Шайр

английский тяжеловоз

Шайр, или английский тяжеловоз, считается самой высокой лошадью в мире. Названием своим она обязана английскому слову shire—«графство». Несмотря на свое древнее происхождение, порода не совсем однородна. Встречаются огромные и тяжелые лошади, пригодные только для езды шагом, и крупные, хорошо сложенные кони, которые прекрасно трудятся как упряжные лошади и тянут за собой плуг.

Происхождение породы

Шайры — тяжеловозные лошади, ведущие свое происхождение от боевых коней Средневековья, которых в старых документах называют «великими лошадьми». Потом порода получала имена староанглийская вороная, линкольнширский гигант и, наконец, шайр. Современную породу шайр вывели в XVIII в. посредством скрещивания ввезенных в страну с континента фламандских и нидерландских лошадей с местными кобылами. Сначала они предназначались только для армии, позднее стали использоваться как тяжелоупряжные на фермах, а также в дилижансах, которых становились все больше и больше.

В те времена шайров разводили по всей Англии, в том числе в Кембридже, Дерби, Ноттингеме, Норфолке, Линкольне, Хантингтоне и других местах. Внутри породы существовали определенные различия в зависимости от происхождения. Знаменитый заводчик из Лестершира Роберт Бейквелл (1725—1795) скрещивал шайров с фризскими кобылами и настолько улучшил породу, что ее стали называть бейквеллская вороная.

английский тяжеловоз
Во времена, когда появились железные дороги, лошади оставались главной рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности. В настоящее время они нередко показывают свою способность к сельскохозяйственному труду на специальных шоу.

Родоначальником современных шайров считается жеребец по кличке Слепая Лошадь из Пэкингтона. Он жил в деревне Пэкингтон в 1755— 1770 гг. Племенная книга шайров была учреждена в 1878 г., и именно эта лошадь была записана в нее первой. Правда, тогда породу называли английскими упряжными лошадьми, но через шесть лет она обрела свое сегодняшнее название.

В XIX в. шайры являлись самыми крупными и мощными тяжеловозами Великобритании. Они работали на улицах городов и в доках. В настоящее время шайров используют пивовары, запрягающие их в свои тележки с пивными бочками. И, конечно, шайры участвуют в разных шоу и торжествах, в соревнованиях по вспашке земли и на тяговую силу.

Особенности породы

английский тяжеловоз

Важной особенностью породы является пропорциональное развитие частей тела. Силу и выносливость обусловливают широкая спина и грудь. Лошади обладают хорошим аппетитом и прекрасно держат тело. Что касается недостатков, то это сильная фризистость (полученная из-за скрещивания с клейдесдалями), сырость и не всегда достаточная приземистость. Коневоды работают над устранением этих проблем, и, вероятно, в ближайшем будущем благодаря искусственному отбору эти недостатки будут устранены.

В настоящее время шайров скрещивают с чистокровными кобылами и получают упряжных племенных лошадей.

Рекорды шайров

Шайры ставят самые разнообразные рекорды. Так, в 1846 г. родился жеребенок, названный за необычайно крупные размеры Самсоном в честь библейского богатыря. Он рос быстро, и когда стал взрослым, его высота в холке достигла 2,19 м. Жеребец был переименован в Мамонта. Он и поныне считается самой высокой лошадью в мире.

Кроме того, шайры — рекордсмены по грузоподъемности. В 1924 г. на выставке в Уэмбли мерин Вулкан выполнил рывок, при котором сдвинул с места груз массой 29,47 т. На той же выставке два шайра, запряженные в тележку с динамометром, приложили силу порядка 50 т. Они же, запряженные цугом, двигаясь по гранитной и скользкой мостовой, сдвинули с места груз массой 18,5 т.

Шайры в XX в.

английский тяжеловоз

Из-за повсеместной механизации нужда в лошадях стала резко падать, уменьшилось и их поголовье. Шайры оказались под угрозой полного исчезновения. Но несколько коневодов спасли шайров и смогли вернуть породе былую известность. Для жеребцов были учреждены специальные премии, проходили ежегодные выставки. В 1980-х гг. имелось более 100 производителей и ежегодно рождалось больше 400 жеребят.

Общая характеристика породы

английский тяжеловоз
  • Высота в холке: 165—185 см, иногда до 219 см
  • Масть: Вороная, гнедая, рыжая, серая
  • Тип: Упряжная
  • Специализация: Рабочая



Поделиться ссылкой