Тур Хейердал

Краткая биография

Тур Хейердал

Жизнь Тура Хейердала началась в Норвегии в 1914 году. Всегда интересовавшийся естественными науками молодой человек обучался в университете Осло, отдавал предпочтенье зоологии и истории и всерьез увлекся вопросами о том, каким образом попадали на отдаленные острова Полинезии животные с континентов. Его манили острова, которые еще не были сильно затронуты цивилизацией. Женившись в 1936 г., он вместо свадебного путешествия отправился с молодой женой на Маркизские острова, где новая семья прожила около года.

Именно в первом путешествии у Хейердала сначала в воображении, а затем и в реальности возникли контуры его будущих экспедиций, которым он посвятил всю свою жизнь. После Второй мировой войны он начинает осуществление своих замыслов: доказать, что, не имея в своей культуре ничего подобного килевым судам, только на плотах из местного дерева, представители доинкской цивилизации могли пересекать океан и добираться до островов в Тихом океане, а значит, могли дать начало полинезийской расе. На плоту «Кон-Тики» он стартовал от побережья Перу и достиг островов Туамоту. В дальнейшем метод доказательств путей переселения народов на собственном примере еще не раз был осуществлен: на папирусных лодках «Ра» и «Ра II» он с командой в 1969–1970 гг. пытался пересечь Атлантический океан. Это удалось только экспедиции на «Ра II», которая, выйдя из Марокко, благополучно закончила свой рейс на о. Барбадос в Карибском бассейне.

В дальнейшем многие организованные Хейердалом экспедиции были раскритикованы разными учеными, которые считали, иногда не без основания, эти мореплавания только авантюрами. Тем не менее Тур Хейердал упорно держался своей точки зрения, набирал в экспедиции многонациональные команды, показывая, что люди могут и должны сотрудничать на благо общих интересов. Последнее путешествие Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» не закончилось. Оно прервалось в знак протеста Хейердала и экипажа «Тигриса» против военных действий: мореплаватели сожгли свою лодку. Тур Хейердал умер в 2002 году в Италии, где жил в последние годы.

На плоту и лодках через океаны

В послевоенной Европе молодого норвежца, имеющего только степень бакалавра, но пытающегося доказать свои собственные идеи о переселении народов, многие ученые не восприняли всерьез, сочтя его действия авантюрой, и не больше. Он пытался проверить легенду о том, что предками жителей Полинезии были белокожие люди с длинными бородами с южноамериканского материка, которые жили там еще в доинкскую эпоху, а позднее ушли, уплыли в океан и не вернулись. Самым уязвимым местом в теории Хейердала было то, что у индейцев того доисторического времени не было килевых судов, способных выдержать волнение. Зато они перемещались вдоль берега на легких плотах из дерева бальсы: оно было распространено от Мексики до Боливии, его древесина легче воды и очень прочная. Однако было также известно, что древесина бальсы хорошо впитывает воду, поэтому плавать на таком плоту на большие расстояния просто невозможно: плот в какой-то момент может пойти ко дну. Хейердал предложил построить подобный плот и попробовать на нем поплыть в открытый Тихий океан от побережья Перу до островов Полинезии. До ближайшего острова Пасхи было около 4000 миль (морская миля равна 1853 м). Хейердал собирался проплыть дальше. Но как? Плот оснащен только парусом, маневрировать на нем сложно, значит, следует полагаться только на волю волн, т. е. на направление попутных течений. Таким было холодное Перуанское течение (оно также называется течением Гумбольдта), направляющее свои воды к островам Туамоту, и идущее выше северное пассатное течение.

Тур Хейердал на «Кон-Тики». Июнь 1947 г.
Тур Хейердал на «Кон-Тики». Июнь 1947 г.

