Фритьоф Нансен

Краткая биография

Норвежец Фритьоф Нансен родился в 1861 году. С детства превосходный спортсмен, он выбрал судьбу путешественника с юности. Изучал в университете зоологию, прекрасно рисовал и иллюстрировал в дальнейшем все свои книги, делая великолепные зарисовки во время путешествий.

Фритьоф Нансен

Уже в 20 лет он принимал участие в плавании по Арктике, а закончив университет в Христиании, он начал работать по профессии и получил степень доктора и медаль Королевской Академии наук за успехи в развитии науки. Однако главные события его жизни ждали его не на кафедре университета, а на просторах Арктики.

Спустя всего 4 дня после присвоения ему докторской степени он отправился на лыжах в Гренландию, пересек ее и начал задумываться о движении морских льдов: он хотел достичь с их помощью Северного полюса. После попытки достижения полюса Нансен занялся не только наукой (его считают родоначальником физической океанографии), но и в том числе общественной деятельностью, был послом в Лондоне, занимал пост в Лиге Наций.

Щедрый дар – корабль «Фрам», на котором он совершил свой дрейф с плавучими льдами, – Нансен передал другому известному норвежскому полярнику, Руалу Амундсену, всегда приходил на помощь в полярных исследованиях ученых других стран, в том числе консультировал спасательную экспедицию Г. Седова в 1913 году. Был удостоен Нобелевской премии мира в 1922 году. Умер в 1930 году.

Пересечение Гренландии и путь к северному полюсу

Многочисленные экспедиции в Арктическом регионе показали, что под полярными льдами не скрывается никакой земли, кроме уже известных архипелагов в районе Северного полярного круга и севернее его. Попытки дойти по льду до точки географического Северного полюса были предприняты многими. Фритьоф Нансен взял на вооружение знания о морских течениях и дрейфе полярных льдов. Он решил, что корабль может помочь ему в достижении самой северной точки мира. Это была смелая и в чем-то безумная идея. Корабль «Фрам», который был разработан Нансеном специально для ледовых условий и был способен выдержать сжатие льдом, в 1893 году отправился из Норвегии, вдоль побережья России, к Новосибирским островам. Там предполагалось вморозить судно в льды и дрейфовать с ними в сторону Северного полюса. Нансен полагал, что дрейф пройдет через район Северного полюса и закончится у пролива между островами Шпицбергена и Гренландией.

Айсберг
Айсберг

За несколько лет до этого события, в свои 27 лет, Нансен, превосходный спортсмен и выносливый, сильный человек, вместе со своим другом Отто Свердрупом пересекли на лыжах Гренландию. Их путь длился 40 дней и 560 км, им пришлось перемещаться по сплошному ледяному куполу (а это было совершено человеком впервые!), а затем, используя самодельную лодку, вплавь достигать населенных мест. Смельчакам пришлось самим тащить тяжелые нарты; на долю каждого приходилось не меньше 100 кг груза. Этот поход закалил Нансена и утвердил его в мысли о возможности достижения Северного полюса. Действительно, план был дерзок уже постольку, поскольку никто еще не решался отдаться на волю полярной стихии. Но Нансену всего 35 лет, он был полон сил и опыта полярных путешествий, он вооружен знаниями об Арктике, и он очень хотел достичь полюса.

Итак, пройдя на корабле «Фрам» вдоль побережья России на восток, он повернул на север. Там находилась граница дрейфующих льдов. Корабль вмерз между льдинами и начал перемещаться вместе с ними, как предполагал Нансен, в северном направлении. Интересно, что финансировали экспедицию правительство Норвегии и спонсоры, среди которых были фирмы «Кнорр» и «Кэдберри», производители пищевых концентратов и шоколада: их продукцию употребляли полярники во время экспедиции (запасов питания должно было хватить на 5 лет!).

«Фрам», вмерзший в дрейфующий лед
«Фрам», вмерзший в дрейфующий лед

Во время дрейфа, который, как и предполагалось, двигал судно в сторону полюса, на «Фраме» велись наблюдения за глубинами океана, погодой, соленостью воды, характером движения льдов. Весной 1895 года, спустя почти 1,5 года дрейфа, оказалось, что льды несут «Фрам» южнее, чем предполагаемая точка географического Северного полюса. Нансен принял очень смелое решение: оставить судно, позволив ему перемещаться со льдами и дальше, а он тем временем со своим помощником Фредериком Яльмаром Йогансеном сделает попытку достичь полюса на собачьих упряжках.

Чем это грозило Нансену? Прежде всего, оставив корабль, он оказывался полностью во власти Арктики: никакого сообщения с кораблем и Большой землей у них не было (это было то время, когда радио только начинало использоваться для связи, и ни о каком сигнале бедствия, случись что, не было бы речи). Нужно отдать должное смелости этих людей: они прошли к северу настолько, насколько это было возможно, но до заветной точки не добрались: на долготе 86°14' они все-таки повернули на юг из-за льдов, загородивших им путь. Мудрость Нансена состояла в том, чтобы выжить в этих условиях, а не гнаться за призрачной мечтой о полюсе любыми способами. Возможно, он думал, что еще вернется к полюсу.

Для передвижения по льдам использовались эскимосские сани
Для передвижения по льдам использовались эскимосские сани

Так или иначе, Нансен и Йогансен повернули к югу, к ближайшей суше. Это были острова архипелага Земля Франца-Иосифа. С большим трудом достигнув суши (а для этого пришлось перебираться через полыньи, идти на пределе человеческих возможностей), они решили устроить зимовку. На одном из островков был построен небольшой домик из камней и шкур, и в нем двое смельчаков провели несколько месяцев. Они питались тем, что приносила им охота на белых медведей и тюленей. Светильники наполняли тюленьим жиром. Собак пришлось пристрелить.

«Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как ученый и еще более велик как человек».
Харальд Свердру

Наступило лето 1896 года, и норвежцы решились на продолжение пути. Им встретилась экспедиция английских полярников, и они возвратились на Большую землю на их судне. Огромный контраст представляли собой англичане, одетые даже в экспедиционных условиях как джентльмены, и бородатые норвежцы в лохмотьях, в которые превратилась их одежда за почти что три года. Интересно, что буквально через несколько дней в это же место пришел и «Фрам» после почти трехлетнего дрейфа (длина пути составила около 3000 миль!). Благодаря опыту команды, они пришли в порт Верде в полном составе, что было редкостью в арктических экспедициях.

Маршруты экспедиция Нансена

Нансен стал «полярником номер один» во всем мире: еще бы, он сумел впервые в истории рискнуть достигнуть полюса, пусть и неудачной оказалась его попытка. Его знания, опыт возбуждали новые экспедиции и новых исследователей. Но Нансен ушел с головой не только в научную, но и в общественную деятельность: он представлял Норвегию в мировых организациях, в тому же началась Первая мировая война, против которой он яростно выступал. Мечты об Арктике не отошли на второй план, но приобрели исторический характер: Нансен изучал древние манускрипты об истории Севера. Спустя годы, когда новому поколению ученых, среди которых был Руал Амундсен, понадобились его советы и опыт, он отдал свое судно «Фрам». Амундсен хотел совершить на нем свое первое арктическое путешествие к Северному полюсу, стараясь повторить и воплотить идею Нансена.

Фритьоф Нансен
Фритьоф Нансен



Поделиться ссылкой