Василий Прончищев

Краткая биография

Василий Прончищев

Василий Васильевич Прончищев родился в 1702 году в дворянской семье, окончил Навигацкую школу. Он был приглашен В. Берингом в качестве начальника одного из отрядов Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной), которая обследовала северные побережья России от Лены до Енисея. В экспедицию с ним отправилась и его жена.

На судне «Якутск» они проделали большой путь, достигнув самой северной точки России. В одной из поездок на шлюпке Прончищев сломал ногу и вскоре умер. Он и его жена похоронены на Таймыре.

На северных побережьях Таймыра. Самая северная точка Евразии

Во время Великой Северной экспедиции помимо флотилии самого Беринга у побережья Северного Ледовитого океана и устьев великих сибирских рек действовали несколько экспедиций, так называемых «северных отрядов». Они отправлялись с похожими заданиями: выявить особенности берегов и возможности судоходства, сделать опись побережий, нанести на карты неизвестное и уточнить положение уже известного к тому времени. Беринг сам назначал начальников отрядов.

На полуострове Таймыр
На полуострове Таймыр

Руководить экспедицией от устья Лены до устья Енисея был назначен Василий Прончищев.

В 1735 году на дубель-шлюпке «Якутск» с командой из 50 человек Прончищев отправился из Якутска на север и вышел по Лене в Северный Ледовитый океан. Далее его путь был к западу. Впереди были берега полуострова Таймыр, круто уходящие на север. Никто не знал, насколько далеко по направлению к Северному полюсу идет берег: ранее делались попытки пройти северными водами в восточном направлении, поэтому даже острова Новой Земли были нанесены на карту в виде линии западного берега. Что находилось дальше, никто не знал, и карт никаких не было.

Погода благоприятствовала не всегда, но, несмотря на обледенение корпуса судна, были найдены свободные ото льда пути, пройдены несколько устьев рек, нанесены на карту некоторые прибрежные острова. В 1736 году последовала зимовка около устья реки Оленёк: несмотря на то, что корабль в целом выдержал, ему требовалось отремонтировать корпус. Во время зимовки научные работы продолжались и на суше.

На карте 1734 года показан участок Таймыра, где полуостров отсутствует
На карте 1734 года показан участок Таймыра, где полуостров отсутствует

На следующее лето выйти в плаванье удалось только к концу августа: река уже вскрылась, но морской лед нагнало ветрами к берегу. К концу августа «Якутск» двинулся дальше на север, в обход Таймыра. С корабля можно было различить горы на горизонте (это были горы Бырранга). Но все-таки это была Арктика, и, несмотря на конец лета, условия плавания были не такие уж хорошие: иногда наползали туманы, в которых терялись из вида контуры побережий. Однако по чистой воде, свободной ото льда, им удалось значительно продвинуться на север. Из-за плохой погоды в этот раз они не увидели на горизонте новой суши – архипелага Северная Земля.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться четырехлетним пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки». Академик А. Миддендорф о С. Челюскине

Когда на берегу встречались селения, местных жителей расспрашивали о берегах и реках, но даже местный лоцман не мог указать точные контуры и местонахождение реки Таймыры, пересекающей полуостров и впадающей в океан.

Таймырская тундра
Таймырская тундра

В одном из шлюпочных походов Прончищев сломал ногу и вернулся на судно в очень тяжелом состоянии: перелом дал осложнения, от которых начальник отряда вскоре умер.

На борту «Якутска» вместе с Прончищевым находилась его жена Татьяна (ранее полагали, что ее звали Марией), которая с мужеством переносила все тяготы полярных плаваний и зимовки. Она до последней минуты ухаживала за больным Прончищевым, но сама пережила его ненамного, всего на 5 дней. В сентябре 1736 года Прончищевых похоронили вместе на берегу Таймыра. Ранее предполагалось, что умерли они от цинги, но в результате данных экспедиции 2002 года, когда нашли могилы и восстановили по костям черепов истинный облик супругов, оказалось, что цинги не было. Прончищев предусмотрел болезни, и команда достаточно хорошо подготовилась к отсутствию свежих продуктов.

Река Оленёк на Таймыре
Река Оленёк на Таймыре

В составе отряда штурманом был Семён Челюскин, который проводил замеры глубин, навигационные измерения. После смерти командира отряда он возглавил экспедицию.

Он же сообщил в донесении Берингу о самой северной достигнутой ими точке. Его измерения координат оказались так поразительно точны, что самая северная оконечность Евразии впоследствии была названа его именем, мысом Челюскина. Рапорт Челюскина поступил в Адмиралтейство, и на корабль, вернувшийся в Якутск, был назначен новый начальник экспедиции, Харитон Лаптев. Он на следующий год повторил путь Прончищева, с большей детализацией в картографировании берегов и островов (например, он дал всем островам, открытым еще Прончищевым, названия), но так далеко к северу уже пройти не смог: льды преградили дорогу кораблю на все короткое полярное лето.

Маршруты X. и Д. Лаптевых в 1739–1742 гг.
Маршруты X. и Д. Лаптевых в 1739–1742 гг.

Одновременно с Прончищевым в 1735 году из Якутска вышел еще один корабль, который должен был направиться от устья Лены на восток. Им управлял Петр Лассиниус. Его отряду достались, возможно, самые тяжелые испытания: от цинги умерло 35 из 45 зимовщиков. После смерти начальника отряда его заменил Дмитрий Лаптев. Имена Дмитрия и Харитона Лаптевых увековечены на карте России: они присвоены морю, ранее, кстати, носившему имя Н. Э. А. Норденшельда.

Картами, созданными этими отрядами Великой Северной экспедиции, пользовались на протяжении почти двух веков.




Поделиться ссылкой