Лобби и лоббизм

Слово «лоббизм» происходит от английского lobby — «кулуары». Этот термин первоначально относился к общению депутатов с другими людьми в кулуарах (коридорах) парламента. Во второй половине XIX в. в США так стали называть деятельность по привлечению голосов депутатов для решения тех или иных вопросов в обмен на денежное вознаграждение или разного рода услуги.

Лоббизм стал результатом развития и усложнения демократической политической системы. В XIX в. увеличилось количество конкурирующих групп интересов, каждая из которых стремилась к осуществлению своих планов путём легального воздействия на законодательную и исполнительную власть. Установилась своеобразная очередь групп интересов, поскольку удовлетворить все требования одновременно невозможно. У групп возникает необходимость в профессиональной помощи. Именно такую помощь в воздействии на власть оказывают лоббисты. Потребность в лоббировании может появиться как у социальных групп, так и у политических институтов и других групповых и индивидуальных субъектов политики.

Таким образом, лоббизм в том его понимании, которое сложилось со второй половины XIX в., представляет собой практику отстаивания в законодательном органе интересов определённых групп. Лоббизм возникает в результате социальной дифференциации общества, его усложнения и расширения доступа к власти социальных общностей и индивидов.

Лоббист — это профессионал, который либо оказывает услуги по воздействию на представителей законодательного или иного органа власти в интересах своего клиента, либо даёт советы и рекомендации относительно того, как клиенту самому оказывать такое влияние. Лоббисты могут быть как независимыми профессионалами, так и наёмными служащими, осуществляющими деятельность в интересах работодателя.

Для многих людей лоббизм ассоциируется с коррупцией и представляется нелегитимным способом давления на власть. Однако современный лоббизм в развитых странах жёстко контролируется законодательством, что делает его не просто легитимным, но и чрезвычайно прозрачным и подконтрольным гражданскому обществу.

Впервые закон о лоббизме был принят в США в 1876 г. По этому закону лоббисты должны были регистрироваться у клерка нижней палаты Конгресса — Палаты представителей. Закон, принятый в 1946 г., требовал от лоббиста предоставлять сведения о своих клиентах, о лицах, являющихся объектами лоббирования, о полученных от клиентов финансовых взносах и произведённых расходах. В настоящее время лоббизм в США регулируется законом, вступившим в силу с 1 января 1996 г. Он чётко определяет понятие лоббиста, сферу его деятельности, порядок и сроки отчётов, а также те виды деятельности, которые не подпадают под понятие лоббизма и наказываются штрафами. Сходные законы существуют и в других странах.

Цели лоббистов могут быть различными. Чаще всего они занимаются разрешением разного рода социально-экономических проблем; имущественными отношениями, вопросами собственности, лицензирования и квотирования той или иной деятельности, дотациями, кредитами, установлением тарифов на оплату услуг, налогообложением и льготами. Важным направлением являются также внешнеполитические задачи.

Стремясь к осуществлению своих целей, лоббисты не только оказывают воздействие на органы власти, но и вступают в контакт с представителями других заинтересованных групп, политическими партиями, общественными объединениями, гражданами, финансовыми институтами, промышленными и торговыми корпорациями и т. д.

В арсенале методов, используемых лоббистами,

  • организация и использование массовых акций (митингов, забастовок, пикетов, демонстраций);
  • организация массовых обращений к власти и пропагандистских кампаний в СМИ, а также судебных процессов для мобилизации общественного мнения;
  • личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний;
  • разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти;
  • организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч, обращений в адрес объектов влияния, в том числе для оказания на них психологического давления.

При условии развитых демократических институтов, политической и экономической стабильности, независимости средств массовой информации, развитого гражданского общества лоббизм является важным элементом функционирования политической системы. Он обеспечивает взаимосвязи между различными её субъектами, увеличивает способность общества воздействовать на органы власти, помогая социальным общностям добиваться реализации своих целей, способствуя постепенному изменению политической системы в интересах как её самой, так и большинства населения.




Поделиться ссылкой