«Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)

Цитата: «...Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.».

История создания

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.

Действующие лица

Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Краткое содержание

***

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

***

Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства. Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью. Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

***

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

***

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.

***

Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.

Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели. Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу. А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата... Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

***

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи. Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце. Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

***

По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо», который счастлив своим трудом на благо людей.

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

К какому литературному направлению можно отнести поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

Ответ. Реализм.




Поделиться ссылкой