Избирательные системы

В широком смысле под избирательной системой понимают всю совокупность нормативных актов и политических традиций, регламентирующих проведение выборов различных уровней в той или иной стране. В узком смысле это система организации выборов и выявления их победителей на основании определённых принципов.

Информационный центр «Выборы-2000» принимает информацию о ходе голосования на выборах президента РФ. Ночь с 26 на 27 марта 2000 г.
Информационный центр «Выборы-2000» принимает информацию о ходе голосования на выборах президента РФ. Ночь с 26 на 27 марта 2000 г.

Исторически первой в Новое время возникла мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства: (от фр. majorite— «большинство»), избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Система имеет разновидности в зависимости от того, какое это большинство, — относительное, абсолютное или квалифицированное. Но при любом варианте избиратели голосуют за конкретного кандидата, а не за партию или иное политическое объединение.

При мажоритарной системе относительного большинства (её ещё называют плюральной) победителем считается кандидат, набравший большее количество голосов, нежели любой из его соперников. Она, как правило, применяется для выборов представительных органов власти и местного самоуправления. Чаще всего это происходит по системе одномандатных избирательных округов (от округа избирается один депутат), хотя иногда встречаются и много мандатные округа (от них избираются несколько депутатов). Главным недостатком этой системы является то, что победитель порой получает поддержку относительно небольшой части избирателей, а голоса, поданные за других кандидатов (т. е., по сути, против победителя) в сумме могут составить значительное большинство. Плюсы же заключаются в простоте и относительной дешевизне таких выборов: они проходят в один тур.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает победу кандидата, за которого подано не менее половины голосов: половина может считаться от общего числа зарегистрированных избирателей (что встречается крайне редко), либо от общего числа проголосовавших, либо только от голосов, признанных избирательными комиссиями действительными, т. е. без учёта недействительных бюллетеней. При этой системе обычно устанавливается нижний порог явки избирателей (определённый процент от количества граждан, имеющих права голоса). Если этот порог не достигнут, выборы признаются несостоявшимися.

Поскольку достаточно часто голосование не выявляет абсолютного победителя, организуется второй тур выборов. В нём участвуют либо два кандидата, набравших большее число голосов в первом туре, либо все желающие кандидаты, перешагнувшие определённый процентный барьер (например, 12,596 голосов при выборах в Национальное собрание Франции). Если же таковых не окажется или окажется только один, то второй тур проводится по первой схеме.

Второй тур выборов президента в Польше. Бронислав Коморовский с супругой Анной. Июль 2010 г.
Второй тур выборов президента в Польше. Бронислав Коморовский с супругой Анной после оглашения результатов выборов. Июль 2010 г.

Более редкий случай — так называемое альтернативное (или рейтинговое) голосование, при котором избиратели в бюллетене указывают, какой кандидат для них наиболее предпочтителен, а какие — менее, в порядке убывания. Затем при помощи сложной системы подсчёта определяется единственный победитель (таким образом, проходят выборы ряда представительных органов в Австрии).

Система абсолютного большинства позволяет отчасти решить проблему представительности, так как здесь победитель должен набрать значительное число голосов избирателей. Но она обходится гораздо дороже из-за высокой вероятности второго тура.

При мажоритарной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное (т. е. установленное заранее) большинство голосов. Квалифицированное большинство диктуется законом и в любом случае превышает порог большинства абсолютного. Такая система чрезвычайно редка, поскольку ещё менее результативна, чем система абсолютного большинства. Сегодня она применяется только в Чили. До 1993 г. так избирались сенаторы в Италии, однако от этого способа отказались в пользу системы относительного большинства.

Главный недостаток мажоритарной системы состоит, как уже говорилось выше, в том, что голоса избирателей, чьи кандидаты не были избраны, «пропадают». Попыткой сгладить эту проблему являются различные мало распространённые системы. Например, система единственного непередаваемого голоса (до недавнего времени она действовала в Японии) устанавливает, что в многомандатном избирательном округе избиратель вправе проголосовать только за одного кандидата Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (относительное большинство). При этой системе, хотя в ней и действует мажоритарный принцип, в списке избранных могут оказаться представители партий меньшинства, т. е. голоса, поданные против партии большинства, не пропадают.

Гораздо более мажоритарной распространена пропорциональная система, нацеленная на то, чтобы мнение подавляющего числа проголосовавших было учтено и их депутаты появились в составе представительных органов власти. Здесь избиратель голосует не за отдельных кандидатов, а за список политических партий и движений. Вся страна либо представляет собой один большой избирательный округ (как в РФ при выборах депутатов Государственной думы), либо делится на несколько больших округов (как, например, в Венгрии).

Но и здесь есть своя проблема: реальное распределение голосов с сотыми и тысячными процента не может быть точно отражено в составе избранного органа. Для корректировки существуют различные методики (методы избирательных квот и делителей), однако очевидно, что в любом случае некоторое количество голосов «пропадает».

Основной недостаток пропорциональной системы является продолжением её главного достоинства. Наличие в парламенте или ином законодательном собрании представителей сравнительно непопулярных партий зачастую создаёт серьёзные проблемы. При пропорциональной системе довольно часто складывается ситуация, когда ни одна партия или постоянная коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства. Чтобы избежать этого, многие страны дополняют систему принципом избирательного барьера (иначе он называется «заградительным пунктом»): в парламент проходят депутаты только от тех партий, которые набрали больше определённого процента голосов (например, 7% в России, 5% в Германии и Венгрии, 4% в Болгарии и Италии, 3% в Испании, 1% в Израиле). Голоса, полученные партиями-неудачницами, распределяются между победительницами в пропорции, определяемой итогами выборов. При этом число партий в представительном органе власти становится меньше, но опять появляется некоторое (чем выше барьер, тем более значительное) количество «пропавших» голосов.

Ещё один существенный недостаток пропорциональной системы — сам принцип формирования партийного списка, который фактически находится в руках партийного руководства. При этом избиратели могут не иметь никакого представления о личных качествах многих кандидатов. Отсутствует и свойственная мажоритарной системе связь конкретного депутата с определённым избирательным округом.

Ряд стран (Германия, Болгария, Италия, Литва и др.), стремясь сгладить недостатки обеих систем, пользуется смешанными системами, когда часть депутатов представительного органа избирается по мажоритарному принципу, а другая часть — по пропорциональному.

Автор: Алексей Кузнецов




Поделиться ссылкой