Эволюция понятия идеологии

Идеология — одна из важнейших фирм политического сознания под которой, обычно понимают совокупность идей, образов, мифов, политических программ, создающих определённое представление о мире и используемых в интересах той или иной социальной группы.

Зарождение понятия идеологии

До XVIII в. понятия идеологии не существовало в принципе. Мировоззрение людей в большинстве культур и цивилизаций формировалось на основе религиозных представлений. Тех, чьи представления отличались от общепринятых, обычно подвергали преследованиям, а их взгляды считались заведомо ложными. По мере того как в европейском мире ослабевало влияние религии и формировалось светское мировоззрение, стали возникать различные комплексы идей и, соответственно, появился интерес к самому процессу возникновения новых принципов и представлений, Французский мыслитель Антуан Дестют де Траси (1754— 1836) в своей работе «Элементы идеологии» впервые употребил этот термин. Идеология воспринималась им как система идей или как наука об идеях. По его мнению, идеи формируются на основании восприятия человеком окружающего мира. В этом процессе важнейшую роль играют чувства, память, способность к суждению и воля. После того как идеи сформированы и оформлены в последовательную систему, они начинают оказывать влияние на политическую жизнь и мораль, поскольку люди теперь действуют в соответствии с идеологией.

У. Блейк. Сон Иакова (Лестница Иакова). 1799-1806 г.
У. Блейк. Сон Иакова (Лестница Иакова). 1799-1806 г. «В прямую противоположность ... философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо». К. Маркс

Для Дестюта де Траси в понятии «идеология» не было негативного смысла. Напротив, он считал, что систематизация идей должна способствовать развитию наук, политической мысли и т. д. Однако вскоре идеология стала восприниматься как нечто отрицательное. Начало такому отношению положил Наполеон, к политике которого Дестют де Траси и его единомышленники находились в оппозиции. Император отвечал им неприязнью и называл недовольных его правлением либералов идеологами в презрительном смысле, т. е. людьми, не осознающими реальных политических интересов и задач.

Марксистское понимание идеологии

Следующий шаг по пути к закреплению негативного понимания идеологии совершил Карл Маркс. Для него идеология была лживой системой ценностей, используемой буржуазией для сохранения своего господствующего положения и всё большего подчинения рабочего класса. Слово «идеология» он применял только по отношению к враждебным ему идеям. Созданную им самим систему идей Маркс считал «научным мировоззрением».

«В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т. е. мы исходим не из того, что люди говорят, воображают, представляют себе, — мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых воображаемых, представляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками», — писал он в работе «Немецкая идеология».

Таким образом, по представлению Маркса, все идеи, формулируемые людьми, определяются господствующим в данный момент в обществе способом производства и следуют из него, а вовсе не из особенностей мышления или убеждений человека. Соответственно, пока общество устроено несправедливо, идеи служат интересам господствующего класса, и только когда будет создано бесклассовое общество, в нём станет возможно создание неискажённой, основанной на истинно научных представлениях системы идей. Собственную концепцию Маркс воспринимал как основание этого будущего мышления, столь резко отличающегося от идеологии.

Сегодня хорошо видно, что Маркс, по сути дела, создал ещё одну идеологическую систему, но обосновывающую борьбу социалистов за власть. Однако сам его подход к идеологии оказал большое влияние на учёных последующих поколений.

Ницше и понятие идеологии

Представление о том, что любая идеология служит чьим-то интересам, а не является объективной ценностью сама по себе, получило после Маркса широкое распространение. Различные мыслители по-своему истолковывали эту мысль, используя её в собственных концепциях. Для немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900) марксистская идея о классовом характере идеологии была неприемлема, но в своей философии он исходил из того, что существуют различные системы ценностей. Одни ценности характерны для аристократов духа, стремящихся к власти и господству, и порождают в конце концов сверхчеловека, другие — ценности плебеев, способных только к подчинению.

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше

Аристократические ценности, конечно же, представлялись философу «правильными», в отличие от убогих плебейских. Однако на последующие поколения наибольшее воздействие оказала сама мысль о том, что системы ценностей в принципе могут быть разными. В предыдущие столетия такой подход был абсолютно невозможен.

