Джеймс Кук

Краткая биография

Джеймс Кук

«Морская» часть жизни началась у сына батрака Джеймса Кука (1728–1779) в тот момент, когда он поступил юнгой на корабль, перевозящий уголь. Получив со временем некоторый опыт и предложения работы, он не захотел больше плавать на торговых судах, а вместо этого записался матросом в Королевский флот.

Упорное учение, чтение книг, увлечение морскими путешествиями привели к тому, что он достаточно быстро продвигался по службе, участвовал во многих военных кампаниях, боях, но и не только это. В его обязанности входило составление карт побережья, что в конечном счете и привело к тому, что именно Джеймсу Куку доверили возглавить несколько кругосветных экспедиций, которые были организованы английским Адмиралтейством.

На карте мира сейчас имя Д. Кука упоминается большое количество раз, и это совершенно обоснованно и заслуженно. После его нескольких экспедиций на просторах Тихого океана уже не осталось принципиально нерешенных вопросов, за исключением только загадочного южного материка, который Кук безрезультатно искал. Во время третьего кругосветного путешествия в одной из стычек с туземцами на Гавайях Кук был убит. Это произошло 14 февраля 1779 года.

В поисках Южной земли: три экспедиции и вся жизнь

Когда английское Адмиралтейство приняло решение об экспедиции в Тихий океан, Кук был уже хорошим опытным моряком, испытанным в военных кампаниях и прекрасно зарекомендовавшим себя в составлении карт. Корабль под командованием капитана Кука «Индевор» в 1768 году вышел из Плимута.

Корабль «Индевор» в бухте одного из островов Дружбы (ныне Тонга)
Корабль «Индевор» в бухте одного из островов Дружбы (ныне Тонга)

Как это ни прискорбно, большая часть английских морских исследований совершались под пиратскими и каперскими флагами, с целью завоевания не столько новых земель, сколько золотых запасов, перевозимых на кораблях противников. Бессмысленное сокрытие плаваний и открытий новых земель приводило к тому, что многие державы повторяли «открытия» своих соперников, но не двигались в своих исследованиях дальше. Каждой стране было важно «первыми открыть» какую-то часть света, или остров, или побережье, но моряки не ведали, что до них эти земли и страны уже были открыты и заселены, а настоящие открытия еще ждали впереди: еще далеко не вся акватория океанов посещалась европейцами.

Экспедиция под началом Джеймса Кука не была исключением: в ее планы входили астрономические наблюдения за положением планеты Венеры, но негласно длительное путешествие подразумевало открытие «крайней южной земли», о возможности существования которой говорили уже давно. Для быстрейшего достижения этой цели при остановках на многочисленных островах предписано было, в противоречие с традицией, не пленять и истреблять местное туземное население, а всячески пытаться вступить с ним в переговоры, пытаться завязать дружбу.

Первое путешествие Д. Кука (1768–1771)

«Индевор», корабль военно-морских сил Англии, был достаточно прочным и приспособленным для длительного путешествия. Кук, выйдя из Англии, пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и направился к Таити. При плавании капитан пытался отклониться к югу как можно больше, чтобы, возможно, увидеть хоть край искомой «южной земли», но этого не случилось (в то время самой крайней южной частью суши была Австралия, называемая тогда Новой Голландией). Самой южной землей, встреченной на пути экспедиции, были острова архипелага Новая Зеландия. Именно они считались возможной частью «неведомой южной земли», которую мечтали найти практически все мореплаватели. Но Кук обошел их на своем корабле, подтвердив, что это всего лишь острова, а не материк. В результате экспедиция произвела топографическую съемку островов Новой Зеландии, разделенных проливом, носящим теперь имя Кука, пересекла Тасманово море и отправилась вдоль берегов Австралии на север. Нужно сказать, что мало кому из мореплавателей удалось совершить так много открытий и детализировать так много побережий, создать так много карт и совершить это без особенных потерь среди экипажа (за время долгого плавания на корабле Кука практически не случалось случаев цинги – бича моряков того времени). Однако и в этом плавании было много удивительных и опасных событий.