Тур Хейердал никогда не был искателем приключений, по его словам, но иначе как романтической авантюрой это предприятие было назвать трудно. Набрав команду из своих друзей и нескольких новых людей, он отправился в Южную Америку, где был выстроен плот из нескольких бревен бальсы. Будущие мореплаватели хотели сделать его максимально приближенным к древним чертежам и рисункам: для скрепления бревен использовались только веревки, поскольку инки не употребляли для этого ни железа, ни гвоздей, ни металлических скоб. Пришлось делать в бревнах желобки, которые помогали веревкам не скользить и держать все сооружение. Между бревнами оставляли зазоры, в которые могла бы свободно проходить вода, не утяжеляя плот. Весь скарб экспедиции размещался в небольшом укрытии с крышей. В середине стояла мачта с парусом, использовались весла. Плот назвали «Кон-Тики».

Рисунок плота из дерева бальсы, взятый за основу при строительстве «Кон-Тики»
Рисунок плота из дерева бальсы, взятый за основу при строительстве «Кон- Тики»

В мае 1947 года «Кон-Тики» не без приключений наконец-то отчалил от берегов Перу, пытаясь с попутным течением и ветрами достичь островов центральной части Тихого океана. Каждому из шести членов экипажа приходилось нести вахту, сменяясь через каждые 2 часа. Недоброжелатели предсказывали, что плот потонет, напитавшись водой, но как будет вести себя древесина в действительности, никто не предполагал. Даже сам Тур Хейердал, который безоговорочно верил в успех своего вояжа, признался, что спустя неделю плавания он отковырнул ножом кусочек дерева, чтобы посмотреть, насколько оно впитало морскую воду: тот был тяжел и камнем пошел ко дну. Правда, потом, сделав надрез, Тур Хейердал обнаружил, что дерево пропиталось водой всего на несколько сантиметров, оставаясь в середине сухим и легким. Опасность утонуть от намокания плота им не грозила.

Однако оставались другие сложности: веревки могли перетереться, крепление плота ослабнуть. Но и этого счастливо удалось избежать. Путешественники сначала хотели взять на борт только те продукты, которые могли бы служить пищей и для древних инков, но в конце концов передумали, запасшись военными сухими пайками и употребляя в пищу то, что могли выловить в открытом море. Через почти 2 месяца они заметили птиц, летящих, очевидно, с суши. Вскоре появились и острова на горизонте, это были атоллы островов Туамоту, но мореплаватели не могли повернуть к ним: их движущей силой были только волны и попутные ветра. Оказалось, что одной из самых сложных задач было не доплыть до суши, а именно подплыть к ней, пристать к берегу.

На борту «Кон-Тики» мореплаватели провели 101 день
На борту «Кон-Тики» мореплаватели провели 101 день

В результате нескольких попыток причалить «Кон-Тики» вынесло на рифы, но не разбило, а сплющило силой падающих сверху огромных волн. Вброд и вплавь перенесли они свои вещи с покореженного плота на твердую землю. Так плавание на «Кон-Тики» закончилось. Путешественники мгновенно стали героями дня, об их экспедиции писали все газеты. Ученые признали, что гипотеза Хейердала имеет право на жизнь, хотя остальные многочисленные факты все равно не подтверждали южноамериканское происхождение полинезийцев.

Путь «РА» и «РА II»

«РА» и «РА II»

Тур Хейердал начал думать о новом путешествии. Теперь его целью был Атлантический океан, который он собирался пересечь на папирусной лодке «Ра», названной так по имени египетского бога Солнца. Основной идеей было доказать, что во времена Древнего Египта было возможно мореплавание к берегам нового континента. Об этом могли говорить сходство египетских и мексиканских пирамид, сходные методы мумификации умерших, иероглифическая письменность…

Папирус с озера Тана был скреплен в «бунты», связки, которые послужили деталями конструкции лодки «Ра»
Папирус с озера Тана был скреплен в «бунты», связки, которые послужили деталями конструкции лодки «Ра»

