Этнос. Этногенез

Слово «этнос» греческого происхождения. У греков оно означало и племя, и род, и народ, и общество.

В современном понимании этнос, или этническая общность, — это устойчивая группа людей, осознающих себя её членами на основании ряда признаков (язык, территория проживания, культура, самосознание и т.д.), воспринимаемых ими как характерные для своей группы (этно-дифференцирующие признаки).

Отнесение себя к той или иной этнической группе (иначе это называют этнической идентификацией) — сложный процесс, который протекает в сознании людей по-разному. Проще всего определиться, если ты из семьи, где оба родителя — представители одного этноса и всех вас окружают люди единой с вами этнической принадлежности. Но такая ситуация в современном мире встречается достаточно редко, Если родители из разных этнических общностей, человек будет сомневаться в своей этнической принадлежности, выбирать, какая из них ему ближе. Этот выбор в каждом конкретном случае зависит от многих факторов;

  • от языка, который человек считает родным;
  • от внешности (на кого он больше похож);
  • от места рождения и жительства;
  • от особенностей поведения и мышления;
  • от сложившегося в его окружении быта;
  • от системы ценностей (т. е. представлений о добре и зле и способах борьбы добра со злом).

Анализируя все эти факты своей жизни, человек принимает решение о своей этнической принадлежности.

Некоторые авторы считают, что решающим является так называемое ядро этничности — коренное свойство, которое интегрирует все остальные черты этой общности, превращая её в этнический коллектив. Объединение людей происходит в рамках этнической связи путём разного рода символов (чувств, ценностей, образцов поведения).

Чувство связи личности с этнической группой может проявляться очень индивидуально, поскольку оно относится к миру психики. Запах, знакомый с детства, или родной язык (даже если человек плохо его знает, а воспринимает только мелодику) способны создать атмосферу родственности с «соплеменниками». Ядро этничности связывает людей разных поколений.

Для большинства людей принадлежность к этносу весьма важна. Она позволяет ощущать себя частью «своей» группы, а значит, чувствовать её защиту. Некоторые учёные также отмечают, что этническая принадлежность даёт нам ощущение бессмертия, так как жизнь этноса гораздо длиннее человеческой.

Теории о сущности этноса

Вопрос о сущности этноса разрешён далеко не окончательно, и на эту тему существует немало теорий. Каждую из них условно можно отнести к определённому направлению: примордиализму, инструментализму или конструктивизму.

Примордиалисты — учёные, уделяющие большое внимание биологическим, природным или генетическим основаниям этноса. Как правило, свои рассуждения они начинают с ранних этапов развития человечества, где находятся истоки этноса, воспроизводимые последующими поколениями.

Например, по мнению Л. Н. Гумилёва (1912—1992), этнос глубоко связан с ландшафтом, в рамках которого шло его образование, т. е. этнос — это явление географическое. Так, для русского понятие «родина» ассоциируется с равнинами и березовыми рощами, для алтайца — с величественными горными вершинами, для араба — с бескрайними пустынями и барханами.

Многие представители этого направления (Ю. В. Бромлей, Э. Смит) уделяют большое внимание социальным основаниям для возникновения этнической солидарности в ходе исторического процесса.

Инструменталисты (С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров) сосредоточены на выяснении функций этноса. Для них главным мотивом этнического поведения является стремление к стабильности. Обрести её в нашем суетном и перенасыщенном информацией мире легче всего, обратившись к ценностям этнических предков, поскольку они носят наиболее устойчивый, проверенный временем характер. Этнос, таким образом, выступает в роли воронки, фильтрующей информацию. Всё, что остаётся после такой фильтрации, — наиболее ценно и важно и образует «этническую картину мира». Вся новая информация, с которой встречается человек, проверяется с точки зрения её соответствия «этнической картине». В этом и состоит смысл существования этноса и его суть.

Конструктивисты (Ф. Барт, В. А. Тишков) придерживаются мнения, что этнические группы являются результатом не исторических, а скорее экономических, политических обстоятельств и ситуативных воздействий. Принадлежность к этической группе зависит от самоопределения человека, т. е. от его собственного или навязанного ему кем-то (например, политиками) решения.

Ключевую роль в конструировании этноса играет мобилизация членов этнической группы на коллективные действия, осуществляемая лидерами. Последние чаще всего преследуют политические цели, а не выражают «волю народа».

Конструктивисты не пытались ввести в определение этноса новые признаки, а настаивали на добавлении к любому их перечню элемента «представления об этих признаках». Другими словами, признаком этнической общности является не собственно общее происхождение, а представление или миф об общей исторической судьбе членов этой общности.

Каждый из этих подходов предлагает суждения, вполне применимые в нашей сегодняшней жизни. Разница между ними объясняется многообразием проявлений этнической жизни в культуре, истории, политике, психологии человека

Этногенез

Термин «этногенез» происходит от греческих слов «этнос» и «генез» («происхождение») и означает процесс формирования этнической общности. Учёные-примордиалисты часто подразумевают под этим начальный этап этнической истории. Инструменталисты и конструктивисты обращают внимание, что изменение этноса может происходить и в более поздние периоды, когда он уже сложился. Такие ситуации возникают, когда этническая группа включает в свой состав новые элементы, например культуру переселенцев. Иногда соседние народы в ходе длительного взаимодействия сливаются в один этнос.

Этногенез в современном мире может происходить несколькими путями.

Объединительные процессы:

  • этническая фузия — слияние ранее самостоятельных народов, родственных по культуре в единый новый, более крупный этнос (так восточнославянские племена — поляне, древляне, радимичи, северяне и др. — образовали древнерусский этнос);
  • .этническая консолидация — процесс внутреннего сплочения этноса, внутри которого есть локальные группы, (например, украинцы до XX в. использовали только локальные наименования: гуцулы, лемки, бойки и т. п.);
  • этническая ассимиляция — процесс растворения одного народа в среде другого, в ходе которого один народ утрачивает свои исконные этнические свойства и приобретает новые (к примеру, маленькая народность ижора практически растворилась в среде окружающих русских и ингерманландцев),
  • межэтническая интеграция — взаимодействие внутри государства существенно отличающихся этнических групп и выработка общих норм; в перспективе эти группы могут слиться в один этнос, а могут и не слиться, как, например, татары и русские.

Процессы разъединения:

  • этническая парциация — разделение единого этноса на несколько частей, при котором ни один из новых этносов не отождествляет себя со старым (так шёл распад древнерусского народа на великороссов, белорусов, малороссов);
  • этническая сепарация — отделение от этноса какой-либо части, которая со временем становится самостоятельным этносом (например, переселение в VII в. части йоратов в Россию привело к созданию калмыцкого народа).

Есть критерий, который помогает определить, завершился ли тот или иной этнический процесс. Это критерий смены самоназвания. Если человек перестаёт называть себя представителем той группы, к которой он принадлежал ранее, то, следовательно, произошла смена этнического самосознания.

Этногенез — это и формирование популяции, и формирование этнической культуры. Оба процесса протекают одновременно.

Некоторые элементы культуры легко заимствуются другими народами. Так, общность языка вовсе не свидетельствует об обязательном популяционном родстве людей. И наоборот, многие культурные черты уже через несколько веков после формирования этноса могут заметно отличаться от тех, что складывались на ранних этапах этногенеза. Но это не говорит о том, что между данными этническими группами нет преемственности.

В процессе формирования этносов наблюдаются самые разнообразные смешения, К примеру, в среде русских существует несколько групп (их называют субэтносами), которые хотя и говорят на русском языке, но имеют свою, особую культуру. Это, в частности, поморы, населяющие побережье Белого моря, казаки, заселившие юг России, чалдоны, проживающие в Сибири.

Любой древний народ может быть предком не одного, а двух и более новых народов. Поэтому для того, чтобы реконструировать этногенез или понять, кто от кого произошёл, учёные анализируют целый комплекс признаков. Это и язык, и материальная, и духовная культура, и антропологические, и хозяйственные черты. Без учёта всего этого комплекса признаков ответ на вопрос о происхождении народа может быть неверен.

В силу большого числа факторов, влияющих на этногенез, нет смысла говорить о начальной точке отсчёта этого процесса и какой-либо дате его завершения. В отечественной науке принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида примерно 40 тыс. лет тому назад.

Ещё 13 веков назад Северная Африка была заселена различными берберскими народами и потомками древних египтян — коптами, а ныне во всех североафриканских странах преобладают арабы, 500 лет назад население Америки составляли индейцы и расселённые на Крайнем Севере эскимосы и алеуты. Теперь же основную часть жителей материка образуют молодые нации, говорящие на испанском, португальском, английском и французском языках.

Автор: Светлана Яловицына




Поделиться ссылкой