Парламентская реформа Тони Блэра

В 1999 г. в Великобритании произошла радикальная перемена: премьер-министр лейборист Тони Блэр сумел провести решение о реформе палаты лордов, до тех пор состоявшей только из наследных пэров. В результате реформы из более чем 700 наследных пэров право заседать в составе палаты сохранили только 92, из них 90 избираются из числа всех наследственных пэров (15 — всей палатой, а 75— политическими партиями, пропорционально их представленности в парламенте), а два проходят как должностные лица (обер-церемониймейстер, глава геральдической палаты (Earl Marchal), и Лорд обер-гофмейстер (лорд-камергер — Lord Great Chamberlain)). Покинувшие палату получили право голоса на парламентских выборах.

Вторым шагом предполагалось трансформировать палату лордов в целиком выборный орган. Однако проект был встречен жаркими спорами — говорилось о том, что полная избираемость может привести к падению профессионализма членов палаты, и в то же время, что обещанной лейбористами демократизации процедуры избрания палаты не происходит. Были подложены несколько вариантов как численности палаты, так и процентного соотношения назначаемых и избираемых ее членов.

В 2003 г. верхняя палата поддержала позицию Тони Блэра, проголосовав за вариант своей полной назначаемости, но нижняя палата решения не утвердила.

В результате проект был отозван, и возвращение к нему произошло только в 2007 г., когда на рассмотрение палаты общин было выдвинуто предложение о равнодолевом составе верхней палаты: 50% избираются, 50% назначаются. Кроме того, со временем количество наследных и пожизненных членов палаты лордов должно было постепенно сокращаться за счет естественной убыли. Палата лордов владеет весьма важным правом рассматривать и возвращать законопроекты, принятые палатой общин, поэтому реформа вызвала много возражений и обвинений в адрес правительства в стремлении подчинить парламент.




Поделиться ссылкой