Николай Касаткин

Долгое время Япония оставалась страной, куда иностранцам въезд был запрещен под угрозой смерти. Еще в конце XIX века здесь действовал введенный в 1612 году запрет на христианство. Время от времени устраивался обряд поругания креста и самого Иисуса Христа. А уж проповедовать иноземную веру и вовсе было невозможно. Вот в эту-то страну в 1861 году и отправился русский священник Николай Касаткин. В доме консула он познакомился с мастером боевых искусств, самураем Савабэ Тукума, который обучал сына дипломата владению холодным оружием.

Япония долго была закрытой страной для иностранцев
Япония долго была закрытой страной для иностранцев

Поначалу этот воин отнесся к отцу Николаю враждебно. На острове Сикоку, откуда он был родом, традиционно в каждом иностранце видели потенциального врага. Касаткин часто беседовал с воином и сумел рассеять его недоверие сначала к русским, а затем и к православию. Кончилось это тем, что японец захотел креститься по православному обычаю. После тайного крещения его нарекли Павлом, в честь ученика Христа. Так появился первый православный японец. Новое имя отразило и будущую судьбу самурая: он стал мучеником за веру. Савабэ служил в одном из синтоистских храмов в городе Хакодате. Здесь он начал проповедовать обретенную им христианскую веру. На нужды православной церкви он даже продал самое святое для каждого японского воина — самурайский меч! От него отвернулись все друзья. Жена сошла с ума и в припадке безумия сожгла дом. Самурая часто арестовывали и под пытками требовали отказаться от православия, но он выдержал все испытания с честью.

Савабэ Тукума
Николай Касаткин часто беседовал
с самураем Савабэ Тукума

Между тем количество японцев, желающих перейти в нашу веру, все увеличивалось. В 1860 году у подножья горы Хакодате была выстроена первая белокаменная церковь. Официально она называлась собором Вознесения, но местные жители, непривычные к колокольному звону, прозвали ее "храм Бомбом". Изначально она предназначалась для русских моряков, посещавших Японию, но потом церковь обрела много местных прихожан. В 1868 году правительство страны изменило политику, повернулось, как тогда говорили — "лицом к Западу". Николай добился у Священного Синода разрешения открыть в Японии православную миссию. С этого времени православие начало быстро распространяться в стране. Была открыта духовная семинария для подготовки священников, которые учились по русским книгам. Из православной семинарии, как просветительского центра, выходили не только священники, но и будущие высокопоставленные чиновники: Абэ Хироси стал губернатором Токио, Андо Кэнскэ — мэром Иокогамы, Като Мацуо — министром, Сато Сёскэ — президентом университета Хоккайдо, Кавами Тосихико — дипломатом и крупным бизнесменом. К сожалению, после 1917 года Россия забыла о единоверцах в Стране восходящего солнца. Но сами японцы не отреклись от Николая, почитают его и в наши дни, а основанная им церковь в Хакодате продолжает звоном колоколов собирать верующих на молитву Господу.


Поделиться ссылкой