География мирового хозяйства

Территория всех материков и частей света, кроме Антарктиды, поделена между двумя с лишним сотнями стран. Несколько десятилетий назад все страны на нашей планете делили на три группы: социалистические, капиталистические и страны третьего мира. В наше время чаще их делят на развитые и развивающиеся, а также выделяют группу новых индустриальных стран.

Такие разные страны мира

 Развитые страны располагаются в Америке (США и Канада), Океании (Австралия и Новая Зеландия), но наибольшее их число находится в Евразии. В Азии, занимающей почти 4/5 этого, самого большого на планете материка, пока есть только две развитые страны — Япония и Израиль. Но там расположены и две гигантские страны с мощной экономикой — Китай и Индия, которые близки по уровню развития к мировым лидерам, а также так называемые драконы — Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. Эти восточноазиатские новые индустриальные страны (НИС) сделали ставку на сверхсовременные инновационные производства: компьютеры, средства связи и прочую электронику. Их примеру следуют Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины — «страны-тигры», развивающиеся по аналогичной модели.

Планшет
Планшет

К числу стран НИС иногда относят и Южно-Африканскую Республику, и крупные американские страны — Мексику и Бразилию. Большинство стран маленькой Европы (которую часто неправильно называют континентом, ведь это часть света, лежащая на западе Евразии) входят в число развитых. Исключение составляет лишь часть стран Восточной и Южной Европы. Эта часть света полностью освоена человеком, большая часть лесов сведена, степи распаханы. Из-за роста городов, строительства сети дорог и множества промышленных предприятий природе нанесён большой ущерб, поэтому европейцы стремятся сокращать долю старых «грязных» производств и развивать новые высокотехнологичные.

Часть границы между Европой и Азией до сих пор остаётся предметом споров: вести ли её по реке Уралу или по Эмбе , по Большому Кавказскому хребту или по Кумо-Манычской впадине, не решено окончательно.

Большая часть стран Азии относится к развивающимся. Но это деление условное, ведь экономическое положение страны может измениться. Так, в 2011 г. Организация Объединённых Наций признала такие азиатские нефтедобывающие страны, как Бахрейн, Бруней, Кувейт, Оман и Саудовская Аравия, с огромным доходом на душу населения, развитыми странами.

Через несколько лет в этот список, возможно, войдут и такие страны Южной Америки, как Аргентина и Уругвай. Остальным небогатым южноамериканским и центральноамериканским странам пока ещё далеко до развитых, они практически не имеют своей промышленности и поставляют на мировые рынки преимущественно сырьё: руду цветных металлов — Чили, Боливия, Перу, нефть — Венесуэла, рыбу — Чили и Перу, а также фрукты, кофе и пр. Во втором по величине, самом жарком из всех, материке Африке развитых стран пока нет вообще и уровень жизни населения очень низок.

Кофе
Кофе

Откуда берётся энергия?

Уже в древности люди использовали различные источники энергии. Они готовили пищу и обогревали жилища, сжигая древесину или уголь, использовали энергию ветра при плаваниях по морю и при работе мельниц. Но настоящая революция произошла после изобретения паровых машин и электричества. Общеизвестно, что главный источник энергии для Земли — это Солнце. Оно не только нагревает сушу и Мировой океан, но и работает, производя электроэнергию на солнечных электростанциях (СЭС), а солнечные батареи её запасают. Крупнейшая в мире СЭС находится в Канаде, в крайней её южной точке. Да и остальные СЭС строят чаще не в солнечных, а в развитых странах, но пока доля гелиоэнергетики в мировой энергетике ничтожна.

Солнечные батареи
Солнечные батареи

Большую часть электроэнергии, производимой в мире, вырабатывают на тепловых (ТЭС), гидро- (ГЭС) и ядерных (АЭС) электростанциях. Топливом для ТЭС служат дрова, торф, уголь, газ и нефть, их строят поблизости от месторождений сырья. Крупнейшая в России Сургутская ТЭС работает на нефтепродуктах, на Украине и в Китае крупные ТЭС работают на угле, в Японии — на газе. Доля гидроэлектростанций, использующих энергию падающей воды, около 20% мировой, а в таких странах, как Норвегия, она достигает 98% .

