Политические коммуникации

Коммуникация (от лат. communicatio — «сообщение», «передача») в самом широком смысле означает распространение и циркуляцию информации в обществе. Массовая коммуникация рассчитана на широкие слои населения и обычно использует средства массовой информации (СМИ). Политической принято считать ту массовую коммуникацию, которая преследует политические цели.

Средства массовой информации включают как печатные (пресса, книги, плакаты, листовки), так и электронные каналы (радио, телевидение, Интернет). Выделяют и другие способы политической коммуникации — через организации (партии, группы давления) и неформальные каналы. Но важнейшая роль в современном мире отводится, безусловно, СМИ.

Сила воздействия СМИ

В основе большинства современных теорий массовой коммуникации лежат идеи американского психолога и социолога Гарольда Лассуэлла. Он начал разрабатывать их в середине XX в., когда в США был накоплен большой опыт массовой пропаганды. Изучая особенности общественного сознания, Лассуэлл пришёл к выводу, что иллюзии, представления и ожидания людей складываются в основном под влиянием массовой коммуникации, которую властные структуры используют для пропаганды своих ценностей и задач.

В. Кораблева «Иди товарищ, к нам в колхоз!» Плакат. 1930 г.
В. Кораблева «Иди товарищ, к нам в колхоз!» Плакат. 1930 г.

Интересно, что сила воздействия СМИ, по Лассуэлу, зависит не столько от содержания их сообщений, сколько от состояния общества, уровня его «внутреннего беспокойства». В условиях нестабильности и тревожности могут сработать даже грубые формы пропаганды, а в благоприятной и спокойной ситуации следует готовить людей к восприятию новых идей и образов с помощью долговременной стратегической кампании. Идеальный результат удачной пропаганды — это создание коллективных символов, которые способны спровоцировать большие группы населения на организованные действия. Поэтому пропаганда играет решающую роль во время революций и при других формах смены политического режима. Не случайно В. И. Ленин называл газету не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и коллективным организатором.

Обратная связь

Почему же СМИ обладают таким влиянием на человека, что современные социологи говорят о зомбировании, т. е. о своего рода программировании стереотипов и мировоззренческих установок с помощью газет, радио, телевидения и Интернета?

Большинство людей не может, да и не хочет понимать политические реалии во всём их многообразии. Как правило, в сознании человека существует очень упрощённый образ политической действительности. Этот образ может дополняться и изменяться, но новые представления всегда базируются на изначальном. Благодаря этому изначальному представлению людям свойственно считать, что они сами делают выводы из информации, которая поступает к ним через СМИ, и что их политические предпочтения формируются на основе личных понятий и убеждений. Стараясь повлиять на убеждения, СМИ должны учитывать запросы различных групп населения и их так называемые познавательные схемы — рамки, в которые можно «укладывать» новые понятия.

Передача мяча от одного игрока другому
Иногда коммуникацию сравнивают с передачей мяча от одного игрока другому

Таким образом, функция СМИ не сводится к односторонней передаче информации. Требуется взаимодействие с аудиторией, её постоянное изучение и отслеживание реакций получателя информации. Иногда коммуникацию, осуществляемую СМИ, образно сравнивают с передачей мяча от одного игрока к другому во время игры. Чтобы быть уверенным, что «мяч» (т. е., информационный посыл) будет пойман, отправитель должен сперва убедиться, что его партнёр, во-первых, находится именно там, куда нацелен удар, во-вторых, готов принять передачу.

Налаженный кругооборот информации в современной политике играет настолько важную роль, что некоторые учёные, например Г. Алмонд, причисляют СМИ к элементам политической системы наряду с парламентами или исполнительно-распорядительными органами. Средства информации называют «четвёртой властью», придавая им такое же значение, как трём традиционным ветвям власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Теории массовой коммуникации

Теория магической пули. Ряд исследователей рассматривает воздействие СМИ на аудиторию с позиций бихевиоризма, используя понятийную пару «стимул — реакция». Роль стимула играют сообщения СМИ, на которые поступает реакция аудитории. На этом основана так называемая теория магической пули, согласно которой человек не может сопротивляться «магическому» воздействию СМИ. Передаваемый ими «месседж» (от англ. message — «сообщение») проникает в мозг подобно пуле, не встречая сопротивления.

