От слова к тексту

«Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе.»
В. В. Виноградов

Слова и предложения истинную свою силу обретают в тексте. Смысл и значение языка в полной мере раскрываются, когда появляется текст — и не только художественный. Научная статья, деловая переписка, дружеский разговор — все они требуют реализации определенного потенциала языка. Интересно, что само слово «текст», то есть ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств, происходит от латинского «ткань, сплетение, сочетание». «Словесная вязь» — говорим мы об искусной речи, «ткань повествования» — о событиях, описываемых в эпическом художественном произведении.

«Стильный» язык

Но задействование тех или иных ресурсов языка напрямую зависит от сферы его использования и от поставленной цели. Согласитесь, никто не станет вести деловые переговоры с малознакомым партнером так, как если бы убеждал старого друга временно отложить работу и сходить на футбольный матч. И за семейным столом в духе ученого диспута не общаются. В ряде ситуаций использование неподходящих языковых средств способно создать нежелательный комический эффект.

Мы уже говорили о сферах употребления слов. Но еще раз напомним о том, что слова могут быть нейтральными и экспрессивными (эмоционально окрашенными, выражающими отношение), а по стилистической принадлежности — разговорными, просторечными (и грубо-просторечными), народно-поэтическими, высокими (торжественными), сниженными... и опять же нейтральными.

Нейтральные языковые средства можно назвать базой языка. Они используются во всех стилях. Собственно, стиль и создается посредством сочетания нейтральных языковых средств и тех, которые употребляются преимущественно в данном стиле.

Что же такое стиль?

Стиль и жизнь

Стиль — это разновидность языка, обслуживающая какую-либо сторону жизни человека.

Разговорный стиль, он же обиходно-бытовой, — для повседневного общения. В нем, наряду с нейтральными языковыми средствами, используются просторечие, эмоционально окрашенные слова, он изобилует обращениями, междометиями, неполными синтаксическими конструкциями, дополняется внеязыковыми средствами — мимикой и жестами. Диалог, полилог (общение трех и более лиц) — норма для этого стиля.

Разговорный стиль
Дома, на работе, в транспорте, в магазине, уточняя дорогу у прохожего и разговаривая с друзьями, мы обращаемся к разговорному стилю

Официально-деловой стиль, напротив, чаще всего монологичен, в нем абсолютно доминирует нейтральная лексика. Это стиль документов, общения граждан с учреждениями и учреждений с гражданами. Его главная цель — информировать.

Публицистический стиль условно можно поместить между первыми двумя. Это стиль газетных статей, публичных выступлений, он может воспользоваться и торжественной, и сниженной лексикой, он нужен не только для того, чтобы проинформировать, но и для того, чтобы воодушевить на что-либо. И он тоже монологичен, равно как и научный стиль.

Оратор
Любой оратор, будь это политик, лектор в университете, школьный учитель — одним словом, всякий, кто выступает перед людьми, — должен знать особенности публицистического стиля

Цель научного стиля — сообщение научных результатов, их объяснение. Если в официально-деловом стиле обращение к специальной терминологии умеренное, то в данном случае без нее не обойтись никак. Слова употребляются преимущественно в прямом значении: для научного стиля точность важнее образности. Сложные синтаксические конструкции — еще одна примета научного стиля.

Стиль художественной литературы можно смело назвать синтетическим: в нем есть место всем стилям, о которых мы говорили ранее (ведь мальчишка-подросток и убеленный сединами профессор не могут ни говорить, ни мыслить одинаково), да и для официально-делового стиля здесь место найдется: как, например, рассказать о заседании суда, не прибегая к нему? Однако художественный стиль несравнимо богаче, его нельзя свести к сумме других стилей. Именно он полнее всего, с наибольшей отдачей задействует весь потенциал языка.

Несколько слов о культуре речи

Этот раздел науки о языке тесно связан со стилистикой. В нем рассматриваются вопросы уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от конкретных условий, от ситуации общения, а также вопросы соблюдения языковых норм.

Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой. Его произведения отличает безупречный, образцовый стиль

Культура речи — это, во-первых, ее правильность (следование нормам произношения, словоупотребления и словоизменения, построения предложений, стилистическим нормам). Правильность речи — обязательный минимум для человека, уважающего свой родной язык. Но даже школьное сочинение — это уже мостик от правильной речи к речевому мастерству, второму слагаемому культуры речи. Ведь именно в связи с этими творческими работами учитель рассказывает о том, что надо избегать повторов, тавтологии (передачи одной и той же информации по-разному, смысловой избыточности), смешения стилей. Речевое мастерство — это еще и умение избегать словесной напыщенности, выбирать из всех возможных вариантов слов наилучший для выражения мыслей и чувств... это ступенька к творческому отношению к языку и речи.




Поделиться ссылкой