поведенческие стереотипы, которые в структуре традиции выступают как обычаи политической жизни. Важную регулирующую роль играют сознательно формулируемые нормы-предписания, рисующие идеальные модели политического поведения.

Реальное политическое поведение представляет собой комбинацию вышеназванных сторон. Оно зависит от политической ситуации, контекста событий, имеет личностное основание и коллективные формы выражения.

Политическая культура и политические институты

Политическая культура существует также на уровне управления, или институциональном уровне. Здесь в ней можно выделить следующие формы политической практики:

  • способы управления политической системой, закреплённые в государственном строе;
  • методы принятия политических решений; характер проведения их в жизнь;
  • методы разрешения социально-политических конфликтов;
  • тип электорального процесса;
  • характер межпартийных отношений;
  • способы лоббирования корпоративных интересов и др.
Митинг профсоюза «Солидарности. Польша. 1980 г.
Митинг профсоюза «Солидарности. Польша. 1980 г.

Противоречие, которое складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, заставляет политическую культуру эволюционировать и развиваться.

Политическая культура и народ

Национальная политическая культура является частью адаптационного механизма конкретного народа к условиям своей жизни. В её основе лежит общекультурный генотип, который включает в себя также и устойчивые способы политической самоорганизации этнической общности. Этот специфический стержень (внутренний образ, архетип, традиция) определяет политический менталитет каждой отдельной нации.

Политическая традиция проявляется в стереотипах восприятия политической жизни, в обычаях политического поведения, в схемах функционирования политических институтов.

Национальная политическая традиция видоизменяется, так как меняются внешние и внутренние условия её существования, появляются «новые вызовы». Какие-то компоненты традиции уступают место новым ценностям и стандартам поведения, однако ядро традиции не исчезает, оно обновляет свою «внешнюю» и «внутреннюю» периферию, а при глубинном кризисе — и внутреннюю «архитектуру» ядра.

Автор: Светлана Зотова




Поделиться ссылкой