Базовым определением политической науки выступает понятие власть. Власть является основой политической деятельности, впрочем, и политические отношения в любом обществе можно охарактеризовать как властные отношения.
Власть — право реализации воли, оказание решающего влияния на деятельность и поведение членов общества, подчинение других с помощью различных методов (авторитет, насилие и т. п.); главенство, обеспечивающее исполнение указов; умение претворить в жизнь поставленные цели, скоординировать различные интересы, использовать убеждение или принуждение для подчинения единой воле.
Характерными признаками политической власти являются возможность законного использования силы путём применения различных органов принуждения, среди которых в первую очередь необходимо выделить полицию, армию, спецслужбы, налоговые органы; принятие решений, которые являются обязательными для всех без исключения граждан (естественно, если данные решения вписываются в рамки, установленные законами, неправомерность же может быть определена судом), публичность (открытое обращение ко всем гражданам или организациям); наличие определённого центра принятия решений (как правило, подобным центром является государство, однако это не означает, что власть в государстве концентрируется в одних руках или отдельных органах).
Основу экономической власти составляет возможность использования материальных ценностей, главными из которых являются деньги, а кроме того, движимое и недвижимое имущество. Экономическую власть прежде всего ассоциируют с удовлетворением жизненных (повседневных) потребностей индивида, в перечень которых необходимо включить пищу, одежду, жильё и пр. В периоды стабильного развития общества экономическая власть, как правило, превалирует над иными типами власти. В то же время отмечается способность экономической власти создавать рычаги влияния на политические отношения.
Социальная власть — реализация подчинения благодаря использованию льгот и привилегий, изменения положения в социальной иерархии общества, то есть процесс улучшения или ухудшения социального статуса человека.
Базисом принудительной власти выступают сила, а также физическое принуждение. При этом установление подобной власти возможно как в общегосударственном масштабе, так и в локальном — в рамках семьи, молодёжной компании и т. д. Применение силы позволяет достичь кратковременного послушания, но вместе с тем требует постоянного контроля над людьми, а также усилий для поддержания обстановки страха. Строгость наказания обеспечивает преобладание принудительной власти, однако в то же время подвергается ослаблению в случае возможности избежать наказания.
Использование так называемой «четвёртой власти», то есть средств массовой информации (СМИ), для обеспечения повиновения характеризует информационную власть. Следует отметить возросшую роль СМИ в настоящее время, которое уже получило название «информационного века».
Отсутствием публичности характеризуется теневая власть. Необходимо подчеркнуть, что главной её особенностью выступает завуалированное правление, при котором происходит передача полномочий государственных органов определённым лицам или группам, не имеющих для их осуществления нужных прав. Именно при таком сценарии возможно установление власти отдельной партии, секретной службы либо семейного клана или дружеского кружка.
В древние времена базисом власти являлся авторитет — то есть степень влияния, которую группа людей или отдельный человек приобретают за счёт признания опыта, знаний, высоких моральных качеств со стороны значительной части общества.
Исследование вопроса властных отношений в обществе подводит к такому понятию, как ресурсы власти. Как правило, ресурсами власти обозначают использование властными структурами определённых средств, благодаря которым происходит влияние на характер деятельности и поведение общества.
Основные ресурсы власти современного общества:
Основные институты государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) считаются ведущими элементами в процессе управления современным обществом. Вместе с тем неверно предполагать безграничность могущества государственной власти, а также то, что пути регламентации отношений в обществе зависят всецело от неё. Поскольку органы государственной власти существуют в установленном правовом поле, на их деятельность влияют различные политические и общественные группы: политические партии, общественные организации, средства массовой информации, общественное мнение и т. д.
В реальности политического развития общества, фактическими обладателями государственной власти часто выступает бюрократия — чиновники аппарата исполнительной власти. Впрочем, в данную категорию носителей власти следует также относить и разнообразные группы элиты, находящейся у власти, которые ведут перманентную борьбу за передел полномочий и сфер управления общественными ресурсами. Подобный сценарий развития позволил современным политологам зафиксировать несколько элементов: во-первых, субъекты власти (от чьего имени реализуется управление), во-вторых, часть, которая управляет (носители власти), в-третьих, группа, кем управляют (объекты власти).
Государственная власть представляет собой сложный иерархизированный комплекс, в которой народ является первичным источником власти, при этом передавая государству определённую долю властных полномочий. В свою очередь происходит их перераспределение как по горизонтали (то есть между различными органами власти — законодательными, судебными), так и по вертикали (между центральными, региональными и местными органами власти).
Древнекитайский философ Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.) говорил о том, что «только нравственная власть пользуется уважением». Впрочем, в истории можно отыскать много фактов, которые подчёркивают точку зрения о том, что политика не всегда тесно связана с моралью.
В истории Древнего Рима характерен пример диктатора Суллы (138-78 гг. до н. э.), который, захватив власть, организовал «кровавую расправу» для шести тысяч своих оппонентов. На вопрос о причинах криков и стонов на улице он отметил, что по его приказу «наказывают нескольких негодяев».
Ответ. 2.
«Чтобы __________(А) была признана законной, она должна соответствовать существующим моральным и правовым __________(Б). Часто власть воспринимается как принудительный __________(В) тогда, когда она несправедлива, т. е. противоречит сложившемуся распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т. д. Общественным мнением власть может восприниматься как __________(Г) также в тех случаях, когда она неэффективна, например не способна бороться с хищениями, коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых __________(Д) норм, наличии действенного механизма по их __________(Е)».
Список терминов:
Ответ.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
5 |
2 |
4 |
7 |
8 |