Планеты

Планеты — это небесные тела достаточно большой массы и формы, близкой к шару, которые вращаются вокруг звезды. Однако в отличие от звезд в их недрах не происходит термоядерных реакций, они не являются источниками энергии. Солнечная система состоит из восьми планет. Меркурий, Венера, Земля и Марс — планеты земной группы, или скальные планеты. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун — планеты-гиганты, или газовые планеты.

Планеты
1. Меркурий 2. Венера 3. Земля 4. Марс 5. Юпитер 6. Сатурн 7. Уран 8. Нептун 9. Церера 10. Плутон 11. Эрида

Как образовались планеты?

Первоначальное газопылевое облако под воздействием собственной гравитации катастрофически быстро сжалось (коллапсировало) и сформировало протозвезду. Из оставшейся пыли и мельчайших частиц образовался протопланетный диск, который вращался вокруг протозвезды. Протопланетный диск также уплотнялся. В нем образовывались отдельные сгустки — планетезимали. Постепенно допланетные тела сформировали будущие планеты. За счет постоянного сжатия и нагрева в протозвезде начались термоядерные реакции и она стала полноценной звездой. В центре температура выросла. Возникла зона испарения, и за счет солнечного ветра легкие элементы были оттеснены от Солнца и захвачены будущими газовыми планетами, а тяжелые и плотные сформировали скальные планеты.

Рождение планет
Планеты Солнечной системы сформировались, когда вещество протопланетного облака за счет гравитации и активности будущей звезды объединилось

Из чего состоят скальные планеты?

Планеты земной группы состоят из железа, магния, алюминия, кремния, кислорода и других тяжелых элементов. Их диаметр намного меньше газовых планет, зато плотность намного выше.

Скальные планеты
В ряду других скальных планет только Земля при взгляде из космоса кажется голубой благодаря составу атмосферы

Что делает газовые гиганты уникальными?

Диаметр газовых гигантов больше, чем у планет земной группы. Они не имеют твердой поверхности. Их средняя плотность ниже, чем у скальных, а скорость вращения вокруг оси очень высока. Состав их атмосферы в основном определяют водород и гелий, а ядра у Юпитера и Сатурна, видимо, жидкие, металлические, а у Урана и Нептуна — это смесь льда и различных соединений водорода, кислорода, углерода, азота т. д. Газовые гиганты имеют системы колец.

Газовые гиганты
Четыре внешних планеты, газовых гиганта, гораздо больше Земли

Какие отличительные черты каждой из планет земной группы?

Меркурий ближе всех к Солнцу, и поэтому температура на его поверхности может колебаться от -183 °С до +427 °С. Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа и азота. За счет парникового эффекта температура поверхности Венеры +464 °С, т. е. выше, чем у Меркурия. Марс иногда называют Красной планетой из-за красного оттенка поверхности, который ей придает оксид железа. Пока что Земля единственная обитаемая планета.

Какие особые характеристики газовых гигантов?

Юпитер вдвое массивнее, чем все остальные планеты Солнечной системы вместе взятые. Он вращается вокруг оси быстрее остальных планет. У него максимальное количество спутников. Сатурн обладает самой красивой системой колец. Это единственная планета, чья плотность меньше плотности воды. Уран вращается «лежа на боку» и напоминает катящийся шар, поэтому его полюса в течение 42 земных лет находятся в темноте и там зима, а еще в течение 42 лет под Солнцем и там лето. На Нептуне бушуют постоянные штормы.

Солнечная система
На схеме показано соотношение размеров восьми планет и трех карликовых планет Солнечной системы. Самая большая планета — Юпитер. Солнце гораздо больше, чем любая планета

Как планеты получили свои имена?

Все планеты названы именами римских богов. Например, Венера названа в честь римской богини любви. Объекты на поверхности Венеры тоже названы в честь различных богинь. К примеру, на планете есть глубокий каньон Диана, названный в честь римской богини охоты.

Сколько колец у Юпитера и Урана?

У Юпитера — тройное кольцо, неразличимое даже в самый мощный телескоп. На данный момент обнаружено 13 колец Урана.

Спутники Юпитера
Юпитер обладает максимальным количеством спутников (63!). И ученые постоянно открывают новые. Помимо самых крупных — галилеевых спутников (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто), есть группа поменьше. Они и показаны на рисунке

Сколько спутников у Венеры?

Не считая Меркурия, Венера единственная планета Солнечной системы, у которой нет спутников.

Сколько спутников у Сатурна?

На орбите Сатурна на сегодняшний день известно 63 спутника. Каждый уникален. На Энцеладе наблюдаются вулканы при очень низких температурах. Атмосфера Титана толще, чем атмосфера Земли.

Сколько спутников у Плутона?

До недавнего времени Плутон считался девятой планетой Солнечной системы. Но в 2006 г. он был официально отнесен к категории карликовых планет из-за малой массы, а значит, и гравитации.

На какой планете нет поверхности?

Нептун

Планета Нептун представляет собой шар из газа и льда с каменистым ядром. У Нептуна нет поверхности, какой мы себе ее представляем, а потому на нее не может сесть космический корабль.

Нептун не единственная планета без оболочки. Юпитер, Сатурн и Уран тоже представляют собой шары из газа и жидкости.

Какая планета самая холодная?

Сатурн

Седьмая планета от Солнца — Уран — почти в 62 раза больше Земли. И хотя Уран находится намного ближе к Солнцу, чем Нептун, на нем значительно холоднее. Температура на Уране может опускаться до -220 °С. Это происходит потому, что, в отличие от других планет Солнечной системы, у Урана нет своего внутреннего источника тепла. По предположениям ученых, ядро планеты не горячее и состоит из камня и железа.

Почему Плутон — карликовая планета?

Плутон

Плутон после его открытия учеными считался девятой планетой Солнечной системы. Затем, после проведенных исследований, он был отнесен к карликовым планетам, так как по размерам очень маленький, чтобы называться планетой. Сравнить по величине Плутон можно с Луной.

Особенностью Плутона является то, что он двигается по своей орбите, которая сильно вытянута, поэтому оказывается к Солнцу то ближе Нептуна, то удаляется от нашей звезды на миллиарды километров.

Какую планету называют Утренней звездой?

Венера

Венера — вторая по удаленности от Солнца планета. Ее часто называют Утренней или Вечерней звездой. А причина в том, что Венеру часто можно увидеть на закате и на рассвете, когда еще не появились или, наоборот, уже исчезли все звезды.

Венера совершенно непригодна для жизни. На планете нет воды, а температура крайне высокая и достигает +480 °С. Поверхность Венеры представляет равнину, усыпанную камнями.

Планета названа в честь древнеримской богини любви Венеры

На какой планете горы выше, чем на Земле?

Венера

На Земле горы-рекордсмены, все знают, это Гималаи, а самый высокий пик — Джомолунгма, высота которой около 8850 метров. Но на нашем ближайшем спутнике Луне есть горы высотой 12 километров.

А как обстоят дела на наших ближайших планетах-соседках? Высота некоторых марсианских гор превышает даже 25 километров. Но первенство принадлежит Венере: здесь горы поднимаются до 30 километров и представляют собой действующие вулканы. Трудно даже представить, какими грандиозными и страшными бывают извержения таких вулканов.

Правда ли, что наша планета тяжелеет?

планета Земля

Учёные давно заинтересовались такой удивительной закономерностью. Согласно расчётам, в среднем каждый час Земля становится тяжелее на одну тонну. Исследователи полагают, что лишний вес планета набирает за счёт космоса. Почти постоянно на ней «оседает» космическая пыль, а кроме того, частенько до поверхности долетают остатки метеоритов, иной раз довольно крупные.

Последствия такой космической бомбардировки особенно хорошо заметны по следам, постоянно оставляемым на льду Антарктиды.

Какая планета самая тёплая?

меркурий

Тут вроде и думать нечего: конечно, та, что расположена к Солнцу ближе других. Таков Меркурий. Поверхность его разогрета до плюс 410 градусов по Цельсию. Однако Меркурий в то же время считается и... одной из самых холодных планет Солнечной, системы.

И нет причин удивляться. Как Луна постоянно обращена к Земле только одной стороной, так и Меркурий подставляет близкому Солнцу только один свой бок. Здесь-то и царит пекло. А на другой, тёмной, стороне планеты температура близка к абсолютному нулю — минус 273 градуса.

Почему Меркурий так назван?

Статуя бога Меркурия

Свое название Меркурий получил в честь древнеримского бога, покровителя торговли. Он носил крылатые сандалии, благодаря которым везде поспевал. Планета также «торопыжка» — ее год, то есть один оборот вокруг Солнца, происходит за 88 земных суток.

Планета Меркурий находится на расстоянии «всего» 58 миллионов километров от Солнца (расстояние от Земли до Солнца составляет 149,5 миллиона километров). Однако такая близость к раскаленной звезде не сильно влияет на температуру ее поверхности. В «зимнее» время она может упасть до -180 °С. А вот «летом» здесь действительно жарко — до +430 °С.

Сколько весит Земля?

Земля

Планету на весы, конечно, не положишь, одна ко учёные и без этого сумели вычислить количество вещества, из которого состоит наша Земля то есть её массу. В основе расчётов лежал за кон всемирного тяготения, открытый Исааком Ньютоном ещё в XVII веке. Согласно ему, сила притяжения двух тел зависит от их масс и расстояния между ними.

Иными словами, учёные определили силу, с которой Земля притягивает груз определённой массы, например, тонну свинца, а это позволило определить массу самой планеты. Оказалось, Земля весит 6,6 секстиллиона тонн. Если записать это число без сокращения, получится 6 600 000 000 000 000 000 000.

Какая планета самая большая?

Самая большая планета Солнечной системы — Юпитер. Она крупнее нашей Земли более чем в 1000 раз. Юпитер находится на очень большом расстоянии от Солнца, поэтому температура на его поверхности составляет около -140 °С.

Юпитер
Крупнейшей планете нашей системы присвоено соответствующее имя — верховного бога римского пантеона Юпитера

Вокруг Юпитера вращается 63 спутника. Имеется у этой планеты и кольцо. Оно очень тонкое, состоит из пыли и мелких камней. Кольцо обращено к Земле ребром, и поэтому мы его не видим.

Храм римского бога Юпитера
Храм римского бога Юпитера, именем которого названа планета Юпитер. Баальбек, Ливан

Обладая огромными размерами, Юпитер по своей массе только в 317 раз больше Земли. Существует предположение, что эта планета состоит из сильно сжатого газообразного вещества.

Какая планета кажется самой яркой?

Венера

Ещё в глубокой древности, задолго до изобретения телескопа, люди умели отличать планеты от звёзд. Дело в том, что звёзды кажутся неподвижными, а положение планет на небосводе заметно меняется из-за их движения вокруг Солнца и движения самой Земли .И уже древним шумерам было известно, что самая яркая из всех планет это Венера — правда, такое название она получила уже позже.

Есть у неё и другое образное название — «утренняя звезда», поскольку она появляется на небосводе рано утром. Теперь-то мы, конечно, знаем, что планеты, в отличие от звёзд, сами не светятся, а отражают солнечный свет. Венера ближе к Солнцу, чем Земля, поэтому и отражает много света.