Велика роль ГЭС и в Швеции, Исландии, Канаде, Новой Зеландии и в Заире. А в Парагвае, где находится крупнейшая ГЭС в мире, гидроэнергетика даёт 100% энергии. Ядерная энергетика развивается в странах, где мало энергоресурсов: во Франции, Бельгии, Финляндии, Швеции, Болгарии, Швейцарии и на Украине.

Сегодня наша жизнь невозможна без электроэнергии, и когда случаются аварии, то останавливается транспорт, прерывается связь, люди застревают в лифтах, прерываются важные производственные процессы.

В США на АЭС производят только 1 /8 электроэнергии, однако это составляет около 20% мирового производства. После аварий на атомных электростанциях в Чернобыле и Фукусиме будущее ядерной энергетики стало туманным. Из нетрадиционных отраслей электроэнергетики сейчас быстрее всего развивается ветроэнергетика, её доля в мировом производстве энергии уже превысила 2,5%, в Испании доля «ветроэнергии» уже достигла 40%, значительна она и в Дании, Португалии, Ирландии, Германии.

Ветроэнергетика
Ветроэнергетика

В Британии планируют к 2020 г. перевести на неё все домохозяйства страны. Эта энергия дешёвая, доступная и экологически чистая, но есть и недостатки: сильный шум и необходимость в постоянных ветрах. Геотермальные электростанции работают на тепле Земли, например в Исландии, на Камчатке, в Новой Зеландии. В Исландии уже сейчас около 90% домов используют это тепло. Приливные электростанции ставят на службу человеку колебания уровня воды. Залив или устье реки перегораживают специальной плотиной, задерживающей воду при отливе. Когда воду выпускают, она вращает турбину. По оптимистичным прогнозам доля возобновляемых и альтернативных источников в мировой энергетике во второй половине XXI в. может достигнуть 50%

Чем топят в XXI веке?

Много тысяч лет люди знакомы с огнём, некоторые учёные даже считают, что без него не возникла бы и человеческая цивилизация. Долгое время в качестве топлива использовали почти исключительно сухое дерево и сушёный навоз (кизяк). Потом люди обнаружили, что плотный болотный торф и достаточно твёрдый камень, уголь, тоже горят и при этом дают значительно больше жара. Но самым ценным, хотя и очень редким топливом была нефть. Потребление торфа сократилось в конце ХХ в., но его добыча продолжается, особенно в Финляндии, Ирландии, Белоруссии и России с Канадой. В двух последних странах самые большие запасы этого сырья. Торф в основном идёт на производство тепла и электроэнергии, а также используется в сельском хозяйстве.

Торф
Торф

В торф со временем превращаются остатки растений, если эти остатки пролежат дольше, из них получится бурый, а затем каменный уголь. Оба вида угля и сейчас используются в энергетике, особенно в Греции, где 50% электроэнергии получают при сжигании бурого угля, и Германии — около 25%. Во многих странах дешёвый бурый уголь популярен в мелких и частных котельных (до 80%). Но гораздо шире распространён каменный уголь, который, кроме теплоэнергетики, используется в чёрной металлургии. Его запасы в США, России, Китае и Индии огромны. До энергетического кризиса в конце ХХ в. добыча угля сокращалась, его вытесняла дешёвая нефть. Многие шахты закрылись, тепловые электростанции переводили с угля на нефтепродукты и газ. Первый энергетический кризис, когда цена на нефть поднялась в 4 раза, не стал последним. И ситуация в угледобывающей отрасли изменилась к лучшему. Тем не менее уголь уступил ведущее место наиболее ценным энергоресурсам — нефти и особенно газу. Так, в России последние десятилетия доля угля постоянно сокращалась, а доля газа увеличилась более чем в 2 раза.