В качестве иллюстрации, подтверждающей эту теорию, обычно приводят хрестоматийную историю о радиопередаче корпорации «Коламбиа» в 1938 г. Слушатели на восточном побережье США приняли инсценировку романа Г. Уэллса «Война миров» за сообщение о реальном вторжении инопланетян, что вызвало массовую панику. Впоследствии этот феномен изучался не только исследователями коммуникаций, но и военными, которые увидели в СМИ мощный потенциал психологического оружия.

Памятник мнимому приземлению марсиан. 1988 г.
Памятник мнимому приземлению марсиан. 1988 г.

Здесь можно заметить, что причиной страха американцев стала не только хорошо срежиссированная радиопостановка, но и незнание текста одного из самых популярных в мире фантастических романов. Таким образом, «бронёй» от магической пули СМИ способны служить культура, интеллект и широкая информированность. Не случайно тоталитарные режимы ограничивают доступ населения к свободным и зарубежным источникам информации, запрещают и даже сжигают книги. Так, в 1933 г. в Берлине студенты-нацисты сожгли тысячи книг, прежде всего иностранных авторов. Гитлеровские власти запретили около 12,5 тыс. произведений 149 писателей.

Теория формирования общественного мнения

Идея несоответствия между реальными событиями и их образами в сознании людей породила теорию, согласно которой формирование общественного мнения нельзя пускать на самотёк. Власть должна осуществлять контроль над СМИ и всеми процессами массовой коммуникации. Эта теория господствовала в СССР, где главной задачей коммуникационных процессов была пропаганда социалистической идеологии, а СМИ находились под жёстким контролем. Но и в странах с демократическим режимом у неё есть сторонники, которые считают, что надзор над СМИ обязан осуществлять некий орган, стоящий над правительством и представляющий интеллектуальную элиту. Именно интеллектуалы должны решать, какую информацию счесть вредной для населения, что дозволено сообщать широким массам, а что — лишь избранным. Бесконтрольная же деятельность СМИ, по их мнению, наносит вред обществу и ставит под угрозу демократические ценности.

Б. Ф. Березовский «Изучайте великий путь партии Ленина-Сталина!». 1951 г.
Б. Ф. Березовский «Изучайте великий путь партии Ленина-Сталина!». 1951 г. Пропаганда социалистической идеологии была главной задачей коммуникационных процессов в CCCР

Такую позицию готовы поддержать те, кто осуждает СМИ за пропаганду насилия, жестокости, национальной, расовой и религиозной нетерпимости, распространение ложных слухов и «оболванивание» аудитории. Однако история показала, что контроль и цензура не выдерживают испытания временем и несут в конечном итоге больше минусов, чем плюсов.

Теория социальной ответственности СМИ

Противоположностью теории формирования общественного мнения является теория социальной ответственности массовой коммуникации, которая строится на следующих принципах:

  • СМИ осознают свою ответственность перед обществом и придерживаются правдивого, точного, объективного и сбалансированного подхода к передаче информации. В равной степени это касается личной ответственности журналистов как перед аудиторией, так и перед своими коллегами.
  • В рамках этой ответственности в СМИ существует самоуправление, основанное на законах государства.
  • СМИ обязаны избегать действий, которые могут привести к нарушению закона и порядка, насилию, дискриминации меньшинств и пр.
  • СМИ придерживаются принципа плюрализма: они отражают весь диапазон мнений, существующих в обществе, предоставляют трибуну для разных позиций и их критики.
  • Общество и власть доверяют высокому профессионализму СМИ и не могут вмешиваться в их работу иначе как ради обеспечения общественной пользы.

Осуществление этого в целом правильного подхода затрудняется тремя противодействующими факторами. Журналисты отстаивают свободу творчества, руководители СМИ стараются повысить популярность и прибыльность своих изданий и каналов, порой используя для этого любые средства, а власть стремится к контролю над всеми политическими институтами, включая СМИ.

Теория ограниченного влияния

В 1945—1960-х гг. в противовес мнению, что СМИ полностью управляют общественным сознанием, сложилась теория ограниченного влияния. Она опиралась на социологические исследования, которые показали, что люди не склонны бездумно доверять сообщениям газет, радио и телевидения, особенно если они адресованы безликой массовой аудитории. Прежде чем сделать какие-то выводы, человек обсуждает информацию с теми, кто является для него авторитетом в данной области, советуется с близкими, друзьями, коллегами.

