Васко да Гама

Краткая биография

Португальский мореплаватель Васко да Гама, будущий граф Видигейра и вицекороль Индии, родился в 1469 г. в маленьком прибрежном городке Синиш. Потомок знатного рода, он получил достойное образование. В 1497 г. португальское правительство отправило его во главе флотилии из четырех кораблей на поиски морского пути в Индию вокруг Африки. Васко да Гаме удалось успешно выполнить это задание, и в 1499 г. он триумфально вернулся в Лиссабон. C этого времени началось торговое и военно-колониальное проникновение португальцев в бассейн Индийского океана.

Васко да Гама. Португальская школа. 1524 г.
Васко да Гама. Португальская школа. 1524 г.

Васко да Гама побывал в Индии еще два раза (в 1502 и 1524 гг.), основал форты и торговые фактории на юго-восточном побережье Африки, разорил Каликут и уничтожил индийский флот, основал опорные базы и крепкие колонии на Малабарском берегу и жестоко подавил сопротивление местных властителей. Он запретил вести торговлю без разрешения, заставил местных жителей платить налоги и подчиняться законам Португалии. Васко да Гама был решителен и жесток с населением новых колоний. В 1519 г. он получил земельные владения и графский титул, а в 1524 г. король Португалии Жуан III назначил его вице-королем Индии.

Васко да Гама умер 24 декабря 1524 г. в Индии в городе Кочин. Его тело перевезли в Португалию и похоронили в городе Видигейре, который король пожаловал ему вместе с графским титулом. На могиле мореплавателя написано: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».

Могила Васко да Гамы в монастыре иеронимитов в Лиссабоне
Могила Васко да Гамы в монастыре иеронимитов в Лиссабоне

Морской путь в Индию найден!

В конце XV в. африканское побережье вплоть до мыса Доброй Надежды уже было обследовано португальцами, их корабли под командованием Б. Диаша побывали и у восточных берегов Африки. Однако несколько лет португальский двор медлил и не посылал новые экспедиции к индийским берегам. В 1492 г. португальцев обеспокоило известие из Испании о том, что Колумб открыл западный путь в Индию. А в 1494 г. Испания и Португалия заключили Тордесильясский договор о разделе сфер влияния в мире (он был заключен в городе Тордесильясс в Кастилии). Договор состоял в том, что морями и вновь открытыми землями к востоку от меридиана, установленного римским папой Александром VI, могла владеть Португалия, а к западу от него – Испания. Именно эти государства были в то время самыми передовыми в мире (владели точными картами, лучшими морскими судами и навигационным оборудованием) и совершали географические открытия одно за другим.

Король Мануэл I благословляет Васко да Гаму в путь. Неизвестный художник. Начало XX в.
Король Мануэл I благословляет Васко да Гаму в путь. Неизвестный художник. Начало XX в.

Так называемый «папский меридиан» проходил примерно в 500 км восточнее островов Зеленого Мыса. Надо сказать, что другие страны (например, Англия и Франция) не признавали этот договор и активно промышляли пиратством в Атлантике. Португальцам надо было торопиться с установлением прямого торгового сообщения с Индией, и в 1497 г. король Мануэл I снарядил экспедицию. В ее состав входили три каравеллы и транспортное судно, а во главе стоял двадцативосьмилетний Васко да Гама. Каравеллой «Сан-Габриэл» командовал Г. Алвариш, каравеллой «Сан-Рафаэл» – старший брат Васко Паулу да Гама, легким быстроходным «Берриу» управлял Н. Куэлью.

Транспортный корабль нагрузили провизией, рассчитанной на три года, а также товарами для обмена и продажи. Экипаж состоял из 170 человек. Из Лиссабона флотилия вышла 8 июля 1497 г. Достигнув Сьерра-Леоне, корабли повернули на юго-запад, чтобы избежать сильных встречных течений и ветров у берегов Центральной и Южной Африки. Есть предположения, что флотилия подходила к берегам Бразилии и лишь потом взяла курс на восток. Так или иначе, 7 ноября (плавание продолжалось четыре месяца) экспедиция вошла в бухту Святой Елены на южной оконечности Африки. 21 ноября 1497 г. миновали мыс Доброй Надежды. Обогнув материк, флотилия встала на якорь в гавани Пастухов, где девять лет назад побывал Б. Диаш. Португальцы встретили на берегу бушменов и обменялись с ними некоторыми товарами и безделушками.