Каменный уголь
Каменный уголь

В качестве топлива нефть использовали в Древней Греции, на побережье Каспийского моря и в других местах. В XIX в. научились получать из нефти керосин, бензин и другие виды топлива. Нефть стала ценнейшим сырьём для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, моющих средств, красителей и др. В последние годы всё чаще вспоминают высказывание великого русского химика Д. И. Менделеева: «Топить нефтью — это всё равно что топить ассигнациями».

Человек использовал нефть у же в библейские времена. «Пещь огненная» вавилонского царя Навуходоносора была рас топлена «нефтью, смолою, паклею и хворостом, и поднимался пламень над печью на сорок девять локтей».

Доля нефти в мировом топливно-энергетическом балансе выросла с 3% в 1900 г. до почти 50% в начале XXI в. Больше всего нефти добывают страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и др.), Россия и американские Венесуэла, Мексика и США. Природный газ — такое же ценное сырьё, как и нефть, а также ещё более высококачественное и самое экологически чистое топливо, к тому же его легче транспортировать. Всего две страны мира — Россия и США — поставляют на мировой рынок более трети добываемого газа.

Добыча нефти
Добыча нефти

Из чего делают металлы?

Первым металлом, который стали использовать люди, было не железо, как вы, очевидно, подумали, или бронза, из которой были изготовлены древнейшие сохранившиеся орудия и произведения искусства, а золото и медь. Люди иногда находили самородки этих относительно мягких металлов и придавали им нужную форму. Лишь около 6 тыс. лет назад металл начали выплавлять из медной руды. Обнаружилось, что, если добавить к чистой медной руде немного оловянной, получается гораздо более прочный и твёрдый металл — бронза.

Самородок золота
Самородок золота

Использовать железо человек научился намного раньше, чем его производить. Иногда люди находили куски серовато-чёрного металла и делали из него кинжалы или наконечники копий значительно более прочные, чем бронзовые, и дольше остающиеся острыми. Шумеры называли его небесной медью, а древние копты — небесным камнем. Теперь мы знаем, что это было метеоритное железо, точнее, железоникелевый сплав, поэтому изделия из него по качеству были близки современным. Благодаря этим уникальным качествам такое оружие и сохранилось в сокровищницах.

Выплавлять железо из руды научились сравнительно недавно, всего 3—4 тыс. лет назад в Индии, Анатолии и на Кавказе. Первую сталь создали кельты в начале нашей эры. Они резали кованое железо на тонкие полоски и нагревали его с обожжёнными костями и углем в печи на очень сильном огне в течение 10—12 часов. Затем они сваривали эти полоски между собой и таким образом создавали оружие. Кельтский процесс производства скопировали викинги и немцы. С тех пор в этих странах производили стальные клинки, метод изготовления которых был строго засекречен. В наше время сталь остаётся самым распространённым металлом в мире, около 2/3 её производства приходится на долю всего четырёх стран: Китая, Японии, США и России. Железо и сталь называют чёрными металлами, большинство остальных — цветными. В древности и в Средние века было известно всего семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Сейчас их список существенно расширился, в первую очередь за счёт лёгких металлов — алюминия, титана, магния, а также редких и рассеянных. В начале ХХ в. использовалось 15 видов металлов, а в настоящее время около 70.

Самые первые орудия труда и оружие древние люди стали изготавливать из дерева, кости и камня. Твёрдые, как кремень, орудия действительно делали из кремня, острого на разломе, но достаточно хрупкого камня.

Хотя на первое место по объёму выплавки цветных металлов вышла алюминиевая промышленность, тяжёлые металлы, такие, как медь, свинец, цинк, олово, никель, продолжают играть важную роль, особенно при изготовлении уникальных сплавов, необходимых при изготовлении современного сложнейшего оборудования. Для производства чёрных и тяжёлых металлов нужно перерабатывать большое количество сырья, поэтому эти металлургические заводы чаще всего размещают в районах добычи руды или топлива.