Большую роль в формировании убеждений и ценностей играют так называемые лидеры мнений, т. е. люди, пользующиеся общественным доверием. В этом случае вступает в действие двухступенчатая модель коммуникации, при которой идеи сначала передаются от СМИ к лидерам общественного мнения, и уже через них — к менее активным слоям населения. При этом информационно-пропагандистское воздействие чаще всего закрепляет уже имеющиеся предпочтения или уточняет не вполне чёткую позицию, но крайне редко приводит к смене убеждений. Сторонники теории ограниченного влияния утверждают, что воздействие СМИ на политическое поведение индивида гораздо слабее, чем такие факторы, как принадлежность к политической партии или определённой социальной группе.

Рыночная теория и теории манипуляции и гегемонии

Рыночная теория рассматривает СМИ как производителей «товара», который иногда бывает востребован аудиторией, а иногда отвергается ею.

Бойцы Красной армии слушают радио на привале. 1939 г.
Бойцы Красной армии слушают радио на привале. 1939 г.

Оценка качественной роли СМИ в политической жизни общества строится на сходных теориях манипуляции и гегемонии. Первая полагает, что власть использует СМИ для сохранения существующей политической системы, с их помощью отвлекая внимание аудитории от острых социальных проблем. Сторонники второй теории утверждают, что СМИ служат стабильности власти, представляя действующий в стране режим как оптимальный и единственно возможный.

Характеристика различных каналов СМИ

Печать, радио и телевидение используют разные средства воздействия на аудиторию: вербальные, зрительные, слуховые. Приёмы передачи информации могут быть как общими для всех трёх каналов, так и специфичными (что касается интернет-СМИ, то они прибегают к приёмам и средствам всех традиционных каналов).

«Прямая линия» с премьер-министром РФ В. В. Путиным. Декабрь 2012 г.
«Прямая линия» с премьер-министром РФ В. В. Путиным. Декабрь 2012 г.

Вот несколько приёмов, типичных для политических коммуникаций:

  • обращение к авторитетам при подаче информации (ТВ, радио, печать);
  • организация пресс-конкуренций, выступлений и обращений политических деятелей (ТВ, реже радио);
  • информирование об экспресс-опросах (печать);
  • столкновение мнений оппонентов (ТВ, радио, реже — печать);
  • организация телефонных линий с экспертами (радио).

Значение различных каналов СМИ менялось в ходе совершенствования технических средств передачи информации. Порой это зависело и от внешних обстоятельств; так, в годы Второй мировой войны резко возросла роль радио как наиболее оперативного источника информации. После войны началось бурное развитие телевидения: с 1949 по 1959 г. число американцев, имевших телевизор, увеличилось с 6% до 90%. Сегодня в России телевидение охватывает до 98% аудитории; сходная картина наблюдается и в других развитых странах.

Сила телевидения в том, что оно может использовать приёмы, недоступные для других каналов. Например, оно обладает так называемым парасоциальным эффектом: у людей вызывает доверие информация, увиденная «своими глазами», и возникают ощущения, сравнимые с ощущениями  непосредственных участников событий. Специфика телевидения состоит в иллюзии общения между зрителем и человеком, который обращается к нему с экрана.

Ещё одно свойство телевидения отметил американский социолог М. Маклюэн. Он назвал его «прохладным каналом», в отличие от «горячих каналов» — газет и радио, чья вербальная информация оставляет получателю мало возможности для соучастия и домысливания. «Прохладная» недосказанность изобразительного ряда, напротив, предполагает активное участие аудитории в процессе восприятия сообщений. Замечено также, что даже человек, сидящий один перед телевизором, ощущает себя не одиноким зрителем, а членом сообщества, которое смотрит ту же программу. Соответственно, он часто реагирует на увиденное как составная часть этого сообщества, а не просто отдельный индивид.

Уровень доверия и неформальные источники информации

Формирование политических убеждений и предпочтений народа во многом зависит от уровня доверия к источнику информации. Если источник пользуется доверием, люди склонны не замечать те элементы сообщения, которые могут вызвать у них сомнение, непонимание или отрицание.

В тех странах, где уровень доверия к официальным СМИ невысок (как, например, в СССР или в современной России), значительную роль играют неформальные источники информации. К ним относят слухи, сплетни, анекдоты, а в последнее время — ещё и граффити

Особенность этих источников в том, что они способствуют формированию главным образом негативных установок по отношению к существующей политической системе. Но есть у них и позитивная функция. Неформальные источники привлекают внимание населения к политике и стимулируют постоянный интерес к деятельности политических институтов. При этом они придают информации о политике эмоциональную окраску и делают ее простой и доступной (а значит — более привлекательной и запоминающейся) для всех социальных групп.

Слухи

Особое место среди неформальных источников занимает такая форма распространения общественно значимой информации, как слухи. По определению современного российского социолога А. С. Ахиезера, они представляют собой «постоянно действующую систему интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически сложившимся менталитетом. <...> Слухи, достигая определённой степени интенсивности, порождают страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти, в погромы и т. д., массовые движения, например бегство в „обетованные земли", паническую скупку товаров и т. д.».

Иногда слухи отражают реальное положение вещей, в других случаях искажают его либо бывают полностью ложными. Они рождаются в процессе обмена информацией между индивидами и носят форму суждений, оценок и прогнозов, соответствующих ожиданиям людей. Обычно слухи возникают вокруг реального или гипотетического события, которое в глазах населения носит негативный, угрожающий характер. Формула, выведенная американским психологом Г. Олпортом (1897—1967), гласит: «Слух есть функция важности события, помноженной на его двусмысленность». Проще говоря, слухи распространяются тем интенсивнее, чем труднее понята, к какому результату приведёт породившее их событие. В России в силу традиционной неуверенности в стабильности политической системы более всего распространены политические слухи, вслед за ними идут слухи из сферы экономики и межнациональных отношений.

Бороться со слухами невозможно, хотя в некоторых странах время от времени предпринимались попытки введения карательных санкций за их распространение. Однако слухи не исчезали даже в годы сталинских репрессий в СССР.

Юмор и граффити как источники политической информации

Анекдоты, сатирические стихи и куплеты не только выражают эмоциональное отношение общества к политическим реалиям, но и несут информацию, которая формирует это отношение.

Политические граффити — надписи и рисунки на заборах и фасадах зданий — явление сравнительно новое и мало изученное, особенно в России. Они создают немало проблем коммунальным службам и портят лицо города, но, несомненно, являются «долгоиграющим» средством политической коммуникации, поскольку сохраняются длительное время. Надписи, агитирующие граждан голосовать за или против определённых кандидатов, получают распространение в периоды избирательных кампаний. Обычно граффити выражает позицию тех людей, у которых нет возможности высказаться по другим каналам массовых коммуникаций.

Информационные технологии и политика

Ещё в начале 1950-х гг. основоположник кибернетики Норберт Винер предсказал возникновение информационного общества, которое придёт на смену обществу индустриальному. Винер придавал огромное значение «развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной».

Идеи Винера стали основой для создания новой, альтернативной концепции модели общества, лишённого социального антагонизма. Поскольку информационный обмен позволяет влиять на общественное сознание и настроения людей, разного рода конфликты могут быть предотвращены или разрешены мирным путём.

К сожалению, эти оптимистические прогнозы пока не оправдались, зато другие предсказания Винера осуществились полностью. Информационное обеспечение общества оказывает влияние на все проходящие в нём процессы, в том числе и политические. Homo sapiens — «человек разумный» становится Homo communicans— «человеком коммуникационным», для которого, согласно Винеру, «действенно жить — это значит жить, располагая правильной информацией».

Исходя из сути информационных технологий, политику можно рассматривать как форму коммуникации между людьми, но эта форма связана с завоеванием, удержанием и использованием власти. Политически значимой может стать любая информация, если она имеет отношение к сфере власти. Политическое управление — это частный случай политической коммуникации, предполагающий наличие обратной связи.

Политико-коммуникационные процессы

Обмен информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной
Обмен информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной

С точки зрения теории коммуникации и избирательные кампании, и деятельность общественно-политических объединений, направленная на привлечение в свои ряды новых сторонников, являются примерами стратегических политико-коммуникационных процессов. Несмотря на разнообразие форм и задач, они обладают некоторыми общими чертами:

  • их инициируют органы государственной власти либо общественно-политические объединения, претендующие на выражение интересов каких-либо прослоек населения или социальных групп;
  • они направлены на достижение чётко определённых политических целей, которые могут включать также изменение убеждений и поведения адресатов информационного воздействия;
  • кампании носят массовый характер и задействуют все доступные коммуникационные каналы — от СМИ до групповой и межличностной коммуникации;
  • общество воспринимает кампании как данность, необходимую и обоснованную в рамках принятых норм и традиций, либо как неизбежные процессы в существующей политической ситуации.

Автор: Ирина Меркина




Поделиться ссылкой