Радикальные формы национализма. Фашизм. Популизм

Национализм в различных его проявлениях оказывал огромное и порой противоречивое влияние на политическую жизнь мира в XIX—XX вв. В первой половине — середине XIX в. политические проявления национализма были связаны прежде всего с национально-освободительным движением стран Южной и Центральной Европы, с их борьбой против власти Османской, Австро-Венгерской, Российской империй за создание национальных государств. В большинстве случаев эта борьба вдохновлялась не только национальными, но и либеральными, демократическими идеями, и национализм той эпохи в основном носил либеральный характер.

Постепенно ситуация стала меняться. Символическим знаком перемен могут служить слова Отто фон Бисмарка (1815—1898), прусского политического деятеля, объединителя Германии и позже — канцлера Германской империи. С презрением отзываясь о попытках германских либералов добиться единства страны на основе демократических преобразований, Бисмарк сказал: «Не словами, а железом и кровью будет объединена Германия». Так и произошло — страна оказалась объединена не либералами, а прусским государством, которое было создано не на демократической, а на авторитарной основе, причём национализм в Германской империи носил достаточно агрессивный характер.

Ж. Ф. Кеплер. Ангел мира. Карикатура на О. фон Бисмарка. 1886 г.
Ж. Ф. Кеплер. Ангел мира. Карикатура на О. фон Бисмарка. 1886 г.

Во второй половине XIX — начале XX в. всё больше обострялась борьба великих держав за мировое господство. Возрастала и агрессивность националистических чувств. Всё чаще в обиходе использовались оскорбительные названия, которыми жители одних европейских государств наделяли других. Множество отрицательных этнических стереотипов постоянно эксплуатировалось политиками и журналистам. Каждая война за раздел сфер влияния приводила к очередному всплеску национализма.

Характерно, что один из таких периодов националистического угара дал жизнь ещё одному термину, означающему примерно то же, что и шовинизм. В 1878 г., во время Русско-турецкой войны, в Великобритании были широко распространены воинственные настроения, и в мюзик-холлах (излюбленных местах развлечения низших слоёв английского общества) большой популярностью пользовалась такая песенка: «Мы не хотим сражаться, но — Богом поклянёмся! (by jingo!), — когда придётся, найдём и корабли, и храбрецов, и денежек отыщется до черта». Припев by jingo! моментально стал так популярен, что британские шовинисты получили прозвище «джингоисты».

Радикальным становится не только национализм великих держав. Во многих случаях национально-освободительное движение тоже принимает всё более экстремистский характер. Так, во второй половине XIX в. тайные братства фениев, ставившие своей целью освобождение Ирландии от власти Англии, начинают склоняться к террористическим методам борьбы. В 1903 г. сербской националистической организацией «Чёрная рука» были убиты король Сербии Александр Обренович и его жена. Причиной покушения стала непопулярная проавстрийская политика короля.

Другой знаменитый террористический акт, совершённый на национальной почве, — убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда и его беременной жены членом националистической организации «Млада Босна» Гаврилой Принципом, ставшее поводом к началу Первой мировой войны.

Эрцгерцог Франц Фердинанд с супругой. Сараево. 28 июня 1914г.
Эрцгерцог Франц Фердинанд с супругой за несколько минут до гибели от рук террориста. Сараево. 28 июня 1914г.

Агрессивный национализм касался не только отношений между европейскими державами. В это же время широко распространяются учения о превосходстве белой расы и о «недоразвитости» других народов. Разрастание колониальных империй великих держав, естественно, приводило к увеличению контактов европейцев с населением Азии, Африки и других территорий за пределами Европы и Северной Америки. Экономические, культурные, религиозные различия воспринимались как проявление «неполноценности» подчинённых народов и становились обоснованием возможности и даже необходимости существования колоний.

Национализм мог быть окрашен в цвета благородного самопожертвования (можно вспомнить Киплинга: «Несите бремя белых»), а мог доходить до крайних расистских и шовинистических проявлений, но в любом случае он становился оправданием колониальной политики европейских государств и их права на господство над другими народами.