Выплавка стали
Выплавка стали

Мировое машиностроение

Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции, в нём работает больше всего людей. Свыше 90% всей машиностроительной продукции создают развитые страны. Продукция машиностроения очень разнообразна: станки и прокатные станы для металлургии, турбины электростанций и точные приборы, комбайны и тракторы, автомобили и самолёты, ноутбуки и телефоны.

Станкостроительный завод
Станкостроительный завод

Для производства современных сложных машин необходима высококвалифицированная рабочая сила, поэтому такое машиностроение размещают в крупных городах или в научных центрах. Близость к сырьевой базе, то есть центрам металлургии, важна лишь для тяжёлого машиностроения: производства металлургического, горношахтного оборудования, котлостроения и др.

Главные машиностроительные центры мира — это США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новейшие индустриальные страны Азии. Все виды машиностроения развиты в Китае и в странах «Большой восьмёрки»: США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония и Россия.

Выпуск сложной электроники сосредоточен в США, на Тайване, в Японии и Сингапуре, а также в Китае и Канаде. Среди 20 крупнейших производителей всего 3 фирмы из европейских стран — Германии, Франции и Люксембурга.

Небольшие страны Западной Европы специализируются на выпуске точных приборов и машин, новейшие индустриальные страны — на трудоёмких отраслях, а в большинстве развивающихся стран Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение фактически отсутствует. Ведущей отраслью машиностроения считают станкостроение. 2/3 выпуска станков в мире приходится на пять ведущих государств-производителей: Япония, ФРГ, страны бывшего СССР, США, Италия.

Одна из важнейших отраслей машиностроения — автомобилестроение. Перед Второй мировой войной все страны мира производили около 4 млн. автомобилей в год, а в начале XXI в. больше 60 млн. По оценкам экспертов, по дорогам мира сейчас ездит около миллиарда автомобилей. Ещё 15 лет назад Китай не входил даже в первую двадцатку производителей, а сейчас он в первой десятке, место Франции в первой пятёрке автогигантов заняла Республика Корея, а в десятку вошли Бразилия, Индия и Мексика. В США и Китае автомобили производят для внутреннего рынка, а в Западной Европе, Японии и Корее — на экспорт. Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Республика Корея, Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ.

Конвейер автозавода
Конвейер автозавода

Химическая промышленность

К важнейшим отраслям хозяйства, наряду с энергетикой, металлургией и машиностроением, относится и химическая промышленность: производство кислот, щелочей, минеральных удобрений, пластмасс, химических волокон и пр. Уже древние люди использовали различные химические вещества при обработке шкур, умели готовить краски, яды и лекарства. Гончары, стеклодувы, красильщики, парфюмеры, использовавшие химические знания, появились ещё до нашей эры.

Завод химических продуктов
Завод химических продуктов

Само слово «химия» стало известно лишь в XVI— XVII вв., до этого была шире известна алхимия, пытавшаяся получить золото из других металлов. В наши дни традиционная химическая промышленность, в том числе производство удобрений и несложных органических продуктов (пластмасс и химических волокон), появилась и в развивающихся странах. Сложные виды химической продукции производят преимущественно развитые страны. Крупнейшие производители и экспортёры химических продуктов — это США, страны Западной Европы и Япония. Крупный район производства и экспорта сложился в зоне Персидского залива: Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Бахрейн и др. Высок уровень развития отрасли и в странах СНГ, где выделяется Россия.

Химическая переработка древесины и целлюлозно-бумажное производство совместно с заготовкой и механической обработкой деревьев относятся к лесной промышленности. В северном лесном поясе — это умеренная зона Евразии и Северной Америки — преобладают леса из сосны, ели, лиственницы и других хвойных пород, что составляет 1 /3 всех лесных массивов мира. Многочисленные лиственные породы, такие, как берёза, дуб, бук и прочие, не так широко используются в лесной промышленности, их древесина чаще идёт на мебель или поделки. Большая часть запасов леса приходится на Россию, Канаду, США, Финляндию и Швецию.

