Развитие географии в XIV-XV вв.

В XIV-XV вв. в Европе возродился интерес к наукам, в том числе и к географии, забытым в эпоху Средневековья. Практические нужды породили необходимость обратиться к наследию античных и мусульманских ученых, достигших больших успехов в искусстве мореплавания. Прогресс науки и техники позволил совершать путешествия на дальние расстояния.

Развитие картографии

портулан
На этот портулан нанесен контур Средиземного моря, как его представляли в XV в.

В IV-XIV вв. европейские карты изображали мир в соответствии с религиозными представлениями о нем: Земля — плоский диск, в центре — святой город Иерусалим, а по другую сторону «моря-Океана», который окружает Европу, Африку и Азию, нет ничего. В это время ученые перевели с древнегреческого работы Птолемея. Знания, накопленные европейскими и мусульманскими путешественниками, предоставили картографам новый материал. Самыми точными среди морских карт были портуланы. На них наносили населенные пункты, береговые ориентиры и компасные сетки. В конце XIV — начале XVI в. портуланы уступили место картам с сетью меридианов и параллелей.

Буссоль и компас

Первые европейские мореходы старались не удаляться от берега и искали ориентиры на суше. Чтобы выйти в открытое море, понадобились более надежные навигационные приборы. С XIII в. испанские и итальянские мореплаватели стали пользоваться буссолью. Стрелки буссоли всегда указывали на север. Буссоль, скорее всего изобретенную в Китае, ввезли в Европу арабы, которые увидели ее в индийских портах. Морякам этот прибор помогал следить за курсом корабля. В XV в. этот инструмент, усовершенствованный португальцами, получил название компас.

Средства навигации

Градшток
Градшток - поперечная рейка, укрепленная на оси со шкалой, - позволял определить высоту звезд

Буссоль и компас позволяли определить направление движения, или курс. Для того чтобы точно знать, в какой точке океана они находятся, мореплаватели научились измерять широту по высоте Солнца в полдень или Полярной звезды в полночь. Высоту они измеряли с помощью градштока, астролябии или квадранта. Для определения положения небесных светил в разных широтах моряки брали с собой в плавание астрономов. Когда небо было закрыто облаками, оставалось только держать курс по буссоли и приблизительно подсчитывать пройденное расстояние.

Португальские каравеллы

Каравелла
Каравелла была построена по образцу легких торговых судов дау, на которых арабы уже доходили до берегов Индии, островов ЮгоВосточной Азии и даже до Китая

В XV в. был создан новый вид судна, позволявший совершать путешествия на дальние расстояния, — каравелла легкий корабль длиной около 20 м. Система треугольных и четырехугольных парусов позволяла этим судам без труда лавировать между рифами, легко выполнять повороты и развивать большую скорость в открытом море. Большие трюмы вмещали запас продовольствия примерно для 20 человек.


Поделиться ссылкой