Идеологическое разнообразие Новейшего времени

Во второй половине XX и начале XXI в. идеологическое разнообразие мира усилилось. Описанные выше «классические» идеологии не только развивались, но и сильно дробились, порождая множество различных, иногда близких друг к другу, а иногда противоборствующих ответвлений. Помимо этого, постоянно возникало и продолжает возникать множество новых идеологических направлений, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом.

Невозможно перечислить все современные идеологические направления, тем более что далеко не все из них создали свою отчётливую идеологию. В современном мире можно скорее говорить о движениях, исповедующих те или иные идеи, причём часто в рамках одного учения могут сочетаться черты нескольких классических идеологий или же идейных систем Новейшего времени. С другой стороны, во многих массовых движениях (антиглобализм, феминизм) трудно найти единую разработанную идеологию — участников этих движений объединяет некий общий, подчас достаточно расплывчатый идейный фундамент, на котором каждая организация выстраивает собственные идеологические конструкции.

Герберт Маршалл Мак-Люэн
Герберт Маршалл Мак-Люэн

Для понимания сегодняшней идеологической ситуации важно учитывать введённое канадским философом Мак-Люэном (1911 — 1980) понятие всемирной деревни (Global village). По мнению Мак-Люэна, мы живём в «галактике Маркони». возникшей вместе с началом использования электронных средств коммуникации. Для нынешней ситуации характерна всеобщая включённость в информационное поле, крайне быстрый и лёгкий доступ к информации практически для всех, что принципиально меняет всю ситуацию в мире, и, в частности, ситуацию идеологическую.

Новые идеи распространяются с огромной скоростью, достигая различных частей света, многие из которых находятся на совершенно несопоставимых уровнях развития. Если классические идеологии в XIX в. распространялись постепенно, прежде всего, среди интеллектуалов, и в тех странах, где существовала определённая основа для их восприятия, то сегодня о такой ситуации больше говорить не приходится. Информация о любых идеях — от классических до абсолютно необычных, от умеренных до самых экстремистских— легко может быть получена при помощи Интернета и других средств массовой информации, воспринята и усвоена людьми во всех концах планеты.

Это приводит, с одной стороны, к резкому увеличению роли идеологий и их большей «применимости».

В то же время, «всемирная деревня» создаёт ситуацию, при которой легче происходит взаимодействие и скрещивание различных идеологических систем. Современный мир более открыт идеологически, но и более нестабилен и взрывоопасен, как подчёркивал Мак-Люэн.

«Новые левые»

Мощным философским и идеологическим направлением стало движение «новых левых». Теоретическая основа их концепций была создана уже упоминавшимися выше философами франкфуртской школы (Теодор Адорно, Герберт Маркузе и многие другие), чьи идеи были подхвачены и развиты интеллектуалами различных западных стран. «Новые левые» заявляли о своей приверженности социализму, но отрицал опыт Советского Союза. При этом они стремились объединить достижения таких идеологических систем, как маоизм, троцкизм, экзистенциализм.

На формирование этой идеологии оказало большое влияние осмысление опыта тоталитаризма в разных странах — отсюда безоговорочная верность «новых левых» принципам индивидуализма и свободы человека. В то же время они отказываются связывать свободу с либеральными ценностями и демократической практикой современных развитых стран. Для них это — «псевдодемократия», являющаяся на самом деле жестоким тоталитарным режимом, который использует средства массовой информации для контроля над людьми. Следовательно, основной своей задачей новые левые ставят противостояние и даже разрушение существующей политической системы.

Перри Андерсон -главный теоретик движения «Новые левые»
Перри Андерсон -главный теоретик движения «Новые левые»

По мнению Герберта Маркузе, «в той степени, в которой псевдодемократические процессы с помощью квазимонополий консервативных СМИ создают и постоянно воспроизводят затхлое большинство, в такой же степени политическая подготовка и образование должны выходить за рамки традиционных либеральных форм, выводить политическое действие и политическую просветительную работу за пределы устных и письменных дискуссий. Левые должны найти правильные средства для того, чтобы сломать конформистский и коррумпированный мир политического языка и политических отношений. Они должны встряхнуть политическое сознание и совесть остальных.

Прорыв из существующих образцов политического языка и отношений к новым, построенным на политическом действии, — это практически сверхчеловеческая задача. Она предполагает почти нечеловеческую силу воображения. Мы должны направлять усилия на поиск языка и организации акций, не включённых в привычный политический репертуар и демонстрирующих, что те, на кого направлены наши усилия, — это люди с различными потребностями и ориентирами, но не позволяющие, надеюсь, чтобы на них наживались».

Идеология «новых левых» легла в основу многих молодёжных и студенческих движений, таких, например, как выступления во Франции в мае 1968 г., молодёжное движение в США и многие другие. Отзвуки этой идеологии можно найти во многих современных общественных движениях, подчас преследующих совершенно различные цели.

Антиглобализм

Движение антиглобалистов, не выработавшее единой идеологической системы, объединяет людей и организации с самыми разнообразными политическими идеями, действующие вместе только в рамках своего неприятия политических, экономических, культурных и социальных последствий глобализации. Среди антиглобалистов есть и последователи «новых левых», и анархисты, и пацифисты, и защитники окружающей среды, и религиозные традиционалисты, и правые националисты, хотя большая часть участников движения — это приверженцы левых взглядов.

Демонстрация протеста против деятельности Всемирного банка. Джакарта, 2004 г.
Демонстрация протеста против деятельности Всемирного банка. Джакарта, 2004 г.

Общей основой для их действий является убеждение в том, что быстрое развитие рыночной экономики приводит только к обогащению «золотого миллиарда» — жителей развитых стран Западной Европы и Северной Америки, а остальному миру приносит исключительно несчастья, бедность и потерю собственной культуры и идентичности. Во всех существующих проблемах антиглобалисты обвиняют капиталистические корпорации, крупные финансовые учреждения, а также такие международные организации, как Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирную торговую организацию.

Хотя антиглобалисты прославились, прежде всего, погромами заведений сети «Макдональдс» и банков во время экономических форумов в Давосе, встреч «Большой восьмёрки» и т.д., на самом деле они пытаются использован, куда более разнообразный спектр средств, прежде всего различных форм гражданского неповиновения. Среди этих форм — мирные демонстрации, митинги, бойкот товаров, марши, создание независимых средств массовой информации и т.д.

Коммунитаризм

Коммунитаристское движение вдохновляется идеями, сформулированными в 1990-е гг. американским социологом Амитай Этциони (род. 1929). Согласно его учению, в основе жизни человеческого общества лежат различные объединения людей — сообщества, обеспечивающие, с одной стороны, индивидуальное развитие каждого, а с другой — его интеграцию в коллектив. Сообщества могут быть различными; прежде всего это семья, кроме нее — дружеские коллективы, школа и другие объединения. Именно в рамках этих сообществ человек приобретает представления о морали и навыки жизни в обществе.

Амитай Этциони
Амитай Этциони

Для коммунитаристов неприемлем излишний индивидуализм и постоянный акцент на правах человека, без учёта его обязанностей перед сообществом. Баланс между личным и общественным развитием может, по их мнению, быть достигнут только при существовании сильных и авторитетных сообществ, обеспечивающих своим членам нормальную социализацию. Отсюда их требования государственной поддержки семьи — создание гибких рабочих графиков для того, чтобы дать родителям возможность больше общаться с детьми, увеличение пособий по случаю рождению ребёнка, активное противостояние разводам.

Образование, с точки зрения коммунитаристов, нужно ориентировать, прежде всего на развитие личности, а не на передачу детям как можно багажа академических, подчас оторванных от жизни знаний. Основой политики должно быть перераспределение власти — передача многих полномочий местным выборным органам, которые будут заботиться о безопасной и здоровой жизни для членов своих сообществ.

Феминизм

Одним из мощнейших идеологических течений Новейшего времени является феминизм, хотя и в данном случае также невозможно говорить о некой монолитной идеологии. Скорее, феминизм представляет собой идейное течение, объединяющее множество направлений, борющихся против угнетения женщин. В то же время эти направления впитали принципы многих, подчас кардинально различающихся идеологий, и таким образом в каждом случае возникло учение, отличающееся от других.

Дж. Г. Миллер. «Мы это можем!» Плакат 1942 г.
Дж. Г. Миллер. «Мы это можем!» Плакат 1942 г., призывающий женщин заменить на заводах мужчин, ушедших на фронт

Зарождение феминизма произошло ещё в конце XVIII—XIX в., когда женщины в развитых странах — Франции, Англии, Америке — начали бороться за свои гражданские и политические права. Одним из первых проявлений будущего феминизма была составленная в годы Великой французской революции Олимпией де Гуж (1745-1793) «Декларация прав женщины и гражданки», где высказывалось требование предоставить женщинам равные права с мужчинами.

XIX в. стал временем быстрого распространения демократических и либеральных ценностей, но первоначально увеличение свободы и расширение прав касалось только мужчин. В этих обстоятельствах растёт движение суфражисток, выступавших за предоставление женщинам, прежде всего, избирательных прав. Особенно бурными были выступления суфражисток в Англии и в Америке. Здесь же были сформулированы основные идеи, обусловливавшие необходимость политического равенства между мужчинами и женщинами. Именно суфражистки заложили основу «либерального феминизма».

В это же время под влиянием социалистических идей начинает складываться «социалистический феминизм». Его идеологи, начиная ещё с Маркса и Энгельса, исходят из мысли о том, что настоящее раскрепощение женщины возможно только в социалистическом обществе, где будет уничтожен буржуазный институт брака, являющийся инструментом угнетения женщины.

А. М. Коллонтай
А. М. Коллонтай

Феминистическая идеология XIX — первой половины XX в. (так называемая «первая волна феминизма») уделяла основное внимание политическим и гражданским правам женщин, так как в это время законодательство практически во всех странах закрепляло неравноправное положение женщин в обществе и в семье. К середине XX в. этот вопрос в большинстве развитых стран был решён, и в это время феминистическая идеология получает иное наполнение.

«Вторая волна феминизма» — куда более мощная, но и более раздробленная, чем первая,— сосредоточилась на уничтожении многочисленных (и разнообразных — с точки зрения представительниц разных направлений) форм дискриминации женщины. Феминистки второй волны вдохновлялись книгами знаменитой французской писательницы Симоны де Бовуар (1908—1986) «Второй пол» и американки Бетти Фридан (1921— 2006) «Загадка женственности». Они видели угнетение женщины в разделении труда в семье, которую называли «уютным концлагерем», обрекавшим женщину на постоянную зависимость от «кормильца семьи», и в ограничении доступа для женщин в большую политику, к руководящим должностям в любых сферах, и даже просто при приёме на работу.

В то же время в феминизме усиливалось стремление освободить женщин от якобы навязанной им сексуальной роли. Отсюда постоянные требования сексуального раскрепощения женщин, выдвигавшиеся ещё на рубеже XIX—XX вв. Так, знаменитая советская феминистка Александра Коллонтай (1872—1952) утверждала, что в коммунистическом обществе «буржуазная любовь» будет заменена свободной «любовью-товариществом». Многие феминистки второй половины XX в. считают гетеросексуальные связи проявлением угнетения женщины, а лесбийские отношения — высшим проявлением освобождения и даже призывают «освободить» женщину с помощью современной науки от необходимости рожать детей.

Суфражистки
Суфражистки

Впрочем, не стоит связывать феминизм исключительно с такими радикальными воззрениями. За прошедшие полвека феминистки добились больших изменений не только в положении женщин, но и в отношении к ним — при приёме на работу, в деле воспитания детей и выполнения обязанностей по дому и т.д.

«Третья волна» феминизма знает огромное разнообразие идеологических течений. Наряду с сохранившимися от прошлых десятилетий «либеральным», «социальным» и «радикальным» феминизмом, возник «чёрный феминизм», сторонницы которого заявляют, что предыдущие направления не учитывали особенностей положения чернокожих женщин и решали только проблемы белых женщин средних классов. Большое распространение в последнее время получил «постколониальный феминизм», считающий угнетение женщины одним из проявлений колониальной политики великих держав.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой