Нация

В обыденном сознании понятия «нация» и «этнос» часто переплетаются. Отсюда проистекает заблуждение, что люди, относящиеся к одной нации, обязательно обладают общностью культуры. На самом деле в рамках нации могут быть объединены представители разных этнических групп со своими культурными особенностями. Однако не может быть, чтобы представители одной нации совсем не имели общих культурных черт.

Нация — это культурно-историческая общность людей, возникшая в процессе становления современного капитализма на этнической территории — родине; для указанной общности символы языка, культуры, этнические святыни и историческая память являются основами самосознания и самоидентификации.

Общепринятым в современной обществоведческой науке является первое положение определения — о том, что нации возникли в эпоху становления рынка и капиталистических отношений. Поясним этот момент.

При переходе от аграрного общества к индустриальному количество производимых товаров возрастает, рыночные отношения активизируются. Различия между этническими группами начинают мешать развитию торговых связей. Возникает потребность в едином, понятном для ближайших соседей языке и также в общей, понятной для всех культуре. Реализовать эти потребности можно благодаря стандартному образованию в рамках государства.

Именно общее, одинаковое для всех образование, а также печатное слово обеспечили возникновение национального единства. Оно было невозможным в условиях семейного, а значит, разнородного воспитания и при отсутствии способов широкого распространения однородной информации (в аграрном обществе не было ни газет, ни государственной школы, не говоря уже об Интернете). Благодаря этим новым механизмам удавалось формировать культурную и психологическую связь между людьми, жившими далеко друг от друга.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.
О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Великий русский поэт -один из символов национальной культуры

Остальные указанные в определении нации характеристики являются предметом споров.

Признаки возникновения нации

  1. Окончательно закрепляется, приобретая полную определённость и как реальность, и в самосознании, этническая территория. Она может объединять ряд этнических общностей внутри нации. Территория поддерживает представления людей о границах собственной государственности. Она же служит важным источником исторической памяти и самосознания, символизируя исторический путь нации.
  2. Качественно меняются условия развития культуры, среди которых особую роль играют стандартизированная система образования и печатное слово.
  3. Начинается изучение, обобщение и распространение в народе его истории, корней происхождения. Историческая память становится важнейшим действенным психологическим и культурно-идеологическим основанием солидарности людей.
  4. Появляются национальное государство и идея о национальных интересах, которая начинает воплощаться в политике этого государства,
  5. Нация — это первая конкретно-историческая форма этничности, которая становится субъектом международной жизни.

Теории о сущности нации

Дискуссии о природе нации начались более 100 лет назад. Продолжаются они и сегодня.

Все существующие теории можно разбить на две группы: объективистские, т. е. пытающиеся найти основы нации в «материальном» единстве культуры, экономики и т. п., и субъективистские, ищущие основы для национальной связи в психике и мыслях людей. Первые настаивают, что нация существует независимо от воли и сознания людей. Вторые утверждают, что нация — это воображаемая, надуманная конструкция, зависящая напрямую от воли и стремлений человека.

Андрей Рублёв. Троица. 1425-1427 г.
Андрей Рублёв. Троица. 1425-1427 г. Одна из самых известных и прославленных в мире икон

Откуда такой разброс мнений? Причина проста: каждый родившийся человек застаёт’ нацию как данность, но в то же время нация не может существовать без участия в её жизни конкретных людей.

Большинство авторов пытались найти причины возникновения наций. Ф. Энгельс и К. Каутский (1854—1938) считали, что они сложились благодаря развитию торговли и предпринимательской деятельности, для которых стали необходимы объединение территории и общий национальный язык. Современный английский политолог Б. Андерсон пришёл к выводу, что не экономические связи сплачивали нации, а национальная идеология, возможность появления которой обеспечила широко распространяемая печать, формирующая в головах людей образ нации.

Размышлял над природой нации и английский философ и социальный антрополог Э. Геллнер (1925—1995), который заметил, что основными предпосылками её возникновения являются индустриализм, буржуазный рынок и предпринимательство, но главная — государство. Только государство делает нацию реальностью, так как именно оно обеспечивает единое культурное пространство и единый язык

Нация имеет этническую природу, утверждал Э. Смит: государства вырастают вокруг этнической группы и постепенно превращаются в национальные. Жители этих государств и образуют нацию, глубоко ощущая свою связь с этническими корнями.

Как видим, учёные обращали внимание в основном на внешние условия, влиявшие на формирование наций. Но кроме этих условий большинство людей ощущают (именно ощущают), что их соединяют с нацией некие незримые нити. К Г. Юнг называл это коллективным бессознательным или коллективной психологией, в которой сосредоточена историческая память нации, все чувства и реакции, которые связаны с трагическими и героическими её страницами. Этим объясняется то, что люди одной нации часто испытывают похожие эмоции, одинаково реагируют на некоторые события, обладают сходным набором знаний и исторической памятью. О том же писал и Николай Бердяев, утверждая, что нация — это психологическая общность людей, основанная на единстве исторической судьбы всех её членов, связи поколений и вере в её (нации) бессмертие.

