Плутон

В отличие от своих гигантских соседей с газовой поверхностью Плутон - маленький шар из скальных пород, покрытый льдом из замерзшего газа метана. Его диаметр составляет 2370 км. Плутон является крупнейшим космическим телом за пределами орбиты Нептуна.

До 2006 г. Плутон считался девятой планетой Солнечной системы, притом самой маленькой. Но сейчас его относят к одной из карликовых планет пояса Койпера.

Плутон находится дальше большинства планет, вращаясь на расстоянии от 4,4 до 7,4 млрд км от Солнца. Ему требуется 248 земных лет, чтобы облететь вокруг светила. Полный оборот вокруг своей оси он совершает за 6,4 земных дня, то есть сутки здесь длятся почти земную неделю.

Часть орбиты Плутона находится ближе к Солнцу, чем орбита Нептуна. В результате вблизи перигелия Плутон приближается к Солнцу ближе, чем восьмая планета (это было, например, с 7 февраля 1979 г. по 10 февраля 1999 г.).

У Плутона имеется сильно разреженная атмосфера, состоящая из газов метана, аргона и неона. Давление на поверхности планеты в 7000 раз меньше земного, а температура в среднем составляет -223°С.

Горы Плутона на самом деле являются вулканами. Только извергают они не раскаленную лаву, а смесь замерзшей воды и метана, аммиака или азота.

Ученые обнаружили доказательства существования водяного льда на планете, вода появляется лишь в некоторых местах.

Кроме того, на поверхности Плутона имеется несколько крупных трещин, глубина которых доходит до 4 км. Длина наибольшей из них составляет 322 км.

Плутон обладает не только обширными полями водяного льда на поверхности, но и голубым небом. Учитывая,что у планеты нет ни плотной атмосферы, ни больших океанов, обнаруженное голубое небо, скорее всего, является дымкой. Оно появляется, когда солнечный свет рассеивается очень мелкими частицами. Сами частицы этой мглы могут показаться красными или серыми, если смотреть на них невооруженным взглядом. Тем не менее из космоса они действительно выглядят голубыми. На Земле в роли таких рассеивающих частиц выступают крошечные молекулы азота. На Плутоне, судя по всему, такие частицы крупнее, но все равно относительно маленькие.

Атмосфера этой планеты периодически изменяется. Так, при удалении от Солнца она замораживается и оседает на поверхности, а при приближении к светилу разогревается и может расширяться. Сейчас атмосфера Плутона продолжает расширяться, хотя уже пройдена на орбите точка, в которой она должна была бы замерзнуть. Расширение атмосферы в течение последнего десятка лет достигло 300% (то есть ее объем увеличился в четыре раза). Вероятно, этому способствует тепло, скрытое под поверхностью, благодаря которому продолжается процесс испарения замороженных газов, которые составляют атмосферу Плутона.

У Плутона известно пять спутников: Харон (крупнейший из них), Кербер, Никта, Стикс и Гидра. Никта имеет размер 54x36 км, а Гидра — 43x33 км.

Харон находится на расстоянии 19 400 км от Плутона и постоянно обращен к нему одной стороной, как Луна к Земле. Диаметр спутника — 1212 км. Он образован из замерзших аммиака и воды. На поверхности имеются равнинные и горные участки, множество кратеров и тектонических трещин.