Что такое политика?

Рождение политики

Термин «политика» происходит от ««четкого слова «полис» - так древние греки называли свои города-государства.

Анализируя устройство и многообразие полисной жизни, Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.) впервые использовал слово «политика» в значении «относящееся к жизни полиса». Именно так, «Политикой», великий философ назвал свой труд, в котором были заложены основы политической теории. Вслед за Аристотелем древние греки понимали политику как полисные, государственные, одним словом, общественные дела — в отличие от семейных, частных дел. В европейский лексикон слово «политика» вошло в XIII в., когда один из переводчиков «Политики» Аристотеля с греческого на латынь использовал в своём тексте выражение communication politica, в значении «политическое сообщество».

Политика возникает и развивается вместе с человеческим обществом. Время формирования политики совпадает с тем периодом в истории, когда разлагаются родовые отношения и закладываются основы цивилизации (или, как выражаются некоторые историки, «складываются раннеклассовые общества»). Таким образом, политика рождается в тот же период, когда формируются государство и право.

Зарождение собственности, развитие экономики и становление обособленной личности привели к появлению в обществе отдельных людей и групп с несовпадающими и противоположными интересами. Столкновение интересов и борьба за них могли разрушить общество и лишить людей того огромного преимущества, которое давала им способность сотрудничать друг с другом. Чтобы избежать такого трагического исхода, потребовались усилия по согласованию интересов — это и стало началом политики.

Таким образом, политика является естественным и закономерным результатом развития человеческого общества. Именно это имел в виду Аристотель, когда говорил, что человек есть «животное общественное» (или, в другом переводе, «по своей природе есть существо политическое»), которое, только участвуя в политических (общественных) делах, может обеспечить себе достойное существование.

Политика = государство?

Возникнув одновременно, политика, государство и право и в дальнейшем были настолько тесно связаны, что это часто приводило к отождествлению политики и деятельности государства, которое в лице своих властных органов, опираясь на право, осуществляет функцию согласования интересов и поддержания общества в более или менее стабильном состоянии. Яркое проявление подобного отождествления состоит в том, что политиками обычно называют государственных деятелей. Для государств монархических, в особенности тех, где монархия имеет абсолютный или близкий к абсолютному характер, свойственно ещё более узкое понимание политики, сведение её к личности и деятельности государя.

Но если политика сводится к отправлению власти, то политиками выступают главы государств и высшие чиновники. Всё остальное общество оказывается отделённым от политики и служит её объектом.

Последствия подобного понимания политики очевидны. Во-первых, ошибки и недостатки отдельных деятелей приписываются политике как таковой. В массовом сознании создаётся резко отрицательный образ политики, а попытки понять её оборачиваются не осознанием сущности этого явления, а эмоциональными оценками, по большей части негативного характера.

Вторым последствием сужения политики до деятельности высшей власти является отчуждение большей части общества от политических проблем. Люди, убеждённые в том, что политика вершится где-то в высших сферах, полагают, что она их не касается либо что от них ничего не зависит. Такие настроения порождают аполитичность общества и, как неизбежное следствие, убеждённость представителей власти в собственном всесилии и бесконтрольности. Можно с уверенностью сказать, что чем меньше степень внимания общества к политике и характер его участия в политических делах, тем в большей мере политика сводится лишь к отправлению власти.

Однако такая ситуация не может продолжаться вечно. Властные структуры начинают заботиться только о сохранении существующего положения и перестают учитывать меняющиеся интересы тех групп населения, которые не имеют прямого доступа к масти. Возрастающее напряжение в обществе грозит привести к социальному взрыву, к серьёзным изменениям или ломке существующих порядков и потере властной верхушкой её господствующего положения.

Частное и публичное

Более широкая трактовка политики связана с разделением всего, что происходит в жизни общества и отдельных его представителей, на публичную и частную жизнь. Разграничение сфер частного и публичного при разных подходах может варьироваться. Чаще всего публичное понимается как государственное, но включает в себя не только высшие органы власти, но и все институты государства: армию, полицию, местные органы управления, суды всех уровней, органы социальной защиты, системы просвещения и здравоохранения, государственные средства массовой информации. Все эти институты существуют за счёт общества, так как финансируются из налогов, выплачиваемых членами общества, и служат ему, обеспечивая его целостность и структурную организацию.