И опять был так любимый Туром Хейердалом практический эксперимент. На этот раз Хейердал решил идти в своих исследованиях до конца и взял только ту пищу, которую могли употреблять в пути древние финикийцы (Хейердал полагал, что именно они, являясь на тот момент лучшими мореходами, совершили подобное плавание). «У нас пятьдесят амфор, и в них не только питьевая вода, но и рис, египетские сухари, сушеные фрукты, масло, сахар. Так питались подданные фараона. Так же станем кормиться и мы», – писал в дневнике итальянец Карло Маури, знаменитый путешественник и фотограф, вошедший в число членов экспедиции. Старт был взят от побережья Марокко. Экипаж был полностью интернациональным: норвежец, американец (единственный профессиональный моряк), египтянин, мексиканец, русский, итальянец, африканец из Чада. Папирус для лодки удалось найти на озере Тана в Эфиопии, у начала истоков Голубого Нила. 25 мая 1969 г. плавание началось. К сожалению, оно не увенчалось успехом, так как спустя 55 дней, немного не дойдя до островов Французской Гвианы лодка «Ра» затонула, всего в 500 милях от американского побережья, пройдя при этом почти весь океан при попутном пассате, используя Канарское течение.

Лодка «Ра II» в экспозиции музея «Кон-Тики» в Осло
Лодка «Ра II» в экспозиции музея «Кон-Тики» в Осло

Это не смутило ни капитана, ни экипаж, и через год, в 1970 году, они почти в том же составе предпринимают вторую попытку на новой лодке «Ра II». На этот раз для постройки привлекли индейцев с озера Титикака в Южной Америке, только у них оставались навыки техники вязания тростниковых лодок. Однако в первый поход «Ра» выяснилось, что папирус, как и прежде дерево бальса, все же впитывал воду и становился тяжелее, погружаясь в воду больше требуемого. Тогда было решено использовать жидкий битум для того, чтобы «просмолить» лодку и придать ей прочность. При внимательном ознакомлении с Библией выяснилось, что такой способ применяли и древние жители Средиземноморья, так же поступил Ной при строительстве своего ковчега. Так и сделали на «Ра II». Путешествие продолжалось 57 дней и закончилось на острове Барбадос в Карибском море, хотя удача опять не всегда была благосклонна к экспедиции: непогода, случившаяся почти на подходе к Карибам, повредила корабль, руль и весла были сломаны. Тем не менее, эксперимент удался.

Интернациональный экипаж «Ра II»
Интернациональный экипаж «Ра II». На переднем плане: Норман Бейкер (США), Тур Хейердал (Норвегия), Юрий Сенкевич (СССР), Карло Маури (Италия). 1970 г.

У следующей морской эпопеи Хейердала была несчастливая судьба. Камышовая лодка «Тигрис» была построена в 1977 году по подобию древнейшего судна шумеров. Лодка – более сложная и маневренная, чем «Ра», была сплавлена по рекам Ирака к Персидскому заливу. Оттуда Тур Хейердал намеревался пройти к побережью Пакистана (устью р. Инд), а затем через Индийский океан к берегам Африки, подтверждая тем самым возможность контактов представителей цивилизаций Междуречья, Нила и Инда 5000 лет назад. Преодолев 6800 км, «Тигрис» столкнулся с большими проблемами. На сей раз это были не рифы, непогода или недостатки конструкции лодки. «Тигрис» оказался в зоне современных военных действий: началась война в районе Африканского Рога. В знак протеста против войны лодку было решено сжечь у входа в Красное море.

«Ра II» попадала и в непогоду, и в шторма, но выдержала и прошла через Атлантический океан
«Ра II» попадала и в непогоду, и в шторма, но выдержала и прошла через Атлантический океан

Вклад в географию

Предками полинезийцев все-таки принято считать не выходцев из Южной Америки, а обитателей Ост-Индии. Несмотря на то, что экспедиция Тура Хейердала доказала возможность посещения индейцами островов Тихого океана, археологические находки и биологические и лингвистические исследования позволяют говорить о родстве полинезийцев именно с жителями Малайзии и Новой Гвинеи. Предки полинезийцев, скорее всего, приплыли сюда через архипелаг Фиджи.

Лодка «Тигрис» совершала плавание под флагом ООН. 1978 г
Лодка «Тигрис» совершала плавание под флагом ООН. 1978 г



Поделиться ссылкой