Редьярд Киплинг
Редьярд Киплинг

Первая мировая война привела к ужасающему всплеску шовинистических чувств. В первые её недели и месяцы во многих странах-участницах состоялись националистические демонстрации, иногда доходившие до весьма агрессивных проявлений. В Петербурге подверглись погромам магазины, чьи хозяева носили немецкие имена. Похожие события отмечались и в других странах. Очень характерно, что именно во время Первой мировой войны Петербург был переименован в Петроград, а британская королевская фамилия отказалась называться Саксен-Кобург-Готской династией и приняла более «английское» имя Виндзоров.

Затянувшаяся война заставила миллионы людей разочароваться в своих правительствах, втравивших их в бессмысленную бойню за мировое влияние. Популярность радикальных националистических идей временно снизилась. Всё чаще высказывались мысли о всемирном братстве народов, которые должны противостоять агрессивным устремлениям националистически настроенных политиков. Американский президент Вудро Вильсон формулирует принципы Лиги Наций — объединения европейских государств. Становятся широко популярными идеи пацифизма.

Но через несколько лет после окончания войны оказалось, что национализм по-прежнему широко распространён. Мало того, он принимает всё более и более радикальные формы. Традиционно послевоенный национализм связывают прежде всего с возникновением фашизма в Италии и национал-социализма в Германии. Однако историки давно отмечали, что эти движения не появились сами по себе, обособление от общего развития европейской мысли и общественного движения.

Расистские и националистические идеи были распространены во многих странах Европы, практически везде существовал антисемитизм — как на бытовом, так и на идейном уровне. Национализм мог проявляться по-разному — как учение о превосходстве белой расы в целом, или же англосаксов, «нордической расы» и т. д. и т. п. Практически везде существовали ассоциации ветеранов Первой мировой войны, полувоенные организации экстремистского толка и другие подобные объединения. Они проповедовали культ сильной личности, наделяя её этническими чертами своего народа.

В Италии и Германии эти тенденции достигли наиболее сильного развития и проявились в самых уродливых формах.

Причины возникновения фашизма

О причинах возникновения фашизма написано множество книг, дающих различные объяснения этого трагического феномена XX в.

Прежде всего, бросается в глаза запоздалое развитие, как Италии, так и Германии — их позднее, по сравнению с другими европейскими странами, объединение в 1870-х гг., слабость экономического развития Италии с конца XIX в. и Германии после Первой мировой войны. В обоих случаях речь идёт о странах со слабыми корнями демократических институтов, со склонностью к авторитарной форме правления. Одной из важных составляющих частей фашистской и нацистской пропаганды стала резкая критика либеральных демократий как несоответствующих «интересам народа».

Экономические проблемы, мучившие Италию, а затем и Германию, порождали у многих жителей этих стран неуверенность в себе, растерянность перед грядущими переменами, неверие в то, что слабые правительства смогут вывести население из кризиса. С другой стороны, и Муссолини, и особенно Гитлер предлагали многочисленные способы выхода из экономического кризиса, которые казались крайне привлекательными их приверженцам.

Важнейшую роль в росте влияния фашистских и национал-социалистских идей сыграла безудержная националистическая пропаганда, которую вели представители этих течений. Они беспрерывно апеллировали к историческому величию своих народов: Муссолини обращался к временам Римской империи, а Гитлер — к древним германским сагам, завоеваниям германских народов и т. д.

Другой важный момент фашистской пропаганды — последовательное формирование образа врага. В роли тех, кто виновен в бедствиях итальянского и немецкого народа, выступали западные демократические государства, обделившие Италию и Германию, не дав им возможности получить колонии, сделавшие Германию единственной виновницей начала Первой мировой войны и т. д. Огромное место занимала антисемитская пропаганда.

Демонизировались как крупные еврейские банкиры, финансист, предприниматели (которых, как водится, обвиняли в плетении еврейского заговора), так и все представители еврейского народа, независимо от уровня их интегрированности объявлявшиеся врагами «коренного населения». Тот факт, что евреи жили в Италии и Германии в течение долгих веков и многие из них были совершенно лишены особой национальной идентичности, не принимался во внимание.