Зал заседаний ЮНЕСКО
Зал заседаний ЮНЕСКО

В противоположность государственным институтам, составляющим публичную сферу, семья, клубы, частнопредпринимательские структуры, профсоюзы и другие институты и организации, создаваемые людьми без участия государства и способные существовать без его поддержки, относят к частной жизни. Существует более узкое понимание частной сферы, когда к ней относят сугубо личные интересы человека: его семейные, дружеские личные связи и пространство его жилища. При такой трактовке публичная сфера включает в себя не только государственные институты, но и такие сферы жизни общества, как культура, искусство, экономика, все открыто действующие частные организации.

Изменение понимания публичного и частного связано с тем, что публичные структуры всё активнее вмешиваются в сугубо частные отношения, а частные — вторгаются в деятельность государственных институтов, стремясь контролировать её в интересах создавших эти институты общественных групп. Включение в сферу общественного открытых частных структур приводит к расширению понимания политики. Она оказывается не только деятельностью государств и высших чиновников, но и деятельностью партий, различных общественных организаций и отдельных личностей.

«Царское искусство»

Как сами политики, так и исследователи политики часто говорят о том, что сущность политической деятельности — борьба за власть, её использование и удержание.

Борьба за власть, разрешение конфликтов, управление общественными делами требуют от политика уникальных навыков: умения общаться с людьми, располагать их к себе, внушать доверие, увлекать их за собой. Политик должен чётко видеть свою цель и пути её достижения; сочетать в себе задатки актёра и дипломата, обладать быстрой реакцией, уметь мгновенно меняться. Не случайно «политиками» подчас называют людей ловких и изворотливых. Но главное свойство политика — умение верно оценивать ситуацию и понимать настроения и интересы общества в целом и отдельных его групп. Столь же важна способность политика твёрдо отстаивать интересы той части общества, выразителем чьих чаяний он является, находя подчас неожиданные пути к осуществлению желаемого (недаром среди людей, вошедших в историю как выдающиеся политики, гораздо больше тех, кто проявил стойкость и последовательность, а не ловкость и изворотливость). Ещё древнегреческий философ Платон (428 или 427 до н. а — 348 или 347 до н. а) называл политику «царским искусством», имея в виду не то, что оно принадлежит царям, а то, что оно стоит выше прочих искусств и «прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую ткань».

Ч, Маккари. Выступление Цицерона против Катилины. Фреска. 1882-1888 гг.
Ч, Маккари. Выступление Цицерона против Катилины. Фреска. 1882-1888 гг.

Власть даёт возможность политикам использовать ресурсы общества и перераспределять их в интересах определённых групп или всего общества в целом.

Поэтому содержанием политики ряд исследователей называет именно создание, распределение и использование ресурсов, в том числе ресурса самой власти, зачастую удерживаемого с помощью силы. В противоположность этой точке зрения другие специалисты обращают внимание на то, что распределение ресурсов помогает разрешать конфликты, находя компромиссные пути, и именно в этом видят суть политики. Хотя скорее можно говорите не о решении конфликтов (что не всегда возможно), а о создании условий, способствующих этому.

Разнообразие определений и трактовок понятия политики является следствием сложности и многосторонности самого явления, которое эволюционирует и меняется вместе с человеческим обществом. Политика — неотъемлемая часть жизни общества, частью которого мы являемся. В наших силах постепенно открывать для себя новые грани политики, объяснять их, связывать между собой. Таким образом, невозможно дать однозначное, краткое и всеобъемлющее определение политики.

Политика как наука

Начало изучению политики было положено в трудах великих философов Древней Греции Платона и Аристотеля. Они являются основателями так называемого нормативного (норматив — определение и предписание должных, правильных норм поведения) подхода к политике, когда упор делается не на сущности явления, а на его должном, правильном функционировании. Оба философа стремились понять, какой должна быть политика, чтобы обеспечить достойное существование человека и справедливое устройство общества.

Аристотель говорит о политике как об искусстве управления немногими в интересах всех. Платон главной целью считал построение концепции идеального общества, которую, как он полагал, можно было бы воплотить в жизнь. Нормативный подход к политике был свойственен Конфуцию (около 551 до н. э — 479 до н. а), Блаженному Августину (354—430) и Фоме Аквинскому (около 1225—1274). Современных последователей такого подхода называют фадиционалистами; их в первую очередь интересует история политической мысли, уяснение идей выдающихся мыслителей. Как и их предшественники, традиционалисты задаются вопросами о справедливости, по сути дела вырабатывай рекомендации, которые должны способствовать установлению справедливого политического порядка.

Надо отметить, что уже греческие философы выходили за пределы нормативного подхода в понимании политики. Аристотель был первым, кто классифицировал государственные устройства, заложив тем самым начала эмпирической, или дескриптивной (описательной) традиции, которая стремится анализировать сущность политики и объяснять её проявления. Суть эмпирического подхода в том, что основой объективного знания является опыт, а все теории и гипотезы следует проверять наблюдением. Элементы эмпирического подхода можно обнаружить в трудах Никколо Макиавелли (1469—1527) и Шарля Луи Монтескьё (1689—1755).

Усилению эмпирической традиции способствовало развитие в XVII— XVIII вв. точных и естественных наук, опирающихся именно на наблюдение и эксперимент. Философская мысль XVIII—XIX вв. утверждала, что вслед за естественными все социальные науки и любые формы философскою познания должны опираться на объективный эмпирический подход. Это дало толчок к созданию политической науки, впоследствии получившей название политологии.

Первым научную концепцию политики разработал Карл Маркс (1818—1883), создавший теорию исторического материализма. Если отвлечься от того, к каким последствиям привело её осуществление на практике и насколько это воплощение в жизнь соответствовало самой теории, достижением Маркса следует признать попытку объяснить движущие силы и законы исторического развития и связать их с политической деятельностью.

Вслед за Марксом свои научные теории начинают выдвигать многие исследователи различного масштаба, а в крупнейших университетах мира вводятся курсы политической науки. В XX в., благодаря научной разработке вопросов политики, в руках исследователей оказался такой объём данных, который позволял проверять гипотезы на основе объективного, как многим казалось, количественного анализа. Часть специалистов, увлечённых вопросами политики, провозгласила, что отныне наука, изучающе её, может и должна в своих исследованиях опираться только на естественно-научные методы исследования. Этот подход весьма напоминает бихевиоризм (от англ., behavior — «поведение») в психологии, утверждавший, что все теории должны строиться исключительно на изучении поведения, которое можно наблюдать и оценивать с помощью количественных показателей. Предполагалось, что такой подход обеспечивает абсолютную объективность знания в области политики, поскольку освобождает его от влияния теорий, концепций, моральных и нормативных ценностей. Особенно активно бихевиористический подход к политике применялся в середине XX в. в США, а одним из ведущих его выразителей был Дэвид Истон (род. 1917).

К середине XX в. политическая наука изучалась во многих учебных заведениях мира. Важнейшим центром развития стали США. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО состоялся симпозиум по политической науке, на котором было предложено использовать для нее термин «политология», ставший впоследствии общеупотребительным.

Студенты протестуют против введения платы за обучение в вузах. Германия, 2005 г.
Студенты протестуют против введения платы за обучение в вузах. Германия, 2005 г.

Объектом научения науки политологии является политика как сфера жизни общества и политическая власть; её правовые основы и механизмы обеспечения её легитимности, эффективности, оптимальности и стабильности. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений субъектов социума по поводу политической власти.

Со временем политологи обнаружили ограниченность бихевиоризма в политологии. Он дал и даёт интересные результаты в таких областях политического знания, как поведение людей во время избирательных кампаний и при голосовании (электоральное поведение), поведение лоббистов и представителей законодательной власти в процессе осуществления законодательной инициативы и принятия решений и т. д.

Этот подход привёл к сужению понятия политологии, ограничению её научного предмета. Так, политологи-бихевиористы стали отказываться от рассмотрения тем, которые не поддаются эмпирическому анализу. Среди них оказались вопросы справедливости, прав человека, его свободы, соотношения свободы личности и её обязанностей перед обществом. Отказ от их изучения привёл к тому, что в некоторых научных и общественных кругах их стали считать несущественными и даже бессмысленными. Разумеется, это не способствовало укреплению авторитета как самой политологии, так и политики.

Сегодня политологии в большей степени свойствен комплексный подход к изучению политики. Она использует не только достижения политологов прошлого, но и идеи современной экономической науки, теорию игр, являющуюся одним из разделов высшей математики, разнообразные психологические концепции и теории из смежных социальных дисциплин.

Автор: Ирина Друбачевская




Поделиться ссылкой