Поиски Северо-Восточного прохода

В XVI в. поисками Северо-Восточного прохода, позволявшего сократить путь к богатствам Востока, занимались голландцы. Этот маршрут из Атлантического океана в Тихий лежит вдоль северных берегов Европы и Азии.

Через моря, скованные льдом

В XVI в. англичане предприняли ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. В 1553 г. сэр Хью Уиллоби повел на северо-восток три корабля. Два из них сбились с пути и были зажаты льдами. Вскоре люди, в том числе и сам сэр Хью Уиллоби, погибли, задохнувшись от газа, который выделяли корабельные системы отопления. Третий корабль добрался до устья Северной Двины. Его капитан отправился санным путем в Москву. Англичане не сумели открыть движение по Северо-Восточному проходу, но положили начало плодотворным торговым отношениям с Россией. Голландские купцы не меньше, чем англичане, были заинтересованы в том, чтобы найти северо-восточный путь, который позволил бы им конкурировать с испанцами и португальцами, хозяевами пути в Индию вокруг Африки.

Баренц и его команда
Баренц и его команда зимовали в деревянной хижине.

Три путешествия Баренца

В 1594 г. голландские купцы снарядили экспедицию на поиски Северо-Восточного прохода. В качестве штурмана был приглашен опытный мореплаватель Виллем Баренц. Погода выдалась удивительно мягкая, и путешественники добрались до Новой Земли, где обнаружили следы пребывания русских поморов, и далее до Карского моря. Но вскоре суда повернули назад — путь преградили непроходимые льды. В 1595 г. Баренц вновь отправился искать проход в Тихий океан, но и на этот раз его постигла неудача. В 1596 г. он ушел в третье плавание, во время которого открыл острова Медвежий и Западный Шпицберген. Осенью Баренц нашел место для зимовки в небольшой бухте у северо-восточного побережья Новой Земли. Уже через 10 дней после того, как корабль встал на якорь, его раздавили льды. Моряки были вынуждены зимовать на суше, питаясь лишайниками, мясом медведей и песцов. В июне 1597 г., отремонтировав две шлюпки, они попытались вырваться из ледяного плена. Баренц умер в пути. 13 моряков из его экипажа были спасены русскими. Море, ставшее могилой Баренца, названо его именем.

кочи
Для плавания в холодных северных морях русские землепроходцы использовали кочи - маленькие плоскодонные суда, которые легко можно вытащить на лед

Судно северных поморов

Гибель Баренца заставила англичан и голландцев отказаться от поисков Северо-Восточного прохода. Их продолжили русские первопроходцы. В 1648 г. Семен Дежнев присоединился к промысловой экспедиции, которая вышла в море на шести кочах. Кочи прошли вдоль побережья Сибири и в начале сентябре вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки. Пройдя пролив, Дежнев отправился далее на юг, даже не догадываясь о важности своего открытия. Приоритет первооткрывателя достался В. Берингу.

Барон на китобойном судне

Более чем через 200 лет после похода Дежнева шведский мореплаватель барон Нильс Норденшельд отбыл из Норвегии на пароходе «Вега». В сентябре 1878 г. "Вега» застряла во льдах, на расстоянии всего одного дня пути до Берингова пролива. Через девять месяцев Норденшельд смог продолжить путь и в июле 1879 г. добрался до японского порта Иокогама.

Норденшельд
Норденшельд без единой жертвы проделал путь, к открытию которого человечество стремилось 350 лет. Вскоре Северо-Восточный проход стал важной торговой магистралью



Поделиться ссылкой