Извечными врагами фашизма объявлялись и коммунисты — несмотря на большое сходство экономических программ Муссолини, Гитлера и Советской России. Постоянные стычки между фашистами или нацистами, с одной стороны, и коммунистами или социалистами — с другой зачастую порождали у обывателей ощущение, что именно эти политики спасут их от «большевистской угрозы».

Агрессивная националистическая пропаганда находила отклик у тысяч жителей Италии и Германии. Этому существует и психологическое объяснение. Многие психологи XX в. считали, что фашизм и нацизм оказались привлекательными не из-за экономической или политической ситуации как таковых, а из-за той психологической дезориентации, которую масса людей испытывала после Первой мировой войны. Фашистская пропаганда давала им определённую уверенность, чётко указывая на «врага» и создавая образ защитника в лице вождя — дуче, как называли Муссолини в Италии, или фюрера в Германии. В целом ряде исследованиях показан иррациональный характер фашистской пропаганды, её воздействие на подсознание людей, на древние архетипы Отца и Вождя.

Национализм как важнейшая составляющая фашистской идеологии

И фашистская, и национал-социалистская идеология не сводятся только к националистической пропаганде. Однако именно национализм, причём в самой крайней, экстремистской, человеконенавистнической форме, составлял ядро фашистских идей.

Немецкий рабочий, национал-социалист, возвышается над своими врагами: евреем, марксистом и коммунистом. Плакат 1932 г.
Немецкий рабочий, национал-социалист, возвышается над своими врагами: евреем, марксистом и коммунистом. Плакат 1932 г.

В целом можно сказать, что для нацистских идеологов отдельная личность, её права, её существование не имели никакой ценности. Личность воспринималась только как одна из многочисленных частичек, сливающихся в новой общности. Для Муссолини это было «национальное государство», объединённое единым духом и единой волей, для Гитлера— «народное сообщество», основанное на единстве представителей не существующей в природе «арийской расы».

В обоих случаях предполагалось, что слияние людей происходит под контролем государства, при их абсолютной преданности государству, официальной идеологии и безоговорочном следовании за вождём. Любой человек, не принадлежавший к «расе господ» или просто пытавшийся противостоять государственной идеологии и политике, уже становился подозрительным и, скорее всего, обречённым на уничтожение. Такая идеология, естественно, приводила к агрессивным действиям по отношению к тем, кто не включён в данную общность.

Итальянская история не знает таких ужасающих преступлений против человечности, какие были совершены в нацистской Германии. Но здесь тоже подавлялись все политические свободы и права человека, принимались антисемитские законы и велась агрессивная националистическая пропаганда. Фашистская идеология в Италии приветы к ряду бессмысленных и неудачных военных авантюр — захвату Эфиопии, попытке утвердиться в Северной Африке, поддержке Германии во Второй мировой войне. Все они обосновывались и вдохновлялись националистическими идеями и мечтой о создании империи наподобие древнеримской.

Германский нацизм имел ещё более печальные последствия как для самой страны, так и для всего человечества. Расовая теория, лелеявшая в основе национал-социалистской идеологии, породила расовые законы, которые сначала ограничивали в правах «неарийцев» (под ними подразумевались прежде всего евреи), а затем лишала их каких бы то ни было прав, включая и право на жизнь. Евреи были лишены собственности, возможности работать, учиться, пользоваться транспортом, даже владеть домашними животными. Браки «арийцев» и «неарийцев» признавались незаконными. После прокатившейся по Германии волны еврейских погромов («Хрустальная ночь» — с 9 на 10 ноября 1938 г.) в стране и на всех захваченных немцами территориях начались массовые депортации евреек в лагеря смерти.

Берлин после «Хрустальной ночи». 1938 г.
Берлин после «Хрустальной ночи». 1938 г.

Основной удар обрушился на евреев и цыган, однако человеконенавистническая политика нацистов распространялась и на других лиц, относившихся к «неарийским расам». Например, славянские народы должны были занять в будущем всемирном нацистском государстве положение рабов. В лагерях смерти — Освенциме, Треблинке. Бухенвальде и многих других — узников уничтожали в газовых камерах, после чего их тела сжигали в крематориях. Здесь же над живыми людьми ставились бесчеловечные и мучительные «медицинские» эксперименты. В основе всех этих преступлений лежали представления о господстве одной расы над другими.

Неофашизм

После поражения Германии и Италии во Второй мировой войне, проведённой в этих и других странах денацификации (очищения властных структур от активных сторонников фашизма), а также судебных процессов над нацистскими лидерами и их союзниками казалось, что фашизм побеждён. Трудно было представить в послевоенной Европе политика или деятеля культуры, который открыто заявил бы о своих симпатиях к фашистской идеологии. Даже те, кто не сотрудничал напрямую с фашистскими организациями, а только выражал им одобрение, вызывали всеобщее презрение. Классик норвежской литературы Кнут Гамсун избежал тюремного заключения за сотрудничество с фашистами только из-за преклонного возраста. Но сотни людей приезжали к поместью, где великий писатель доживал последние годы, и бросали через ограду его книги, выражая тем самым свою к нему неприязнь.

Прошли годы, и фашистская идеология стала возрождаться, хотя и в несколько обновлённых формах. Во многих европейских странах и в США возникли молодёжные организации, не скрывающие своих симпатий к нацистам. Самым известным, но далеко не единственным из таких движений на сегодняшний день являются скинхеды, или бритоголовые.

К сожалению, фашистские идеи распространяются и за пределами неформальных молодёжных организаций. В последние десятилетия появилось множество политиков, воспевающих культ сильной личности, ставящих интересы национального государства выше прав отдельного человека, проповедующих шовинистические идеи. Популярность идей новых правых, как предпочитают называть себя современные неофашисты, возрастает в связи с ростом количества мигрантов в европейских странах, распространением исламофобии, усилением терроризма. Так, за Национальный фронт Франции, возглавляемый крайне националистическим и консервативным политиком Марин Ле Пэн, постоянно голосует около 15 % избирателей.

В последние годы популярность националистических политиков возрастает и в других странах. Голландский политик Пим Фортейн, приобретший множество сторонников за счёт своей шокирующей антимусульманской и антииммигрантской кампании, был убит в 2002 г. незадолго до парламентских выборов, однако его партия всё равно получила большое количество голосов. Шоком для всего международного сообщества в 2000 г. стала победа на парламентских выборах в Австрии Австрийской партии свободы, которую возглавляет губернатор провинции Каринтия Йорг Хайдер. Этот энергичный и умный деятель не стеснялся выражать свои симпатии к «политике занятости», существовавшей в нацистской Германии, и произносить публично антисемитские, антимусульманские, антииммигрантские высказывания.

Успех партии Хайдера на выборах привет к тому, что 14 стран Евросоюза резко сократили экономические и культурные контакты других стран с Австрией, а на улицах Вены в течение нескольких дней происходили столкновения сторонников и противников Хайдера. В результате Хайдер формально ушёл с поста главы АПС, и таким образом скандал был потушен. Однако успех его партии показал, что радикальные националисты больше не являются персонами нон грата в европейской политике и могут претендовать на власть.

Национальный популизм

Другим явлением, также свидетельствующим о постоянно растущем влиянии национализма на политическую жизнь мира, является всё боль шее распространение национального популизма. В принципе популизм не обязательно должен быть связан с национализмом. Популизм — это общественно-политическое движение, предполагающее апелляцию к широким народным массам, манипулирование ими, обычно при помощи демагогических, но находящих широкий отклик призывов и обещаний. Популисты сулят избирателям то, что должно им понравиться, не задумываясь о выполнимости своих обещаний, о возможности или невозможности достижения заявленных целей.

Жорж Буланже
Жорж Буланже

Популизм в XX и начале XXI столетия крайне распространён и имеет много вариантов. Однако надо признать, что одним из самых часто встречающихся вариантов является именно популизм национальный, или этнонационализм, использующий для привлечения голосов избирателей прежде всего националистические лозунги.

Национальный популизм имеет уже довольно долгую историю. Одним из первых национал-популистов — ещё до возникновения самого этого понятия - можно назвать влиятельного французского политика 1870—1880-х гг. генерала Буланже. Этот боевой офицер, любимый своими подчинёнными, умело проведший реформу французской армии после её поражения во Франко-прусской войне, попытался вмешаться в политическую жизнь страны. Он резко критиковал власть и выдвигал националистические и реваншистские лозунги, призывая к войне против Германии за возвращение отобранных у Франции Эльзаса и Лотарингии.

При этом Буланже по сути дела не имел политических убеждений — об этом говорит хотя бы тот факт, что он сначала союзничал с крайне левыми организациями, а затем пытался поддержать приход к власти монархистов. Его популярность — что характерно для популистских политиков — была основана на личном обаянии и доступных широким массам лозунгах. Идея возвращения Эльзаса и Лотарингии находила большой отклик у избирателей, хотя сам Буланже, как опытный военный, прекрасно понимал, что в том состоянии, в каком находилась Франция на рубеже 1870—1880-х гг., о военном противостоянии с Германией не может быть и речи.

После самоубийства Буланже, совершённого по личным мотивам, его движение распалось. Это ещё одна характерная для популистских течений черта. Сторонников генерала объединяли не столько его расплывчатые идеи, сколько преданность личности своего лидера.

XX столетие знало множество популистских лидеров, в чьей пропаганде были сильны националистические мотивы. К популистам относят многих глав африканских и латиноамериканских государств, таких, например, как аргентинец Перон, бразилец Варгас, танзаниец Ньерере. Для этих политиков характерен прежде всего социальный популизм — раздача многочисленных обещаний беднякам. Однако они никогда не упускали возможности использовать и националистические лозунги, обвиняя во всех бедах своей страны американских империалистов и утверждая, что независимость от международного рынка поможет укреплению государства.

В конце XX — начале XXI в. этнопопулизм получил огромное распространение в Восточной и Южной Европе и на территории бывшего СССР. Большая часть политиков, пришедших к власти после распада Советского Союза и Югославии, пользовались, а многие и продолжают пользоваться этнопопулистскими лозунгами. Они ставят национальную идею в центр своей политики, ограничивая в той или иной мере права этнических меньшинств в своём государстве, выдвигая безответственные требования расширения его территории. Этнопопулистскзя пропаганда, в частности, привела к кровавым гражданским войнам и столкновениям на территории бывшей Югославии, в бывших советских республиках Средней Азии и в других регионах.

В целом можно сказать, что популизм как движение возникает в демократических государствах, поскольку он основан на борьбе за голоса избирателей. Однако в тех странах, где демократические институты достаточно устойчивы, а гражданская культура хорошо развита, есть больше возможностей противостоять приходу популистов к власти.

Массовые беспорядки, прошедшие в Душанбе с 10 по 17 февраля 1990 г.
Массовые беспорядки, прошедшие в Душанбе с 10 по 17 февраля 1990 г. В городе объявлено военное положение. Танки на проспекте Ленина

Привлекательность популистских идей возрастает в кризисные моменты, когда избиратели разочаровываются в привычных партиях и прежних политиках и начинают искать другие выходы из сложившейся ситуации. Именно поэтому популистские лидеры обычно придерживаются достаточно радикальных взглядов.

В тех случаях, когда проблемы, стоящие перед страной, в основном относятся к социально-экономической сфере, популизм приобретает социальный оттенок. Обычно это означает использование левых лозунгов, критику рыночных отношений, американского империализма и т. д. В сегодняшней ситуации, когда этнические и конфессиональные противоречия в мире всё больше выходят на первый план, популистские политики обращаются именно к этой сфере, надеясь таким образом повысить свой авторитет.

Гетулио Варгас
Гетулио Варгас

В любом случае популизм во многом носит иррациональный характер, и его лидеры редко предлагают своим избирателям продуманную и логичную программу действий. Они предпочитают использовать красивые лозунги и апеллировать к чувствам людей — увы, довольно часто недобрым, — раздавать невыполнимые обещания, формировать образ врага. Крайней формой этнопопулизма является фашизм, однако это не даёт права говорить о том, что все популистские политики — фашисты. Привкус популизма есть, по сути дела, в каждом политическом направлении, так как в основе любой политики лежит борьба за приверженцев, за голоса избирателей. Вопрос в том, насколько важную часть в программе того или иного лидера занимают популистские лозунги и насколько избиратели способны подойти к этим лозунгам критически.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой