История создания: стихотворение посвящено Петербургу — родному городу Мандельштама, самому важному городу для него.
Литературное направление: модернизм (акмеизм).
Литературный жанр: стихотворение.
Вид лирики: философская, патриотическая.
Лирический герой возвращается в город своего детства — Петербург. Герой словно ощущает детские болезни (распухшие желёзки), чувствует вкус лекарств из детства (так им воспринимается жёлтый «рыбий жир» фонарного света).
Стихотворение обретает тональность молитвы и мольбы: лирический герой говорит родному городу, что ещё не хочет умирать, что у него есть признаки живого — телефонные номера и адреса, по которым когда-то жили его ныне мёртвые друзья и близкие.
Лирический герой живёт «на чёрной лестнице», черновой жизнью и находится в постоянном ожидании «гостей дорогих» (то ли умерших товарищей, то ли желающих его арестовать комиссаров). Дверные цепочки — его кандалы. Дом приобретает явственные черты любимой тюрьмы.
Размер: четырёхстопный анапест.
Рифма: смежная (аабб).
Эпитеты: «до детских припухлых желез», «ленинградских речных фонарей».
Метафоры: «знакомый до слёз».
Олицетворение: «Рыбий жир ленинградских речных фонарей», «и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок», «Шевеля кандалами цепочек дверных».
Повторы: «Петербург! Петербург!».
Инверсия: «город, знакомый до слёз».
Риторическое обращение: «Петербург! я ещё не хочу умирать!».
Образ какого города возникает в стихотворении Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз...»?
Ответ. Образ Петербурга.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ. 135.
Пример инверсии: «город, знакомый до слёз».
Пример олицетворения: «в висок / ударяет мне вырванный с мясом звонок».
Пример повтора: «Петербург! Петербург!».