Целлюлозно-бумажный комбинат
Целлюлозно-бумажный комбинат

Южный лесной пояс включает леса Амазонии в Южной Америке, Западной и Центральной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Здесь преобладают лиственные породы. Среди них особо ценны поделочные — красное дерево, железное, сандаловое и др. Большая часть запасов древесины южного лесного пояса сконцентрирована в Южной Америке и Азии. В южном поясе преобладают развивающиеся страны, поэтому на переработку идёт 10—20% заготовленной древесины, а остальное используется в качестве топлива. Как химическая, так и механическая переработка древесины преимущественно размещены в развитых странах: США, Канада, Япония, Китай и Россия. Эти же страны производят и большую часть бумаги. Больше всего бумаги на душу населения производят в Финляндии (1400 кг).

История стекла уходит в глубокую древность. Однако оказалось, что состав современного бутылочного стекла практически не отличается от состава стекла, применявшегося в Древнем Египте больше 6 тыс. лет назад.

Другие отрасли хозяйства

Лёгкая промышленность, то есть текстильная, швейная, обувная и пр., в настоящее время особенно быстро развивается в новых индустриальных и других развивающихся странах, где много сырья и дешёвая рабочая сила. А вот пищевая промышленность есть практически во всех странах мира. Текстильную промышленность считают одной из древнейших отраслей хозяйства. Уже тысячи лет назад люди ткали полотна из растительных волокон, таких, как хлопок, лён, сизаль, джут, а также из шерсти домашних животных — овец, верблюдов, кроликов.

Цех по изготовлению химического волокна
Цех по изготовлению химического волокна

В последние десятилетия появилось множество новых видов волокон: к примеру, «искусственный шёлк» из вискозы или ацетата получают из целлюлозы, для других синтетических материалов сырьём служат газ и нефть. В настоящее время доля хлопка, шерсти и особенно льна в мировом производстве тканей значительно сократилась. Появились смесовые ткани из натуральных и химических волокон, а также трикотажное полотно.

 Главным регионом текстильной промышленности мира стала Азия, где сегодня выпускают около 70% тканей. Основные производители хлопчатобумажных тканей — это Китай, Индия, США, Япония, Тайвань, Индонезия и Пакистан. Крупнейшим в мире изготовителем шерстяных тканей также стал Китай, далее следуют Италия, Япония, США, Индия, Турция. И в производстве самых дорогих шёлковых тканей, больше половины которых выпускают США, доля азиатских стран также велика, особенно Индии, Китая и Японии.

Высококачественные модные и дорогие из делия — ковры, меха, украшения, фирменная обувь, одежда и ткани из дорогого сырья — выпускают небольшими партиями, их производство сосредоточено в основном в развитых странах.

Значительно уменьшилось производство льняных тканей. Их выпускают только в России и в таких странах Западной Европы, как Франция, Нидерланды, Великобритания, Бельгия. Велика доля развивающихся стран и в производстве продукции швейной и трикотажной промышленности: бельё, верхняя одежда и пр. Многие из них, и прежде всего Китай, Индия, Республика Корея, Тайвань, Колумбия, стали крупнейшими производителями и экспортёрами готовой одежды.

Обувная промышленность переместилась в развивающиеся страны с дешёвым трудом. Лидерами в изготовлении обуви стала КНР, обогнавшая по её производству прежних лидеров — Италию и США, и Республика Корея, Тайвань, Япония, Индонезия, Вьетнам, Таиланд. В развитых странах выпускают в основном кожаную обувь из дорогого сырья. Крупнейший  производитель и экспортёр такой обуви — Италия. Такие отрасли пищевой промышленности, как консервная, сахарная, рыбная, маслосыродельная, производство круп и т. п. размещают там, где производят сырьё: выращивают овощи и фрукты, разводят молочный скот и пр. Хлебопекарное и кондитерское производство, а также производство колбасных изделий и мясных деликатесов и молочных продуктов размещают там, где есть потребители этой скоропортящейся продукции.

Производство обуви
Производство обуви

Каких животных разводят?

Наши далёкие предки были собирателями и охотниками. Постепенно они научились приручать и разводить животных. А в наше время люди уже научились создавать новые породы животных с нужными свойствами. Животноводство может быть кочевым — стада обычно не слишком породистых животных свободно пасутся в степях или в саванне и дают мясо или молоко сравнительно низкого качества. Такой вид животноводства ещё сохранился в некоторых развивающихся странах, таких, как Монголия, Кения и пр. Чаще, особенно в горных странах, животноводство отгонное — стада летом пасутся свободно, а на зиму перемещаются в помещение.

Стадо коров в Южном Судане
Стадо коров в Южном Судане

В развитых странах при стойловом животноводстве молока и мяса получают гораздо больше и более высокого качества. По поголовью крупного рогатого скота (коров, в том числе горбатых зебу и невысоких шерстистых шотландских коров, буйволов и яков) сейчас лидируют Индия, Бразилия, США, Китай и Аргентина, а по производству молока Индия, США, Китай, Германия и Бразилия. По надою лидирует Израиль (10 421 кг в год), для сравнения: у нас коровы дают чуть больше 3000 кг в год, что в 10 раз меньше, чем у рекордистки из США.

К мелкому рогатому скоту относят овец и коз. От коз получают мясо и молоко, шерсть и пух. Чаще на мясо и шерсть разводят овец, от которых получают овчину и мех каракуль. Самая тонкая шерсть у овец, выращенных в степях и полупустынях. Каракульских овец разводят в полупустынях и пустынях прикаспийских стран, Афганистана и ЮАР. Крупнейшие производители шерсти — Австралия, Новая Зеландия и Китай.

Отара овец
Отара овец

По поголовью свиноводство уступает скотоводству, что отчасти связано с тем, что почти четверть населения земного шара не употребляет свинину в пищу из-за религиозных запретов. Свиней выращивают в густонаселённых районах и около предприятий пищевой промышленности, поскольку их там откармливают пищевыми отходами. Больше всего свиней в Восточной Азии, Европе и Америке. В Китае почти половина мирового поголовья!

На фермах выращивают кроликов и пушных зверей, птиц, таких, как куры, утки, гуси, индейки, цесарки и перепела, а также рыб — карпов, форель, стерлядь, толстолобиков и пр ., мидий и шелковичных червей...

Ещё сто лет назад самым важным для человека домашним животным была лошадь. Коневодство занималось выращиванием верховых, упряжных и тяжеловозных животных. Сейчас кавалерия существует преимущественно для парадов, правда в некоторых странах сохранилась конная полиция. Конные экипажи катают только туристов, а для перевозки грузов используют автомобили. Но всё ещё существует и процветает племенное коневодство и разведение мясных пород. В пустынях и полупустынях развито верблюдоводство — это и транспорт, и шерсть, и молоко, разводят также и беговых верблюдов. В тундре и северной тайге — оленеводство, также транспорт, шкуры и мясо.

Табун лошадей
Табун лошадей

Что люди выращивают?

Главная отрасль земледелия — выращивание зерновых культур, недаром для них существовало теперь полузабытое слово «жито», родственное словам «жизнь» и «жить». Три основные мировые зерновые культуры — это рис, пшеница и кукуруза. В северных странах к ним прибавляются холодоустойчивые и нетребовательные к плодородию почвы рожь и ячмень, а в южных — неприхотливые просо и сорго. Рис был введён в культуру около 9 тыс. лет назад в Индокитае. Уже к 500 г. до н. э. он стал основной пищей для половины населения земного шара. В наше время десять главных его производителей, а именно Китай, Индия, Индонезия и др., кроме Бразилии, находятся в Азии.

Пшеница была одним из первых окультуренных растений, её родина — Ближний Восток, а сейчас её выращивают на всех континентах. Главные производители пшеницы — Китай, Индия, США и Россия. До революции наша страна вывозила большое количество зерна. Современная Россия опять стала одним из мировых лидеров экспорта, то есть вывоза, пшеницы.

Уборка пшеницы
Уборка пшеницы

Главные страны, где выращивают единственную «американку» из основных зерновых культур — кукурузу, США и Китай, далеко опережают ближайших конкурентов. Бразилия производит втрое меньше Китая и больше чем в 6 раз уступает США.

Технические культуры включают прядильные, масличные, сахароносы, красильные, каучуконосы, эфиромасличные и пр. сельскохозяйственные растения. В группу прядильных входят хлопчатник, конопля, агава, кенаф и др. В субтропических и тропических широтах больше всего распространён хлопчатник. Основными производителями хлопка являются Китай, США, Индия, Пакистан и Узбекистан. В умеренных широтах, в России, Белоруссии, Литве, Латвии, Бельгии, выращивают лён.

Не менее разнообразны масличные культуры: на севере растут лён и рапс, на юге пальмы и какао. Среди них есть деревья — олива, кокосовая и масличная пальмы, тунг и травянистые растения — соя, подсолнечник, горчица, рапс и другие. Больше всего в мире производят соевого масла США, Бразилия, Аргентина, пальмового масла — Малайзия и Индонезия, рапсового масла — страны ЕС, Китай, Канада, а подсолнечного масла — Украина.

Арбузы на бахче
Арбузы на бахче

Большие площади сельскохозяйственных угодий, особенно в развитых странах, отводятся под кормовые культуры: травы, корнеплоды, зерновые. В степной зоне разбивают бахчи с дынями, арбузами и тыквами, в тропиках и субтропиках выращивают чай и кофе. Такие отрасли земледелия, как овощеводство, плодоводство, цветоводство, повсеместно развиваются в пригородах, но многие страны также специализируются на производстве отдельных видов этой скоропортящейся продукции. Многие ягоды, фрукты, овощи и даже цветы ежедневно пересекают океаны во всех направлениях: из Южной Америки в Европу, из Израиля в Канаду, из Южной Африки в Австралию...

Транспорт и его виды

Верблюд с поклажей
Верблюд с поклажей

Тысячелетия люди перемещались по земле пешком или в седле, а в прибрежных регионах на лодках, которые становились всё крупнее, пока не превратились в многопалубные корабли. До XIX в. человечество знало два вида транспорта: гужевой и водный. Гужевым транспортом называют средства передвижения людей и грузов с помощью силы животных: лошадей, буйволов, собак, оленей и др. Если груз укреплён на лошади, верблюде, ламе, говорят о вьючном транспорте, который считается отдельным видом транспорта. Эти виды транспорта сохранили своё значение только в труднодоступных местах или там, где нет смысла прокладывать дороги, а также для туристов: это собачьи и оленьи упряжки на Севере или верблюды в пустынях.

Водный транспорт делится на речной и морской. Он самый дешёвый и грузоподъёмный. На крупный корабль можно погрузить десятки грузовых автомобилей, несколько поездов и ещё останется место для транспортного самолёта. Водный транспорт незаменим при перевозке людей и грузов между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Самый большой его недостаток — низкая скорость. Даже сейчас, с появлением кораблей на подводных крыльях, катамаранов и пр., он не может конкурировать с остальными видами транспорта. Но зато он очень популярен для отдыха. Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.

Прогулочный пароход
Прогулочный пароход

История железнодорожного транспорта началась больше 200 лет назад. Первая в мире железная дорога появилась в Уэльсе в 1807 г. Паровозов в то время ещё не было, в качестве тягловой силы использовались лошади. Первую дорогу с паровой тягой протяжённостью 40 км построил в Англии в 1825 г. Джордж Стефенсон, изобретатель паровоза и «отец железных дорог». Сначала это новшество не вызывало восторга: «Железные дороги помешают коровам пастись, куры перестанут нести яйца, отравленный дымом воздух будет убивать птиц… в случае взрыва паровоза будут разорваны на куски пассажиры…»

Примерно с 1865 г. начинается «золотой век» железных дорог в США. За 50 лет их сеть увеличилась с 56 тыс. до 409 тыс. км! К 1916 г. практически все пассажирские и грузовые внутригосударственные перевозки осуществлялись по железной дороге. В России в 1837 г. впервые была построена Царскосельская железная дорога, связавшая столицу с Царским Селом. В 1851 г. построили дорогу Санкт-Петербург — Москва, а затем Санкт-Петербург — Варшава. Сегодня длина железных дорог в мире почти в 30 раз превышает длину экватора, из них 1 /5 проложена по территории США. Длина железных дорог России почти в 3 раза меньше и немного больше, чем в Китае. Самая разветвлённая сеть дорог в Германии, Польше и Великобритании.

Одним из предшественников рельсового пути был древнегреческий диолк — каменная дорога волок для перевозки кораблей через Коринфский перешеек. Там были проложены желоба, куда помещали смазанные жиром полозья.
Скоростной поезд
Скоростной поезд

Если вам нужно перебраться самому или перевезти груз на небольшое расстояние, то, скорее всего, вы выберете не самый дешёвый и не самый быстрый, но самый удобный автомобильный транспорт. Для перемещения же на большое расстояние чаще выбирают самый быстрый и в то же время самый дорогой воздушный транспорт. Эти виды транспорта практически ровесники. Они начали развиваться в конце XIX в. и уже во время Первой мировой войны нашли себе применение в боевых действиях. Основные достоинства авиации — скорость и доступность. При перевозке пассажиров на большие расстояния чаще используют самолёты.

Суперджет
Суперджет

Вертолёты и дирижабли не нуждаются в посадочных площадках и могут доставить людей и грузы практически в любую точку на земном шаре — от полюсов до склонов высочайших гор. В конце XX в. интерес к дирижаблям возобновился: вместо взрывоопасного водорода стали использовать инертный негорючий газ гелий. Их используют для рекламы, увеселительных полётов, наблюдения за дорожным движением и т. п. Их можно использовать и при транспортировке крупных нестандартных грузов.

В 1930-х гг. пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Именно на дирижабле «Норвегия» Руаль Амундсен первым пролетел на д Северным полюсом. Но дирижабли были очень ненадёжны.

Однако самым распространённым видом транспорта в мире стал автомобильный. Его преимущества: маневренность, гибкость, скорость. Грузовые автомобили перевозят практически все виды грузов, даже на расстояния до 5 тыс. км и более. Автопоезда, а именно грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп, конкурируют с железной дорогой при перевозке грузов, для которых важна скорость доставки, к примеру скоропортящихся продуктов. С другой стороны, автомобильный транспорт требует хороших дорог, наносит большой ущерб природной среде, и это самый дорогой из всех видов транспорта, если считать все затраты на перевозку одного пассажира на один километр.

Автопоезд
Автопоезд

Авиатранспорт также осуществляет перевозку различных грузов и почты. В труднодоступных районах — в горах, районах Крайнего Севера — он остаётся практически единственным видом транспорта. Если в месте посадки отсутствует аэродром, при доставке людей в труднодоступные районы используют не самолёты, а вертолёты.

Своя специфика у городского транспорта. Для поездок по городам используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок существуют междугородные и туристические пассажирские лайнеры, нередко двухэтажные. В крупных городах распространены автомобильный общественный транспорт с электрическим приводом — троллейбус, так же как вариант железной дороги — трамвай и, наконец, метрополитен. Особняком стоит трубопроводный транспорт, по которому проходят огромные объёмы, преимущественно жидких и газообразных грузов: нефть и нефтепродукты, вода, газ и даже молоко с альпийских пастбищ на молокозаводы в долинах.

Метрополитен
Метрополитен



Поделиться ссылкой