Португальцы сражаются с моголами. Средневековая гравюра
Португальцы сражаются с моголами. Средневековая гравюра

Во время своего долгого пути по водам Атлантики флотилия пережила не один шторм, суда требовали серьезного ремонта. Васко да Гама принял решение остановиться в устье Замбези. Каждое судно разгружали, выводили на мель, заваливали на бок и очищали корпус от водорослей, ракушек и древоточцев. Это была тяжелая работа, к тому же из влажных прибрежных болот по вечерам поднималась туча мошкары, в том числе и комары анофелес, переносчики малярии. Многие моряки серьезно заболели, некоторые умерли.

Маршруты экспедиции Васко да Гамы в 1497-1499 гг.
Маршруты экспедиции Васко да Гамы в 1497-1499 гг. в Индию и возвращение в Португалию (пунктиром)

Васко да Гама в отчете об экспедиции писал, что в этих краях навеки осталась лежать десятая часть его людей. В отчаянии команда сговорилась заковать Васко да Гаму в цепи и вернуться в Португалию. Но капитан узнал о заговоре и велел схватить бунтовщиков (в том числе и кормчих), а навигационные приборы приказал выбросить в море. «С этой минуты, – сказал он матросам, – кормчим стал сам Гос подь Бог». Испуганные моряки смирились. Потрепанные штормами суда починили: наиболее пострадавший корабль сожгли; команду распределили между тремя каравеллами и взяли курс на север.

Арабский кормчий, выходец из Омана Ахмед ибн Маджид был невысокого мнения о мореходном искусстве португальцев. «У нас, – писал он, – есть 32 румба, тарфа и зам, мы знаем высоту звезд. У них ничего этого нет. Они не могут понять наше искусство навигации, а мы можем использовать их систему и плавать на их кораблях… У нас есть научные книги, в которых дается высота звезд, … у них нет науки и нет книг, только компас и однообразное счисление пройденного пути».

7 апреля 1498 г. корабли Васко да Гамы добрались до Момбасы (совр. порт в Кении). Местный шейх встретил мореплавателей враждебно. Он уже знал, что португальцы ведут в Европе непримиримую войну с мусульманами, и боялся не только столкновений на религиозной почве, но и потери монополии на торговлю с Индией. Он дал Васко своих лоцманов и приказал им посадить корабли португальцев на рифы, однако это не удалось. Тогда он запретил снабжать европейцев пресной водой и провизией. Флотилия вынуждена была покинуть негостеприимные берега. Лишь в Малинди – крупнейшем арабо-суахилийском порту Индийского океана, куда суда Васко да Гамы прибыли через неделю, мореплавателям был оказан теплый прием. Местный шейх враждовал с Момбасой и рад был найти союзника, хоть и в лице европейцев.

Персидская астролябия. 1221 г.
Персидская астролябия. 1221 г.
Прибытие Васко да Гамы в Индию
Прибытие Васко да Гамы в Индию

В Малинди Васко да Гама нанял известного и очень опытного лоцмана оманца Ахмеда ибн Маджида. С его помощью 17 мая 1498 г. португальцы наконец достигли своей цели – прибыли в порт Каликут (ныне Кожикоде в индийском штате Керала) на Малабарском западном побережье Индии. Местный король встретил европейцев радушно, послал им подарки, но местные арабы наговорами и обманом старались очернить гостей, они опасались, что португальцы завладеют торговой монополией.

Через некоторое время Васко да Гама пришлось увести свои корабли из Каликута. Более удачной была торговля в другом индийском городе – Кананаре. Нагруженные пряностями и перцем, корабли отправились в обратный путь в Португалию. Они успешно миновали восточные африканские берега, тщательно нанося на карту свой путь, без потерь прошли мыс Доброй Надежды и в сентябре 1499 г. вернулись в Лиссабон. На родину из 170 прибыли лишь 55 человек на двух (из четырех первоначально) сильно потрепанных бурями кораблях. Товары, привезенные в Португалию, с излишком покрыли все расходы на экспедицию. Но ценнее всего была карта, составленная мореплавателями. Теперь португальские корабли могли смело следовать в Индию, и король Мануэл I немедленно дал приказ приступить к снаряжению новой экспедиции к ее берегам.

Открытие европейцами морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. До того как в 1869 г. был прорыт Суэцкий канал, большая часть торговых кораблей следовала через Атлантический океан к Китаю и Индии мимо мыса Доброй Надежды.




Поделиться ссылкой