Города-гиганты

В 1800 году около 3% мирового населения проживало в городах. Ныне — 50%. К 2050 году эта цифра составит 75%. Кроме того, многие города, от которых будет зависеть облик будущего, еще практически не построены, а если они и есть, вы о них, возможно, еще не слыхали. Лагос, Джакарту, Дакку и Карачи вы, скорее всего, знаете, а вот про Нуакшот, Дуалу, Бамако, Уагадугу, Темуко, Белем и Антананариву в курсе?

Мехико - город гигант
Мехико - город гигант

Не так давно многие комментаторы предсказывали, что города обречены. Люди покидали мегаполисы вроде Нью-Йорка ради жизни в относительно безопасных и спокойных предместьях. Но вот с некоторых пор направление миграции стало обратным. К примеру, с 1990 по 2000 год число 64-75-летних, проживающих в центре Чикаго, выросло на 17%. С одной стороны, пожилые люди чувствуют себя взаперти в деревнях и пригородах, тогда как в городах всегда навалом стимулов — и уму, и телу. Отчет американского «мозгового треста» «Корпорация исследований и разработок» (RAND Corporation) сообщает, что жители пригородов проводят больше времени за рулем, а, следовательно — меньше двигаются и тем самым сокращают среднюю продолжительность жизни. Но куда мощнее движение, происходящее сейчас в Азии и Африке, где строятся или перестраиваются и города, и их старшие братья — города-гиганты.

Рост городов-гигантов

В 1975 году в мире существовало всего три города-гиганта: Нью-Йорк, Мехико и Токио. Теперь их 20 с лишним, в зависимости от выбора определения (обычно так называют города с населением более 10 миллионов человек). По данным международной консалтинговой компании «Маккинзи», Киншаса, Лагос, Каир, Сан-Паулу, Мехико, Лос-Анджелес, Буэнос-Айрес, Мумбай, Шанхай, Пекин, Дели, Колката и Дакка теперь подпадают под определение городов-гигантов. Более 20% населения мира проживает примерно в 600 городах, генерирующих около 50% мирового валового продукта.

Что общего у этих городов помимо кучи народа? На первый взгляд может показаться, что ничего. Есть города высокоорганизованные, вертикальные, лоснящиеся и спокойные, а есть беспорядочные, грязные, низкоэтажные и опасные. Тем не менее у всех больших городов есть две общие черты.

«Если город — мир, который создал человек, то это мир, в котором этот человек будет отныне обречен жить» Роберт Эзра Парк (1864-1944), американский социолог-урбанист, основатель социологии города

Во-первых, они представляют большую проблему в смысле изменений климата и управления ресурсами — потребляют около 75% производимой в мире энергии. Однако, как мы уже упоминали ранее, они же могут и предложить удобное решение этой проблемы. К примеру, транспорт — ключевой потребитель энергии в городах, а городское правительство вполне в силах влиять на то, как именно оказываются транспортные услуги в тех или иных специфических районах.

В равной степени регулирование застройки означает, что городские власти могут влиять на то, как строятся здания и сколько углеродсодержащего выхлопа при этом происходит, а также какие именно «умные технологии» применяются при строительстве больших инфраструктурных проектов. Появится больше строительных материалов, изготовление которых генерирует меньше углекислого газа, увеличатся вложения в энергосберегающий общественный транспорт, больше будет углерод-нейтральных городов, местных производств энергии и вертикального земледелия — мы, возможно, увидим городские фермы-башни, которые сами себе будут генерировать электричество и воду и выращивать сельхозкультуры и скот на высоте до 300 метров.

Второе общее свойство больших городов — они как магнит притягивают человеческую энергию. Они привлекают бедняков с амбициями и находят им применение, отчего и эти отдельные люди, и города в конечном итоге богатеют. К примеру, Джеффри Уэст из Исследовательского института Санта-Фе утверждает, что удваивание размеров городов уменьшает расход энергии на душу населения на 15%, а доходы горожан при этом растут на 15%.

Джеффри Уэст
Джеффри Уэст

Чем больше энергичных людей переезжает в поисках лучшей жизни в город, чем выше концентрация людей на небольшой географической территории, тем больше людей эта территория притягивает. У миграции, таким образом, есть серьезное следствие — инновационность: близкое проживание единомышленников обычно порождает многократное усиление. Иными словами, двигатель экономики и продуктивности — не просто скученное проживание многих людей, а место проживания многих умных, энергичных и целеустремленных людей, а это, как правило, — большие мировые города.

Вытеснение беднейших

Закавыка, разумеется, в том, что от притока хорошо зарабатывающих людей обычно растут цены на недвижимость, что, в свою очередь, вытесняет многих вон. Из-за этого разнообразие городского населения уменьшается, а самые жизненно важные городские сервисы от этого портятся — люди обслуживающих профессий не могут себе позволить обитать в определенных районах.

«Город — живой продукт человеческих рук и ума, он отражает историю человечества, его борьбу за свободу, творчество, гений — а также его эгоизм и ошибки» Чарлз Эбрамз (1902-1970), американский эксперт-урбанист, учредитель Нью-Йоркского управления жилищного строительства

Любите их или презирайте, но, судя по всему, города никуда не денутся — и со временем будут только расти. А еще они станут умнее — хочется верить, за счет людей, в них живущих, — и в отношении транспорта и городских инфраструктур, чтобы отдельные элементы города смогли создать разумную и до некоторой степени осознанную структуру (см. главу 13).

Очень старая идея

Старейшей компании в мире около 700 лет. Старейшему университету — 1000, а старейшей из ныне существующих религий — 3500. Сравните: старейшим городам на планете — Иерусалиму и Иерихону, например, — 5000 и 10 500 лет соответственно. Причина такого долгожительства — гибкость. Города постоянно разрушаются и перестраиваются (примерно на 2% ежегодно), а люди приходят и уходят, освежая энергию и творчество самих населенных пунктов. Лондон, Нью-Йорк и Токио никуда не делись, но перестроены и переделаны до состояния городов-государств, которые экономически и культурно превосходят целые страны.

Креативные города

По мнению профессора Ричарда Флориды, автора книги «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», экономический прогресс в первую очередь движим идеями, а идеи обычно аккумулируются в больших городах — открытых и терпимых к социальному многообразию. Если города стремятся стать лидерами экономики, им необходимо привлекать художников, писателей, скульпторов, музыкантов, иммигрантов и чудаков всех мастей, эксцентриков и маргиналов отовсюду. Иными словами, в долгосрочной перспективе городского развития отсутствие рок-групп, арт-богемы и чудаков будет означать отсутствие заметной интеллектуальной собственности, научных прорывов, передовой культуры и искусства — и молодых изобретательных предпринимателей.

Ричард Флорида
Ричард Флорида



Поделиться ссылкой