З. Фрейд (1856—1939) полагал, что люди не могут передавать свои переживания непосредственно друг другу словами без искажений. В связи с этим необходимы какие-то посредники — символы. Их мы находим в музыке, архитектуре, поэзии, романах. Например, большинство современных россиян будет испытывать примерно одинаковые эмоции и воспоминания, слушая песни из известных фильмов «Семнадцать мгновений весны» или «Ирония судьбы». Такими символами могут быть и предметы: иконы, традиционные орнаменты и т. п., и даже запахи: банного веника, блинов, борща и т. п.

Таким образом, учёные пришли к важному выводу, что человек — это не просто сосуд, куда вливают национальное самосознание в готовом виде. На формирование нации оказывает влияние и внутренний мир человека.

Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Некоторые исследователи пошли дальше и стали утверждать, что нации — это воображаемые сообщества, т. е. общности, воз питающие в головах людей, но не существующие реально. Б. Андерсон приписывал людям способность создавать нацию своей целеустремлённой деятельностью, в которой каждый человек участвует осознанно. Российские учёные Л. М. Дробижева, М. Н Губогло, В. Тишков обращали внимание, что на нацию, её сплочённость оказывают влияние политические деятели, выдающиеся личности, иначе говоря, общественная элита (см. раздел «Политическая элита»). Эти идеи серьёзно пошатнули объективистский подход к нации.

Интегралистский подход к пониманию нации берёт свои истоки в философии Питирима Сорокина (1889—1968). Он считал, что нация — это территориальная, языковая, государственная кумулятивная (от лат. cumulatio — «накопление») группа. Солидарность в ней поддерживается благодаря наличию более или менее однообразного проявления одних и тех же переживаний, которые, в свою очередь, дают возможность их единообразного толкования.

Питирим Сорокин
Питирим Сорокин

Национальное самосознание — это процесс самопознания человеком своей национальной принадлежности (включая глубокие исторические корни, доходящие до этнической истории) и построение на основе такого самопознания траектории настоящего и будущего развития нации и своей роли в этом.

Национальное самосознание состоит из двух уровней. Во-первых, это формальное определение национальной принадлежности, включающее гражданство и обозначение простейших связей между человеком и нацией (культурных, исторических, психологических). К примеру, заявление «Я — русский, потому что я живу в России, говорю на русском языке и мне здесь всё близко и понятно» относится к этому, обыденному уровню национального самосознания. Подобные высказывания часто основаны на интуитивных, чувственных восприятиях сходства внутри общности, на общих переживаниях, настроениях, эмоциях.

Во-вторых, человек не просто констатирует факт национальной жизни, а пытается дать его объяснение, прибегая к историческим аргументам. На этом уровне он стремится к постижению характера народа, его исторической памяти, традиций, а также условий и факторов, необходимых для расцвета национальной жизни. Скажем, когда человек пытается связать такое свойство характера русских, как терпение, с историческим прошлым российского государства — крепостным правом, например, — это уже второй уровень национального самосознания.

B. А. Голике. Министр народного просвещения C. С Уваров. 1833 г.
B. А. Голике. Министр народного просвещения C. С Уваров. 1833 г.

Национальное самосознание направлено на будущее и ищет ответы на вопросы: какой будет судьба нации? как соблюсти национальные интересы? как способствовать сохранению духовных сил и богатств нации? Эти размышления определяют место человека в жизни нации и мира.

От уровня развития национального самосознания, его однородности зависит сплочённость нации.

Национальная идеология — совокупность политических программ, лозунгов и установок, представленных как общенациональные, т. е. существующие в интересах всего парода (нации). Национальная идеология обычно формируется политическими институтами и ориентирована на практические цели. В ней часто находят отражение так называемые национальные мифы и легенды, объясняющие историю нации, ее роль в мировой истории. Национальная идеология выполняет мобилизационные и контролирующие функции.

Контролирующая функция национальной идеологии проявляется косвенно. Политическая программа для того и создаётся, чтобы задавать стране, народу определённую траекторию развития и одновременно контролировать её. Чем убедительнее национальная идеология, тем проще будет движение в заданном направлении.

Российской истории известны попытки насаждения национальной идеологии «сверху». К примеру, в 1830-х гг. существовала концепция, которая претендовала на роль национальной идеи для российского государства: «самодержавие, православие, народность». Её целью было оправославливание всех народов Российской империи, что, по мнению её автора — министра народного просвещения С. С. Уварова, должно было обеспечить народное единство и расцвет национальной жизни. Однако такая национальная идеология не оправдала себя, поскольку поставила в положение «инородцев» России всех мусульман, буддистов и представителей других вероисповеданий.

Другая идея, имеющая корни в далёком прошлом России, — идея об особом, евразийском (Европа + Азия) географическом положении страны, которое обеспечивает ей возможность быть понятой и Востоке, и на Западе. Такой статус связывался с особой миссией России в мировой истории как связующего звена между двумя цивилизациями. Близкая русскому сердцу идея «особой роли», однако, может превратиться при определённых условиях в разрушительную идею национального превосходства — шовинизм. Он чреват опасными последствиями, прежде всего конфликтами с соседями.

Нация-этнос и нация-государство

Понятие «нация» в мировой и отечественной науке имеет две трактовки, соответствующие двум разным концепциям, — «нация-государство» и «нация-этнос». Ни одна из них сегодня не является общепринятой.

Ш. Монне. Праздник Федерации. 1790 г.
Ш. Монне. Праздник Федерации. 1790 г.

Нация-государство — это совокупность граждан одного государства, т. е. гражданская и территориально-политическая общность. Нацией являются все граждане данного государства независимо от их этнической, расовой и конфессиональной принадлежности. Характерным примером такой нации являются США, где этнические группы объединены общими чувствами гражданства. Такое представление о нации возникло в период Великой французской революции, когда этот термин впервые был использован для обозначения сообщества свободных граждан и выражения идей народного суверенитета.

Термины «нация», «национальный» в языках отдельных государств и в международной практике употребляются как синонимы понятий «государство» и «государственный»: например, Организация Объединённых Наций (государств, а не народов), национальная (государственная) безопасность и т. д. В соответствии с международной практикой в современном русском языке слово «национальный» также используется как синоним термина «государственный»: национальный доход, национальный проект, национальные интересы.

Флаги стран-участниц ООН
Флаги стран-участниц ООН

Нация-этнос — это этническая нация, интегративную (объединяющую) основу которой составляют не политические институты, а культурно-языковая идентичность. Именно эта трактовка нации доминировала в отечественной науке до недавнего времени, что в немалой степени объясняется влиянием культурных традиций, Например, в словаре В. И. Даля (1801—1872) слово «нация» определяется как «народ (в широком значении), язык, племя, колено, однородцы, говорящие одним общим языком, все сословия», а «национальный» и «национальность» — как «народный» и «народность».

Изначально нация в российской науке рассматривалась как высшая форма этнической общности, сложившаяся на основе экономических связей, единства территории, языка, особенностей культуры и психики. Считается, что закрепление этнического значения за этим термином было связано с этническим и национальным многообразием российского, а затем советского государства и неразвитостью гражданского общества.

Понятие «нация-государство» вошло в отечественный научный обиход во второй половине 1980-х гг. В ходе последовавшей за этим дискуссии было выдвинуто предложение отказаться от термина «нация» в его этническом значении в пользу значения, которое принято в мировой научной литературе и международной правовой практике, т. е. «нация-государство».

Эта дискуссия преследовала вполне конкретные политические цели. Согласно сложившейся в СССР иерархии этнонациональных образований статус социалистических наций имели титульные народы (этнонации) 15 союзных республик. Все остальные этнические группы относились к категории социалистических народностей.

Фонтан «Дружба народов». Москва, ВВЦ
Фонтан «Дружба народов». Москва, ВВЦ

Нации были наделены более широкими правами. По Конституции СССР им предоставлялось право на самоопределение, на практической реализации которого настаивали национальные движения, возникшие во время перестройки. Идеи гражданской нации, нации-государства, таким образом, были попыткой делегитимации стремления народов или этнических элит к независимой государственности на этнической основе.

Дискуссия была продолжена после распада СССР в связи с разработкой концепции национальной политики Российской Федерации и также имела выраженную практическую направленность. В ходе её говорилось, что формирование гражданских наций — закономерный процесс, характерный для многонациональных (полиэтнических) государств, однако необходимо учитывать российские реалии. Форсирование этого процесса может серьёзно осложнить межэтнические отношения в стране.

Понимание нации как гражданской и политической общности постепенно завоёвывает сторонников как в учёном сообществе, так и среди политического руководства страны. Об этом, в частности, свидетельствуют некоторые административно-территориальные преобразования последних лет (объединение «национальных» и «ненациональных» субъектов Федерации), изъятие из программы переписи населения 2002 г. пункта о родном языке — важнейшего наряду с этническим самосознанием вопроса этнического определителя (в перечень вопросов переписи 2010 года этот пункт снова вошёл).

Автор: Светлана Яловицына




Поделиться ссылкой