Церемониальные танцы аборигенов Австралии. Рисунок Дж. Креффта.1858 г.
Церемониальные танцы аборигенов Австралии. Рисунок Дж. Креффта.1858 г.

В отличие от своих предшественников Кук решил пройти у самого восточного побережья Австралии на север, постоянно наблюдая с востока полосу опасных рифов. Это было одно из чудес природы – Большой барьерный риф, простирающийся вдоль восточных берегов континента. В конце пути расстояние между берегом и рифами настолько сблизилось, что капитану едва удалось провести корабль по безопасному пути (фарватеру). Не избежав некоторых поломок и подлатав свой корабль, Кук подтвердил, что между Новой Голландией (тогда так называли Австралию) и следующей землей (островами Новой Гвинеи) есть пролив, т. е. они нигде не соединяются. Это место было названо проливом Торреса (или Торресовым проливом), но Куку удалось пройти им даже по более южному пути, чем сам Торрес, который был первым европейцем, проложившим этот путь. Отсюда через Индийский океан «Индевор» отправился домой, в Англию. И одной этой экспедиции хватило бы, чтобы увековечить имя Кука и в истории, и на картах. Но впереди были новые морские путешествия.

Маршрут экспедиции Дж. Кука
Маршрут экспедиции Дж. Кука
«Над носовою … частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых – по восемь». Дж. Кук о военных судах на Таити
Каланиору, гавайский корабль. Рисунок У. Ходжеса, участника экспедиции Кука
Каланиору, гавайский корабль. Рисунок У. Ходжеса, участника экспедиции Кука
Маори, абориген Новой Зеландии. Рисунок из дневника Кука
Маори, абориген Новой Зеландии. Рисунок из дневника Кука
У. Ходжес. Таитянский вождь
У. Ходжес. Таитянский вождь

Второе Кругосветное плавание Кука (1772–1775)

На этот раз Кук стал капитаном флотилии из двух кораблей: «Резольюшн» и «Эдвенчер». Во время этого плавания Кук отправился еще южнее и пересек все океаны (это было настоящим кругосветным путешествием) выше 40-х широт, про которые ходили недобрые истории. В обоих полушариях эти места называли «ревущие сороковые», подразумевая жестокие шторма, обрушивающиеся на корабли. Мало того, Кук дважды пересек широту Южного полярного круга. Кстати, Кук это сделал впервые в истории человечества, никто еще до него не подплывал к Южному полюсу так близко. Напомним, что лишь спустя 50 лет кораблям Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева удалось подойти к Антарктиде ближе и увидеть ее берега. Но Кук, хотя и лавировал на кораблях среди айсбергов, не встретил там никакой земли. Как сейчас можно предположить, это действительно произошло по несчастливой случайности, поскольку Антарктический полуостров Антарктиды расположен севернее полярного круга в том месте, где Кук не был, а именно напротив мыса Горн, южной оконечности Южной Америки.

Южный берег Таити, временной базы экспедиций Кука
Южный берег Таити, временной базы экспедиций Кука

Не найдя южного материка, Кук направил корабли на север, к тропическим широтам Океании. Причин тому было несколько: все же не удалось избежать цинги, кроме того, в планы входило изучение акватории и островов около Новой Зеландии (в то время эти места были настоящим «белым пятном» на картах).

Достигнув Таити, капитан и команда пополнили запасы свежими продуктами и фруктами. Это оказывало всегда хорошее действие на больных, ведь тропические плоды содержали массу витаминов – это было как раз то, что нужно измученным однообразной сухой пищей организмам. Кроме свежих фруктов были закуплены и свиньи. Продолжив свое плавание, Кук посетил еще несколько островов Океании. Не везде туземцы были дружелюбны, хотя капитан придерживался самого обходительного и дружественного тона при общении с ними. Наблюдения за бытом и нравами островитян оставили у моряков разноречивые впечатления: с одной стороны, они были свидетелями даже сцен каннибализма у местных жителей, с другой, они не могли не отметить, в общем, их миролюбие. «…Я должен сказать, что хотя они, несомненно, и каннибалы, обладают от природы добрым нравом и человечностью», – писал в своих дневниках Кук. Многочисленные наблюдения за бытом местного населения, предметы обихода туземцев, зарисовки, сделанные с натуры, были впоследствии переданы в Королевское географическое общество.

«Я обязан был приложить все усилия для того, чтобы открыть новые территории на юге, следуя либо в восточном, либо в западном направлении, по моему собственному усмотрению. Нужно было при этом держаться наиболее высоких широт и плыть к южному полюсу до тех пор, пока это позволят наши запасы, состояние здоровья команды и состояние самих кораблей. При любых обстоятельствах необходимо было иметь на борту резервный запас продовольствия, достаточный для благополучного возвращения на родину в Англию». Дж.Кук

Корабли разделились. Кук остался на «Резолюшн». Но тщетно они дожидались второго корабля в намеченной бухте у островов Новой Зеландии. Впоследствии оказалось, что несколько матросов и боцман со второго корабля были убиты местными жителями. Как потом выяснил Кук, скорее всего англичане сами спровоцировали ссору и нападение.

Абориген Сандвичевых (ныне Гавайских) островов
Абориген Сандвичевых (ныне Гавайских) островов
Ручка таитянского веера, символа престижа на островах Полинезии
Ручка таитянского веера, символа престижа на островах Полинезии

Кук еще несколько раз пытался проникнуть в воды Южного океана в поисках земли, но успеха не добился. «… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Третье плавание Кука (1776–1780)

Отправиться в свое последнее мореплавание Куку пришлось на уже знакомом ему «Резолюшн». Второй корабль его флотилии назывался «Дискавери». На этот раз в намерения Англии входило завладеть любой землей, встреченной экспедицией на пути. Путь этот лежал на сей раз гораздо севернее: Куку и его кораблям следовало включиться в поиски Северо-западного прохода, то есть найти путь из Тихого океана в Атлантический. Уже известным путем корабли прошли через Атлантику, обогнули Африку, пересекли Индийский океан и направились к Новой Зеландии. Дальше они сделали остановку на уже знакомом Таити и подготовились к цели своего вояжа, поискам у берегов Северной Америки. В пути они прошли Гавайи, названные Куком Сандвичевыми островами, и поднялись к северу.

Дж. Уэббер. Белый медведь на Аляске
Дж. Уэббер. Белый медведь на Аляске

Действительно, Кук побывал практически везде в Тихом океане: его путь на этот раз был направлен на север, вдоль побережья Америки, к Алеутским островам и Берингову проливу. Побывай он даже в четверти мест, его бы уже считали отличным моряком и великим путешественником. Но он шел все дальше. Пройдя Берингов пролив, он пересек на своем корабле Чукотское море. «Резолюшн», таким образом, побывал выше обоих полярных кругов: и Северного, и Южного. Стремительно уходили летние и осенние дни, и перед Куком встал вопрос зимовки. Узнав от встреченного в пути русского мореплавателя Г. Измайлова, что на Камчатке недостаточно продовольствия и оно дорого, а кроме того, не желая долгое время оставаться так далеко к северу, Кук решился на возвращение на Гавайи, где хотел остановиться надолго.

Но случилось так, что Кук остался на Гавайях навсегда. В конце октября 1779 года в случайной стычке с прежде дружелюбными островитянами капитан Джеймс Кук был убит. Ему было всего 50 лет. Тело Кука были предано морю. Люди Кука были вынуждены бежать с острова и достигли дома лишь спустя год.

Смерть капитана Кука на Сандвичевых островах
Смерть капитана Кука на Сандвичевых островах

Вклад в географию

Кук первым подошел достаточно близко к Антарктиде, но не увидел ее. Многократно пересек и Южный и Северный полярные круги. Открыл Большой Барьерный риф. Открыл острова Новой Зеландии и проход между ними. Открыл Гавайские острова. Нанес на карту многочисленные острова и побережья, в том числе и побережье Аляски. Дважды за свою жизнь совершил кругосветные путешествия.

У. Ходжес. Портрет капитана Дж. Кука. 1775 г.
У. Ходжес. Портрет капитана Дж. Кука. 1775 г.



Поделиться ссылкой