Либерализм и консерватизм

Либерализм

Первой идеологией, исторически сформировавшейся и распространившейся в XVIII—XIX вв., стал либерализм. Его идейные истоки связаны с эпохой Просвещения. Ещё в XVII в. английские философы Томас Гоббс и Джон Локк сформулировали важнейшие принципы, разделяемые с тех пор практически всеми либералами. Это, прежде всего идея естественных прав, присущих человеку от природы и являющихся неотчуждаемыми. Любая попытка лишить человека таких прав, как право на жизнь или на собственность, является незаконной и противоречащей установлениям природы.

Дж. Тасси. Портрет Адама Смита. 1787 г.
Дж. Тасси. Портрет Адама Смита. 1787 г.

Учение о естественных правах развивалось и дополнялось в течение последующих столетий.

В XVIII в. Вольтер придавал особое значение религиозной свободе, высмеивая в своих произведениях нетерпимость в вопросе веры.

Практическое воплощение концепция прав человека получила в важнейших документах XVIII в. — Декларации независимости и Конституции США (особенно в поправках к ней, получивших название Билля о правах), а также в Декларации прав человека и гражданина, принятой во время Великой французской революции.

Изображение Декларации прав человека и гражданина. 1789 г.
Изображение Декларации прав человека и гражданина. 1789 г.

Либерализм XVIII — первой половины XIX в. концентрировался в основном на индивидуальных правах и защите отдельного человека от государства, В какой-то мере либеральная идеология даже противоречила в тот момент зарождавшимся демократическим идеям, так как большинство либералов жёстко увязывали гражданские и политические права с правом на собственность. Тогда, например, казалось вполне естественным и справедливым предоставление избирательных прав только гражданам, владеющим собственностью.

Однако либеральная концепция претерпела существенные изменения за последние полтора столетия, выработав представления о либеральной демократии и принципиально расширив свои взгляды на права человека. Одним из важнейших либеральных документов XX в. является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

По сути дела, либерализм без концепции о правах человека не существует, хотя надо признать, что в сегодняшнем мире этот вопрос толкуется многими либеральными мыслителями по-разному. Одни из них признают необходимость государственного вмешательства для защиты прав человека, другие отрицают. Одни сосредоточиваются на старинных, сформулированных ещё в XVIII в. так называемых негативных правах — свободе слова, собраний, союзов и т. д., для осуществления которых нужно только невмешательство государства. Другие же считают, что в современном демократическом мире невозможно говорить о правах человека без учёта позитивных прав, т. е. права всех людей на получение образования, на здравоохранение, защиту от вторжения извне. Эти права не могут быть осуществлены без государственной поддержки.

Другая важная проблема, по-разному решаемая современными либералами и особенно актуальная в последние десятилетия, — вопрос о защите прав человека и границах этой защиты. Арест чилийского диктатора Аугусто Пиночета, создание в Гааге Международного трибунала, который рассматривает преступления против человечности,— всё это возбудило дискуссии о том, насколько международное сообщество может вмешиваться в жизнь отдельных государств ради защиты прав отдельных людей. Военные операции США в Афганистане и Ираке, действия НАТО на Балканах ещё больше обострили споры, в I центре которых всё та же либеральная проблема прав человека.

В то же время за прошедшие века либерализм обогатился совершенно новыми идеями.

Ещё с конца XVIII в. сформировалось направление экономического либерализма, изначально вдохновлявшееся трудами великого шотландского экономиста Адама Смита (1723—1790). Смит был одним из первых учёных, исследовавших механизм рыночной экономики и высказавших идею о невмешательстве государства в экономическую жизнь. Для XVIII в. она была революционной, ведь господствующим направлением в экономической политике европейских стран в тот момент являлся протекционизм, т. е. защита своей экономики при помощи таможенных тарифов и других государственных установлений. Адам Смит, сформулировавший свою знаменитую мысль о «невидимой руке рынка», регулирующей экономику без помощи государства, открыл совершенно новую страницу не только в экономической науке, но и в либеральной мысли.

В XIX в. представления о невмешательстве государства в экономику (принцип невмешательства Laissez- faire, от фр. «позвольте сделать», фритредерство — свободная торговля) распространяются в развитых странах, сначала преодолевая большое сопротивление, а затем становясь всё более и более популярными. Либеральные мыслители XIX в. воспринимали государство как «ночного сторожа», который не вмешивается в происходящее на улице и уж тем более в доме, если не видит нарушения закона. Однако реальность постепенно меняла отношения между рынком и государством, менялись и взгляды либеральных мыслителей. В XIX в. невозможно было не замечать тяжёлого положения низших классов. Такая ситуация привела к развитию утилитаризма — варианта либерализма.

Один из ярчайших представителей утилитаризма Иеремия (Джереми) Бентам (1748—1832) чётко сформулировал задачу своей идеологии: достижение максимального счастья для наибольшего количества людей. Счастье для утилитаристов ассоциировалось, с одной стороны, с политическими свободами. Поэтому они выступали за реформу законодательства (кодексы законов, написанные Бентамом, использовались во многих странах), за избирательную реформу и поддержку идеи всеобщего избирательного права. С другой стороны, утилитаристы стремились к развитию здравоохранения, образования и социальной сферы в целом. Утилитаризм во многом повлиял на формирование социального либерализма, делающего упор на предоставление людям не только негативных, но и позитивных прав.

Эволюция либерализма в XX веке

Уже в XIX в. началось государственное вмешательство в экономику — в форме принятия всё более развитого рабочего законодательства, разрешения объединений как рабочих (профсоюзы), так и предпринимателей (синдикаты, тресты). Одновременно многие либеральные мыслители перенимали некоторые социалистические идеи, прежде всего касавшиеся сферы социальной политики.

В первой трети XX в. с его экономическими кризисами и Великой депрессией философская мысль стала склоняться к необходимости государственного регулирования экономики. Многие теоретики либерализма высказывались резко против этого, отмечая связь такого регулирования с тоталитарными режимами (коммунистическая и фашистская модели экономики). Однако проведённые в Америке в 1930-х гг. реформы, получившие название «Нового курса» Рузвельта и основанные на идеях английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, показали возможность государственного контроля над экономикой при сохранении свободного рынка и демократической системы. Часть либеральных мыслителей по-прежнему резко отрицает подобную политику, другие же, напротив, считают наилучшим развитием либерализма такой вариант, при котором сочетаются свободы отдельной личности, рыночная экономика и разумное вмешательство государства, обеспечивающее социальную защиту.

Таким образом, за прошедшие три с лишним века либерализм сильно эволюционировал. Из учения, провозгласившего необходимость предоставления людям равных политических прав и соблюдения прав человека в целом, он превратился в развитую идеологию, представленную на сегодняшний день большим количеством разнообразных политических и экономических концепций.

Консерватизм

Консерватизм — идеология, возникшая во многом в борьбе с либерализмом. Распространение идей Просвещения, Великая французская революция. Наполеоновские войны и последовавшие за ними политические и экономические перемены в Европе — все эти бурные события второй половины XVIII — начала XIX в. вызывали неприятие у многих философов и политиков того времени. Их мысли постепенно сложились в последовательную систему консервативной идеологии.

Либерализму, исходящему из принципов естественных прав и общественного договора, консерваторы противопоставляют принципиально иной взгляд на человечество и государство. Прежде всего, они исходят из положения о несовершенстве человеческой личности, нуждающейся в многочисленных ограничениях — как религиозных, так и государственных. Кроме того, консерваторы отрицают саму возможность организации общества и государства исключительно на светской основе, в результате общественного договора. Для них огромное значение имеет традиция, которая ограничивает анархические и часто разрушительные стремления людей, преодолевает эгоистический индивидуализм, предлагая человеку освящённые веками способы действий. Именно поэтому консерваторы обычно с большим опасением относятся к реформам.

Жозеф де Местр -французский философ
Жозеф де Местр -французский философ, один из наиболее влиятельных идеологов консерватизма в конце XVIII -начале XIX в.

Впрочем, их не следует путать с реакционерами, отрицающими всякие перемены и стремящимися отказаться от любых свобод. Консерватизм исходит из необходимости осторожных реформ, которые должны осуществляться только в случае крайней необходимое™, при этом их проведение следует соотносить с существующей в государстве традицией.

Одним из первых консервативных мыслителей был английский политик конца XVIII — начала XIX в. Эдмунд Бёрк (1729—1797), в работе «Размышления о революции во Франции» подвергший резкой критике сами принципы Великой французской революции как несовместимые с традициями и христианским вероучением. Французский консерватор Луи Бональд (1754—1840) столь же резко полемизировал с идеями и действиями революционеров. Он доказывал, что идея общественного договора не освобождает человека от гнёта абсолютизма, как считали либералы. Напротив, она делает людей игрушкой собственных страстей, выпускает на свободу разрушительные силы, порождает многочисленные войны и конфликты, которые могут быть обузданы только с помощью традиции, сильной государственной власти и религии. Ещё один знаменитый идеолог консерватизма, Жозеф де Местр (1753-1821), подчёркивал греховность человеческой натуры, также доказывая неспособность людей к полной свободе и необходимость ограничения их поступков.

Неоконсерватизм

В XX в. консервативная мысль претерпела кардинальные изменения. Некоторые основополагающие принципы, естественно, сохранились. Так, верность традициям, и даже в какой-то мере религиозность мышления, по-прежнему характерны для консервативной идеологии. Это особенно хорошо видно в последние десятилетия, когда консерваторы активно выступают в защиту западных, христианских, либеральных ценностей, часто девальвирующихся в поликультурном мире.

Но с другой стороны, консерваторы частично восприняли идеи либералов и стали выступать за резкое уменьшение и даже полное уничтожение государственного вмешательства в экономику. В XX в. государственное регулирование оказалось слишком тесно связано с социалистическими режимами, чтобы быть признанным консерваторами.

Президент США Рональд Рейган прогуливается с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в Кемп-Дэвиде. 1986 г.
Президент США Рональд Рейган прогуливается с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер в Кемп-Дэвиде. 1986 г.

В частности, на таких неоконсервативных политиков, как британский премьер-министр Маргарет Тэтчер и американский президент Рональд Рейган, сильное влияние оказал монетаризм — экономическая теория, у основания которой стоит один из крупнейших экономистов конца XX в. Милтон Фридман (1912—2006). Теория Фридмана во многом сложилась в противостоянии с теорией Кейнса, считавшейся классической в течение всей середины XX столетия. Если Кейнс выступал за государственное регулирование, то Фридман вновь вернулся к взгляду на рынок как на саморегулирующуюся систему. Он пришёл к выводу о необходимости ограничить государственное вмешательство в экономику исключительно выпуском денежных знаков. Кроме того, Кейнс, в числе первых сформулировавший идею о безработице как обязательном явлении, характерном для рыночной экономики, был активнейшим пропагандистом развития разнообразных государственных социальных программ. Фридман же считал одним из главных экономических зол инфляцию и утверждал, что с ней надо бороться любой ценой, пусть даже за счёт резкого сокращения социальных программ.

Трудно определить, на чьей стороне правда. Идеи Кейнса, использованные в Америке в 1930-х гг., позволили США выйти из Великой депрессии. Идеи Фридмана, использованные в 1980-х гг. Тэтчер и Рейганом, обеспечили большой экономический подъём Великобритании и США. В то же время консерваторы XX в. неустанно заявляют о своей приверженности либеральным ценностям, политическим свободам и правам человека. Именно неоконсерваторы выдвинули идею защиты западных либеральных ценностей любой ценой, вплоть до военного вмешательства и смещения диктаторов.

Консервативная идеология и «новые правые»

Под влиянием консервативной идеологии в Западной Европе с конца 1960-х гг. развивается идеология «новых правых» — философов, противостоящих левым направлениям в общественных науках и политике. «Новые правые» восприняли многие концепции довоенных геополитиков и выступают за усиление континентальной Европы, остро реагируя на рост влияния других регионов. Они часто апеллируют к традиции, подвергают резкой критике демократические ценности, обращаются к понятиям элитарности, иерархии и т. д. Для них, как и для всех консерваторов, характерно превознесение традиционных ценностей — семейных, религиозных, национальных. Многие представители «новых правых» неоднократно высказывали крайне националистические и шовинистические взгляды.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой