Гражданское общество и правовое государство

Немецкие юристы XX в. начиная с Роберта фон Моля, впервые введшего в научный оборот понятие правового государства, подчёркивали, что правовым может называться государство, в котором существует верховенство закона, справедливый, независимый суд и которое делает всё для обеспечения соблюдения законов и защиты прав и свобод каждого гражданина. Однако крайне важно соотношение правового государства и гражданского общества между собой.

Ф. Бушо. Вольтер в Бастилии. XIX в.
Ф. Бушо. Вольтер в Бастилии. XIX в.

Со времён просветителей мыслители, философы, политики постоянно говорили о том, что государство должно защищать человека и его права. Вопрос же о том, каким образом и до какой степени сами граждане могут и должны отстаивать свои права, в разные времена решался по-разному.

Как поступать, если государство действует несправедливо и не в интересах граждан? Чёткий ответ на этот вопрос был сформулирован в принятой в 1776 г. Декларации независимости Соединённых Штатов Америки: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье». Таким образом, выступление против несправедливого государства в защиту граждан выглядело оправданным и благородным действием.

Теми же идеями вдохновлялась вторая поправка к американской конституции в Билле о правах, по которой гражданам предоставляется право на ношение оружия. Предполагалось, что это даст возможность отдельному человеку защититься от неоправданного притеснения со стороны государства.

Р. Карлайл. Питерлоо. 1819г.
Р. Карлайл. Питерлоо. 1819г.

В то же время считалось, что в государстве, устроенном справедливо, в соответствии с естественными правами человека, никаких нарушений прав отдельных граждан не будет. Эту мысль последовательнее всего выразил Руссо, утверждавший, что организм не может причинить вред каким-либо своим членам, а значит, и государственные органы, избранные гражданами, не способны принести им вред. Отсюда следовал вывод о том, что в правильно организованном государстве отдельным людям не понадобится гарантия их прав, так как они будут защищены самой формой государства.

Но параллельно вырабатывались государственные принципы, призванные обеспечить права личности в государстве, и происходило осознание того, что объединения граждан — это способ легальной защиты их прав.

Всё больше распространяется в демократических странах и свобода шествий, собраний, митингов. В 1819 г. на поле Питерсфилд в Манчестере войска разогнали митинг в защиту избирательной реформы: 15 человек были убиты, более 600 ранены, а организаторы митинга арестованы по обвинению в государственной измене. Это событие получило огромный резонанс, слово «Питерлоо» (по ассоциации с Ватерлоо— местом разгрома Наполеона) повторяли по всей Англии. Общественное возмущение было огромным, и в последующие годы политические шествия и выступления оказались защищёнными от преследований властей.

Расстрел рабочей демонстрации у Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 9 января 1905 г.
Расстрел рабочей демонстрации у Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 9 января 1905 г.

К началу XX в. свобода шествий, собраний, митингов была признана во всех западных странах. Не случайно такое возмущение не только в России, но и за её пределами вызвал расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января 1905 г.

Гражданское общество и общественные институты

Расширение и укрепление политических свобод продолжалось в течение всего XIX столетия. XX век принёс вопиющие нарушения прав человека в тоталитарных и авторитарных государствах, но в то же время и рост внимания к этой проблеме. Принятие ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека подчеркнуло её огромное значение для развития и защиты демократии. Проходившее в 1973— 1975 гг. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 г. переименовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ) фактически сделало защиту прав человека важнейшей задачей всех государств, подписавших Хельсинские договорённости в 1975 г.

Однако свободы и права человека не смогли бы быть реализованы, если бы параллельно с ними не шло развитие непосредственно гражданского общества, в частности многочисленных организаций, защищающих права отдельных граждан или групп граждан.

Профессиональные союзы

Применительно к XIX в. прежде всего надо назвать профсоюзы — объединения рабочих, которые в начале столетия были запрещены во всех, даже в наиболее свободных государствах. В 1799—1800 гг. в Англии — стране, где быстрее всего развивалось рабочее движение,— были приняты законы, запрещавшие рабочие организации. Похожее законодательство существовало и во Франции в наполеоновскую эпоху. Объединения рабочих существовали, однако с точки зрения закона их не было, как не было нигде и государственной социальной политики. Таким образом, государство не заботилось об интересах беднейших слоёв населения и не давало им возможности самим защищать свои права.

В первой половине XIX в. в Англии получили широкое распространение кассы взаимопомощи, куда рабочие отдавали часть своего заработка на случай болезни или инвалидности. Но если человек, отвечавший за хранение денег, присваивал их себе, привлечь его к суду было невозможно, поскольку не было закона, наказывавшего за такой поступок Известна история, как нескольких рабочих, создавших кассу и поклявшихся на Библии соблюдать принятые ими правила, сослали в Австралию на каторгу, обвинив в святотатстве.

Не существовало и никаких легальных возможностей добиться от предпринимателя улучшения условий труда, сокращения рабочего дня или повышения зарплаты. Забастовки были запрещены, выдвигать своих представителей, которые обсуждали бы эти проблемы с хозяевами, рабочие не имели права.

Однако постепенно ситуация менялась В 1824 г. в Англии отменили антипрофсоюзные законы, и рабочие объединения — тред-юнионы — оказались легализованы. Сначала это были в основном организации высококвалифицированных рабочих, не жевавших объединяться с теми, кому платили меньше и кого легче было уволить. Однако уже к середине XIX в. в английские профсоюзы входила большая часть рабочего класса. Создание в 1868 г. Конгресса тред-юнионов превратило рабочие объединения в могучую политическую силу.

Судьба профсоюзов в других странах складывалась по-разному. Мощные американские профсоюзы, возникшие в конце XIX в., позже утратили часть своего влияния. Во Франции рабочие объединения были разрешены только в середине XX в. В Италии профсоюзы быстро стали одной из определяющих политических сил, без которой и до сегодняшнего дня невозможно принятие каких-либо экономических решений.

В любом случае профессиональные союзы, при всех их различиях, играют огромную роль в современных демократических государствах как один из важнейших институтов гражданского общества.

Недаром в тоталитарных и авторитарных государствах делались попытки подчинить профсоюзы государству. В нацистской Германии профсоюзы были уничтожены, ведь Гитлеру требовалось исключить возможность независимого рабочего движения. В Советском Союзе они превратились фактически в государственные органы и не могли по-настоящему защищать интересы своих членов. В Италии при Муссолини свободные профсоюзы были заменены синдикатами, которые объединялись в корпорации, контролировавшиеся государством.

Возрождение профсоюзов всегда означало возвращение страны к демократии и, следовательно, возрождение гражданского общества. Достаточно вспомнить значение независимых профсоюзов и движения «Солидарность» в Польше в конце 1970-х — 1980-е гг. или же возникновение свободных профсоюзов в СССР в годы перестройки.

Политические партии

Другим существенным моментом в процессе развития гражданского общества в XIX—XX вв. было бурное развитие политических партий — организаций, наиболее ярко выражающих политические интересы различных групп населения.

Лидер «Солидарности» Лех Валенса с соратниками. Гданьск. 1980 г.
Лидер «Солидарности» Лех Валенса с соратниками. Гданьск. 1980 г.

Группы, объединяющиеся по политическим признакам, существовали и раньше. Но именно в XIX в., в период расширения избирательных прав населения, когда всё больше людей получало доступ к политической жизни, партии обретают реальную силу, становятся обязательной составляющей политической системы демократических государств и важной частью гражданского общества.

XX век знает огромное разнообразие партий — либеральных, консервативных, социалистических, националистических, экологических. Они могут находиться у власти или же в оппозиции к существующему режиму. Однако сам факт наличия в стране различных партий, политическая борьба (как внутрипартийная, так и между партиями), участие представителей партий в выборах в высшие органы государства и в решении локальных проблем, их реагирование на важные события общественной жизни — всё это представляет собой активность, характерную для гражданского общества.

Стоит особо отметить ещё одну функцию партий — защиту интересов своих избирателей. В современном мире партии могут быть организованы по-разному. Одна из многочисленных возможных классификаций — деление их на кадровые (предполагающие наличие строгого и подчас ограниченного членства) и массовые (привлекающие к своей деятельности максимальное количество людей). В любом случае одной из важнейших задач партийных функционеров является работа с населением: реагирование на его запросы, ответы на письма, встречи и беседы с партийными активистами или широкими слоями избирателей. Характерно, что такая функция практически отсутствовала на раннем этапе существования партий — в XVII—XVIII вв., когда они представляли собой скорее узкие политические клубы, элитарные объединения, созданные почти исключительно для достижения власти или борьбы против существующей власти. Тесная связь политических партий с разнообразными группами и отдельными .людьми, посредничество между гражданами и властью — характерный признак развитого гражданского общества.

Женское движение

Другая не менее важная черта гражданского общества в последние столетия — активизация женского движения, женских общественных, культурных, политических организаций. Сочинения, пытавшиеся пересмотреть место женщины в обществе, создавались ещё в Средние века, однако реальное движение, отстаивающее права женщин, берёт начало в конце XVIII—XIX в. Именно в это время впервые положение женщины стало рассматриваться как социальная и даже политическая проблема. Американская общественная деятельница Абигайл Смит заявила в 1770-х гг.: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов».

Ф. Матания. Женщина, голосующая впервые. 1918 г.
Ф. Матания. Женщина, голосующая впервые. 1918 г.

Ещё дальше пошёл знаменитый французский философ-социалист Шарль Фурье, сформулировавший идею, крайне важную для политической мысли XIX в. в целом и для социалистического движения в частности: «...социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Эта мысль будет подхвачена общественными деятелями разных стран и повлияет не только на женское движение, но и на политическое развитие всего мира. Достаточно вспомнить роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», одной из важнейших тем которого является женский вопрос, и последовавший после его публикации в 1863 г. взлёт женского движения в России.

С середины XIX в. возникают многочисленные женские объединения — сначала в Англии и США, а потом и во многих других странах. В первое время эти организации сосредоточивались в основном на имущественных проблемах женщин (Комитет женской собственности, 1855 г., Англия), затем всё больше на избирательных правах (Общество женского избирательного права, 1861 г., Англия). К 1880-м гг. женских организаций в Европе и Америке было уже так много, что в 1888 г. возник Международный совет женщин.

Виктория Вудхилл и другие суфражистки в Юридическом комитете Палаты представителей. 1871 г.
Виктория Вудхилл и другие суфражистки в Юридическом комитете Палаты представителей. 1871 г.

В XX в. многочисленные женские организации занимались вопросами трудоустройства женщин, социальной помощи, пособий, воспитания детей, обеспечения женщинам равных прав с мужчинами во всех сферах общественной жизни, помощи жертвам домашнего насилия и многими другими. Женские организации могли иметь различную политическую направленность или же находиться вдалеке от политики, но в любом случае они превратились в огромную общественную силу по всему миру и стали важной составляющей гражданского общества.

Природоохранительные организации

В последние десятилетия, особенно после возникновения в 1971 г. знаменитого «Гринписа», большую роль в жизни мира стали играть природоохранительные организации. Их количество очень велико, как велико и разнообразие их взглядов и форм деятельности. В рамках зелёного движения выделяются организации, придерживающиеся традиционных форм защиты природы (консервационисты), выступающие за прагматическую защиту окружающей среды (эивайронменталисты), а также политические и социальные экологи, превратившие природозащитную деятельность в важную часть политической жизни и положившие начало партиям зелёных во многих странах.

Основатели Гринпис. 1971 г.
Основатели Гринпис. 1971 г.

Защита прав человека

Перечислить все общественные и общественно-политические организации, существующие в развитом гражданском обществе, невозможно, так как сама суть гражданского общества предполагает возможность для его членов объединяться в ассоциации по самым различным признакам: политическим, социальным, религиозным, культурным и т. д. Любая подобная организация выражает и защищает интересы той или иной общественной группы, а иногда и всего общества. Однако необходимо особо выделить объединения, чьей целью является непосредственно защита прав человека — то, без чего гражданское общество вообще не может существовать.

Сам принцип существования прав человека — неотъемлемых, равных для всех, данных людям от природы — восходит к идеологии Просвещения, однако в реальной общественной жизни XVII—XVIII вв. права предоставлялись далеко не всем. В течение XIX—XX вв. концепция прав человека и их защиты существенно менялась, прежде всего за счёт расширения крута людей, которым предоставлялись основные права, за счёт увеличения набора прав, воспринимаемых как основные и необходимые, а также всё более и более развитого контроля над соблюдением этих прав. Все эти процессы теснейшим образом связаны с развитием гражданского общества.

Кеннет Рот
Кеннет Рот — исполнительный директор правозащитной организации «Наблюдение за правами человека»

Как уже говорилось выше, изначально защита свобод и прав граждан воспринималась как функция государства. Однако многочисленные общественные движения XIX— XX вв., во-первых, включили в состав тех, чьи права должны быть обеспечены, новые слои населения — женщин, детей, рабочих, стариков, беднейшие прослойки общества, военнопленных, мирное население во время военных конфликтов и т. д. Во-вторых, всё шире распространялась мысль о том, что права человека должны не только обеспечиваться государственной политикой, но и защищаться самим обществом. Если для XIX и первой половины XX в. характерны в основном общественные организации и движения, боровшиеся за права определённых групп населения, то со второй половины XX в. растёт число объединений, чья задача — защита прав человека в целом, независимо от социального или политического положения, происхождения, религиозной или этнической принадлежности.

Среди крупнейших правозащитных организаций мира можно назвать такие, как Amnesty International («Международная амнистия»), Human rights Watch («Наблюдение за правами человека»), ОБСЕ и многие другие. Они контролируют ситуацию с правами человека во всём мире и разрабатывают многочисленные формы их защиты. Эти формы включают поддержку узников совести, выступления против смертной казни, пыток, похищений и убийств людей, сбор подписей под письмами и петициями с выражением протеста против нарушения прав человека в конкретных случаях, организацию демонстраций, митингов, пикетов.

Гражданское общество и собственность. Социальное государство

Развитие гражданского общества не ограничивается только расширением политических прав и свобод его членов. Его нормальное функционирование невозможно без развитой рыночной экономики, частной собственности и гарантии её неприкосновенности, существования стабильного среднего класса и защиты интересов всех собственников.

То, что гражданское общество и достойное положение человека в нём требуют обеспечения защиты собственности людей, было понятно ещё философам-просветителям. В XIX— XX вв. всё больше стран принимали соответствующие законы. Связь безопасности частной собственности с демократическим устройством государства отмечалась мыслителями, начиная с Гоббса и Локка. Этот же принцип был отдельно сформулирован в 1789 г. во время Великой французской революции в Декларации прав человека и гражданина. После революции Гражданский кодекс Наполеона ввёл в юридический оборот тщательно разработанное законодательство, направленное на охрану собственности. У Франции эти принципы переняли и другие страны.

Работный дом Сент-Джеймс. 1808 г.
Работный дом Сент-Джеймс. 1808 г.

Бурные политические события XVII—XVIII вв. шли рука об руку с формированием новых экономических отношений. Феодальный мир, основанный на политическом неравенстве людей, преобладании условной собственности и слабом развитии товарно-денежных отношений, постепенно уходил в прошлое. Гражданские войны и «Славная революция» в Англии способствовали расширению политических свобод и усилению власти парламента. В это же время оформились права буржуазии на неограниченную торговлю и предпринимательство — была отменена система монополий и патентов, ограничивавшая свободную конкуренцию и мешавшая собственникам развивать своё дело.

Великая французская революция не только провозгласила принципы политической свободы и равенства граждан перед законом, но и дала возможность третьему сословию — буржуазии получить равные права с дворянами, создала справедливую налоговую систему, перераспределила собственность в стране, лишив дворян преимущественных прав на неё. Гражданский кодекс Наполеона законодательно определил все стороны экономических отношений и таким образом создал образец для юридического оформления рыночной системы.

Но защита свобод и прав граждан в какой-то момент вступила в противоречие с неконтролируемым развитием рыночной экономики. Если в XVIII в. важнейшей задачей представлялось снятие ограничений, сдерживавших свободу человека, т. е. предоставление гражданам политических прав и одновременно прав собственника, то в XIX и особенно в XX в. стал очевиден сложный характер этого процесса.

Свободный рынок и невмешательство государства в экономические отношения рассматривались либеральными мыслителями как основа развития экономики и общества. Западные страны постепенно отказывались от мер протекционизма — защиты собственной экономики при помощи государственного контроля, прежде всего таможенных тарифов. С середины XIX столетия широко распространялась политика фритредерства (от англ. free trade —- «свободная торговля»), основанная на идее минимального вторжения государства в экономическую и социальную сферы, предоставления собственникам неограниченных прав при условии соблюдения ими государственных законов. Точно так же власти не вмешивались в отношения между собственниками и наёмными рабочими, позволяя им самостоятельно договариваться об условиях труда, заработной плате и т. д.

Демонстрация в поддержку 8-часового рабочего дня в Мельбурне. Ок 1900 г.
Демонстрация в поддержку 8-часового рабочего дня в Мельбурне. Ок 1900 г.

Однако очень быстро выяснилось, что такая ситуация приводит к тяжёлым социальным и политическим последствиям. Наёмные рабочие в XIX столетии подвергались всё большей эксплуатации со стороны предпринимателей и не получали никакой защиты и поддержки со стороны государства.

Как уже было сказано, в первой половине XIX в. объединения рабочих были запрещены практически во всех странах, а социальной политики, предполагающей контроль государства над условиями труда, выплату пенсий, пособий, охрану прав трудящихся, практически не существовало. Работные дома, богадельни, больницы для бедных, приюты обрекали любого человека, потерявшего работоспособность или просто лишившегося работы, на жалкое существование или зависимость от других людей — благотворителей, собственных родственников, представителей духовенства, — но не от государства.

В течение всего XX столетия складывалась система социального обеспечения. Постепенно сокращается рабочий день — от бесконечных 15, а иногда даже 18 часов в XIX в. до 8, а то и 6 часов. Два выходных в неделю становятся нормой жизни людей. Вырастают зарплаты, возникает развитая пенсионная система, бюллетени, оплачиваемые отпуска превращаются в нечто само собой разумеющееся.

Но ещё более важная перемена связана с распространением в XX в. нового взгляда на роль государства в экономике. 3 десятилетия между Первой и Второй мировыми войнами сложилось несколько моделей государственного вмешательства в эту сферу.

Некоторые из них, например советская, предполагали полный отказ от частной собственности и уничтожение всех демократических институтов. Однако в то же время были разработаны и другие модели экономического развития, самой знаменитой из которых является «Новый курс», принятый президентом США Франклином Д. Рузвельтом и опирающийся на идеи великого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Этот комплекс мер по выведению американской экономики из кризиса, с одной стороны, предполагал создание развитой системы общественных работ, что должно было уменьшить безработицу в стране, введение системы пособий и помощи незащищённым слоям населения. С другой стороны, создавалась целая система государственного регулирования экономики при сохранении частной собственности и демократических свобод.

Джон Мейнард Кейнс
Джон Мейнард Кейнс

В эти же десятилетия был реализован другой вариант государственного вмешательства в экономику — «шведская модель», предполагающая большее, чем в Америке, значение профсоюзов, коллективных договоров рабочих с предпринимателями и коллективами рабочих, и создавшая в стране большее разнообразие форм собственности (частная, государственная, смешанная).

На фоне этих новых явлений в политической и экономической жизни создаются различные концепции социального государства, которые при всех различиях между ними сходятся в том, что государство должно обеспечивать не только политические, но и важнейшие социально-экономические права людей — на занятость, жильё, здравоохранение, социальное обеспечение, достойную зарплату и т. д.

При этом формально социальное государство в какой-то мере противоречит гражданскому обществу, так как, вмешиваясь в экономическую сферу, власть существенно ограничивает свободу граждан. Но ценой такой уступки достигается куда большая защита интересов, чем в обществе, где рыночная экономика развивается абсолютно бесконтрольно. Таким образом, социальное государство и гражданское общество на самом деле не противостоят, а, наоборот, дополняют друг друга.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой