Писатели-предсказатели

Трудно сейчас кого-либо удивить сообщением, что многие авторы фантастических романов предугадывали технические изобретения. Сначала они появлялись на страницах литературных произведений, а затем и в жизни. Например, Сирано де Бержерак. Он был не только героем пьесы Эдмона Ростана, но и реальным человеком, научно-фантастическим писателем, творившим в XVII веке. В своих романах он предугадал изобретение фонографа и магнитофона, дома на колесах и электрической лампочки. Описал действие многоступенчатой космической ракеты и воздушно-реактивного двигателя, используемого в современной авиации. Он также предположил, что боги на самом деле были пришельцами из космоса. Действие в его произведениях происходит на Луне и на Солнце. Увы, для нас это пока недостижимая цель.

Все же, на наш взгляд, куда важнее тот факт, что писатели могут программировать судьбы людей. Непонятно? Поясним на нескольких примерах.

В своем единственном романе, "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима", опубликованном в 1838 году, Эдгар Аллан По рассказал о бедствиях четырех спасшихся после кораблекрушения моряков. Они тянут жребий. Юнга Ричард Паркер, которому попалась короткая соломинка, должен умереть, чтобы другие выжили. И вот, спустя 46 лет, в 1884 году, точно такая же трагедия произошла в действительности. Трое моряков, спасшихся после кораблекрушения, были привлечены к суду за убийство юнги. Перед лицом голодной смерти они тянули жребий, кому из них суждено быть съеденным. Короткую соломинку вытянул... Ричард Паркер!

Перед лицом голодной смерти моряки тянули жребий, кому быть съеденным
Перед лицом голодной смерти моряки тянули
жребий, кому быть съеденным

В 1898 году была опубликована книга Моргана Робертсона "Крушение титана". В ней был описан необычайно роскошный лайнер. Его длина составляла 300 метров, он достигал скорости 25-ти узлов и мог вместить более 2000 пассажиров. На борту были 24 спасательные шлюпки. Во время своего первого плавания этот "титан" попал в туман и, столкнувшись с гигантским айсбергом, затонул.

Прошло 13 лет, и в 1911 году на воду был спущен лайнер "Титаник". Его длина была почти 300 метров. Корабль мог развивать максимальную скорость 25 узлов. На борту было более 2000 пассажиров и небольшое количество спасательных шлюпок. Во время своего первого плавания "Титаник" попал в туман и, двигаясь малым ходом и почти вслепую, налетел на огромную глыбу плавучего льда. От этого столкновения "Титаник", как и его литературный предшественник, погиб.

Минуло еще 10 лет, и в 1921 году в Англии вышла в свет книга Мари Корелли "Тайная сила", где предельно точно были описаны атомная энергия и ядерное оружие. Герой романа, изобретатель Гвент, передает секрет изготовления атомных бомб Соединенным Штатам Америки. Он считал, что это лучший способ раз и навсегда покончить с войнами во всем мире. Этой же идеей руководствовались немецкие ученые, эмигрировавшие в США, когда занимались разработкой ядерного оружия. Мари Корелли писала: "Высвобождаемая энергия в миллионы раз превосходит по силе самое взрывоопасное вещество. Один аэроплан способен нести достаточное количество, чтобы превратить огромный город в руины, где не останется ни одной живой души". Так и произошло спустя 24 года, когда американцы разрушили атомными бомбами японские города Хиросиму и Нагасаки.

Испытание ядерного оружия
Испытание ядерного оружия

В 1932 году американец китайского происхождения Джин Чжоу начал в Лос-Анджелесе выпускать альманах, где в литературной форме рассказывал о будущих событиях. Он писал, что вражда между Китаем и Японией не окончится до 1947 года. Так и случилось. Это противостояние утихло лишь после окончания Второй мировой войны, когда Япония наконец приняла конституцию, в которой отказывалась от права на ведение войн. Далее Чжоу пишет об энергетическом кризисе, который охватит весь мир. По его словам, маленькие города уступят разрастающимся пригородам: "Люди больше не будут жить в тесных городах. Большие города неестественны. Никто их не любит. Все будут жить в маленьких домах, а в город будут выбираться только на работу". Что ж, этот процесс уже начался — многие предпочитают жить за городом, в своем доме и на машине добираться в город на работу.

Что ж, правильно сказала русская поэтесса Анна Ахматова: "Не пишите о смерти, в стихах все сбывается". Добавим, что не только в стихах, но и в прозе. Эту же особенность отмечали и многие другие писатели. Желая поразить воображение читателя, они сочиняли разные ужасы, а потом в страхе наблюдали их в жизни. Поэтому лучше писать о хорошем и радостном — пусть оно сбудется!

Анна Ахматова
Н. Альтман. "Анна Ахматова"

Поделиться ссылкой