Влияние психоанализа на теории идеологии

Идеи основателя школы психоанализа великого психолога и философа Зигмунда Фрейда (1856—1939) хоть и опосредованно, но очень сильно повлияли на взгляды социологов XX в. Представление о человеческом подсознании, обусловливающем решения, поступки, идеи людей, вошло не только в медицину, но и в литературу, искусство, философию. Для политического мышления и политических теорий также очень важным оказалось понятие коллективного бессознательного, введённое швейцарского психологии Карлом Густавом Юнгом (1875—1961), последователем и во многом соперником Фрейда. Наличие в мышлении человечества общих бессознательных архетипов, независящих от личного опыта индивида и всё равно оказывающих на него влияние, — эта идея стала принципиальной для анализа политической жизни мира, в том числе и для изучения различных идеологий.

Доктор Джекил и мистер Хайд. Цветная литография. 1880 г. Иллюстрация к повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Доктор Джекил и мистер Хайд. Цветная литография. 1880 г. Иллюстрация к повести Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», в которой герой вынужден вступить в борьбу с собственным вторым «Я»

Идеология и утопия Карла Манн Гейма

Один из крупнейших социологов XX в. Карл Маннгейм (1883—1947) считается создателем особого направления в науке — социологии знания. В центре интересов Маннгейма находились особенности человеческого мышления и их связь с социальными и историческими факторами. Именно в этом аспекте он рассматривал понятие идеологии в своей ставшей классической работе «Идеология и утопия».

Маннгейм, как и его предшественники, исходит из того, что идеологические представления искажают реальность, однако он чётко проводит различие между заведомой ложью и идеологическими концепциями: «Как идеологию взгляды противника начинают расценивать с того момента, когда их не считают больше заведомой ложью, но ощущают во всей его позиции некую неправду, которую толкуют как функцию определённого социального положения». Но при этом, в отличие от Маркса, для которого идеологичными были только взгляды его политических противников, принципиальная позиция Маннгейма заключается в том, что идеология может быть присуща любой социальной группе независимо от того, обладает она «правотой» или нет.

Р. Магритт. Мысль, которая видит. 1965 г.
Р. Магритт. Мысль, которая видит. 1965 г. Художник, принадлежавший к течению сюрреализма, называл свои работы «пробуждающими снами» и говорил, что изображая «реальность, лишенную банального смысла», стремится заставить зрителя задуматься

Таким образом, формулируется принципиально важная для Маннгейма, да и для всего XX столетия мысль о том, что любые идеи имеют относительную ценность и должны восприниматься в связи с эпохой, когда они были сформулированы, и той средой, в которой они циркулировали. «Тревожное чувство вызывает тот факт, что на современной стадии развития мышления и социального бытия именно те люди, которые претендуют на обладание „абсолютными ценностями", преисполнены сознания своего превосходства. Подобное самовозвеличение и самовосхваление, основанное на мнимом обладании абсолютными ценностями, сводится часто к простой спекуляции потребностью широких масс в устойчивости и их нежеланием видеть разверзающуюся перед ними пропасть, которая обнаруживается со всё большей очевидностью на данной стадии бытия».

По убеждению Маннгейма, понятие идеологии может быть применено только к взглядам и идеям тех слоёв, которые находятся у власти, так как одной из основных задач идеологии является обоснование существующего порядка. Что же касается угнетённых слоёв, то их идеи учёный обозначает термином «утопии» — системы, обещающие некое преобразование общества в будущем. Утопии «взрывают существующий порядок», идеологии стремятся сохранить его. При этом утопии так же социально обусловлены, как и идеологии, — это два варианта идейных систем, заведомо искажённо изображающих действительность.

Критика идеологии во второй половине XX века

Огромный рост значения идеологий в политической жизни XX в., противоборство различных систем, идеологизация жизни в тоталитарных и авторитарных государствах усиливали критическое отношение учёных к самому понятию идеологии. Быстрые темпы научно-технической революции, приводившие к коренным сдвигам I ie только в экономике, но и во всей жизни людей, создавали некоторый противовес лживым идеологическим построениям. Не случайно социологи, разрабатывавшие в 1960-х гг. концепцию деидеологизации, одновременно ввели в оборот и глубоко изучили понятие постиндустриального общества.

Робот-андроид ASIMO
Робот-андроид ASIMO - одно из свидетельств быстрых темпов научно-технической революции

Американский социолог Дэниел Белл (1919—2011) и французский учёный Реймон Арон (1905—1983) выдвинули мысль о том, что общественные науки должны быть очищены от какой-либо идеологии, так как следует изучать не придуманные мыслителями и политиками идейные структуры, а общество как оно есть. Важнейшим «осевым принципом», определяющим развитие общества, они считали прогресс в человеческих знаниях, науке и технологии. Применительно к постиндустриальному обществу это распространение компьютеров и принципиально новые технологии в сфере передачи информации.

Левые интеллектуалы, объединившиеся вокруг Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (т. н. «франкфуртская школа» — Теодор Адорно (1903—1969), Герберт Маркузе (1898—1979) и др.), пошли ещё дальше по пути осуждения идеологии. Для этих философов западный мир был не демократическим обществом, а тоталитарным, в котором исчезла грань между частной и публичной жизнью. По их мнению, власть в современном мире постоянно и последовательно манипулирует массовым сознанием, используя для этого массовую культуру - своеобразную извращённую форму идеологии. Для франкфуртских философов любая идеология лжива, и эта лживость — её неотъемлемое качество как инструмента подавления человеческой свободы. Так, Юрген Хабермас (род. 1929) даже предлагал разделить политическую идеологию прошедших веков и идеологию индустриального общества, опирающуюся на технократическое сознание и использующую новые достижения техники для контроля над личностью и подавления человека.

Резкая критика идеологии, стремление к деидеологизации общественных наук и общественной жизни были очень популярны в течение нескольких десятилетий, особенно в 1960—1970-х гг., однако позже возникли новые идеи. В частности, многие учёные, не отрицая того, что идеология создаёт свой, в чём-то обязательно искажённый взгляд на мир, сформулировали мысль о том, что она ориентирует людей на определённое поведение, обеспечивая, таким образом, функционирование общества и его стабильность.

Идеологическое сознание

Как бы ни относиться к идеологии, в любом случае ясно, что сознание людей, особенно в современную эпоху, сильно идеологизировано. Призывы к уничтожению идеологии и деидеологизации культуры и науки оказались невыполнимыми. Ещё Макс Вебер в первой половине XX в. отмечал возрастание в современном мире значения ценностно-рациональных действий, совершаемых не под воздействием порыва эмоций и не по традиционным шаблонам, как это чаще всего происходило в древности. Ценностно-рациональное действие ориентированно на ценности, разделяемые человеком. При этом теоретически возможна ситуация, когда эта ориентация противоречит непосредственным интересам человека и конфликт разрешается в пользу ценностей. Так происходят самопожертвования, бескорыстные поступки, борьба за идеал и т. д.

Макс Вебер
Макс Вебер

Любая идеология обычно формулирует некоторые идеалы и порождает у своих последователей любовь к ним, стремление служить им, добиваться их реализации. В ситуации максимально идеологизированного сознания может возникнуть готовность умереть за свои идеалы.

При этом сама идеология существует на трёх уровнях.

  1. Концептуально-теоретический уровень, на котором философы, политики, духовные лидеры формулируют идеи и ценности, лежащие в основе их идеологической системы. Например, идеологи эпохи Просвещения в своих трудах выдвинули такие принципы, как естественные права личности, общественный договор и др., но до определённого момента они оставались «книжной наукой», ценностями, которые уже воспринимались как благородные и гуманные, но ещё не были реализованы.
  2. Программно-политический уровень идеологии подразумевает постановку более конкретных целей, необходимых для достижения сформулированных на концептуальном уровне идей и ценностей. Так, революционеры и либералы XVIII -XIX вв. писали политические и экономические трактаты, составляли программы своих объединений, стремясь добиться вполне определённых целей — свержения или ограничения монархии, введения демократического строя.
  3. Актуализированный уровень предполагает усвоение идеологии широкими массами и восприятие её принципов. Когда идеи философов Просвещения стали известны и ценимы большинством образованных людей Франции, они оказались готовы к действиям. Так началась Великая французская революция.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой