Историческая модель этногенеза

Рассмотрим начальный этап истории человечества и процесс этногенеза в нём. Относиться к этому описанию следует с определённой долей условности, т. е. понимать, что в каждом конкретном случае процесс шёл своим уникальным путем.

В ходе развития человеческого общества численность населения начала расти, увеличилась его плотность. Люди стали конкурировать между собой, а при нехватке ресурсов вступать в ожесточённые конфликты.

Наскальный рисунок. Сцена сражения. Ливийская пустыня
Наскальный рисунок. Сцена сражения. Ливийская пустыня

Эти конфликты в родоплеменном обществе разрешались посредством разделения труда, т. е. каждый член рода или племени стал выполнять свою определённую роль. Получив такую «профессиональную» свободу, человек обрёл и индивидуальные возможности для развития личных качеств, способностей и т. д. Однако вместе с этим укреплялась и зависимость от общества. Человеку приходилось думать не только о себе, но и о своих собратьях, от которых он зависел, равно как и они от него. Так стало формироваться коллективное сознание, появились новые коллективные ценности, нормы, традиции, мораль, нравственность.

Представьте себе, что вы являетесь членом такого коллектива. Взять у соседа без спросу пойманную им рыбу проще, чем наловить самому, но вы знаете, что если вы сделаете это, то завтра сосед так же легко посягнёт на ваш охотничий трофей. Так не лучше ли договориться не воровать? Это правило и будет коллективной ценностью.

В разных обществах формировались и общие, схожие ценности (сейчас мы называем их общечеловеческими), и свои, особые нормы поведения. Последние складывались под влиянием природной среды, исторических обстоятельств.

Коллективные ценности вместе со способами и орудиями труда образуют культуру. Культура превращает рассматриваемый кровнородственный коллектив в качественно новое общество. Появляется понятие родной земли, родины. Сообщество начинает воспроизводить себя не только биологическим путём, но и с помощью передачи своих ценностей новым поколениям.

Дж. Харстон, Моисей со скрижалями, на которых написаны Десять заповедей.
Дж. Харстон, Моисей со скрижалями, на которых написаны Десять заповедей

В недрах родовой организации в ходе разделения труда зародился новый элемент — частная собственность. Права и обязанности членов общности стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности. И в той мере, в какой приобретали влияние богатые слои, знать, начали разлагаться и вытесняться старые кровнородственные отношения. Племя (организованное по принципу кровнородовых связей) превращается в территориальную организацию, главным объединителем становится территория. Как только такие общие ценности возникают, а кровнородственные связи теряют своё значение, мы можем говорить о рождении этноса.

Большое значение для складывания этноса имеют единый язык и самоназвание (этноним). Как правило, их появление свидетельствует о завершении начального периода этногенеза.

Однако этносы возникали не только ранних этапах развития человечества, процесс этногенеза продолжается и в наше время.




Поделиться ссылкой