Социализм

Ещё один тип идеологии, оформившейся и распространившейся в XIX в., — это идеология социалистическая. В принципе, истоки социалистической, как и близкой к ней коммунистической идеологии, исследователи находят в более ранних столетиях. Ядром социалистических и коммунистических идей является призыв к отмене частной собственности и установлению всеобщего равенства. Подобные лозунги можно увидеть у многих средневековых проповедников, чешских религиозных реформаторов XV в. — гуситов, у последователей одного из видных деятелей немецкой реформации XVI в. Томаса Мюнцера (около 1490—1525). Отсутствие частной собственности и почти всеобщее равенство (странным образом сочетавшееся с сохранением рабства) описано в книге английского гуманиста XVI в. Томаса Мора (1478—1535) «Утопия», где изображается жизнь в счастливой фантастической стране, чьи граждане все обязательно трудятся и все имеют доступ к управлению государством.

Однако более полно социалистическая идеология оформилась в XIX в. Её большая популярность и быстрое распространение, несмотря на запреты и преследования во многих странах, объясняются быстрым развитием капитализма в Европе. Рыночная экономика приводила к резкому усилению неравенства, тяжёлая жизнь низов общества, особенно рабочих, не имевших, в отличие от крестьян, даже собственного клочка земли, отсутствие каких-либо социальных программ, — всё это порождало у многих мыслителей желание определить черты иного, более справедливого социального строя.

А. Гольбейн. План острова Утопия. Гравюра. 1518 г.
А. Гольбейн. План острова Утопия. Гравюра. 1518 г.

Источник всех бед многие начали видеть в неравномерном распределении богатства и частной собственности. Индивидуализм, присущий современному обществу, мыслители воспринимали как причину всё большей отчуждённости людей и растущего эгоизма, надеясь в более справедливом обществе достичь гармонии между развитием отдельных людей и интересами коллектива.

Одним из первых основателей последовательной социалистической идеологии стал французский философ Клод Анри Рувруа де Сен-Симон (1760—1825), сначала прошедший через большое увлечение либеральной идеологией (он участвовал в войне США за независимость, был активным деятелем Французской революции), но позже разочаровавшийся в ней и не принявший новое складывавшееся буржуазное общество. Сен-Симон мечтал о создании нового, более справедливого общества на рациональной, научной основе. Как человек рубежа XVIII— XIX вв. он исходил из мысли о том, что общество развивается под влиянием философии, религии и науки.

Но в отличие от просветителей XVIII в. Сен-Симон считал главной задачей будущей культуры искоренение паразитизма в жизни людей. Для этого, по его мнению, промышленность и сельское хозяйство должны были достичь высокой степени развития, но служить не обогащению отдельных людей, а процветанию всего общества. Требовалось ввести всеобщую ассоциацию людей, обязательный для всех производительный труд, распределение «по способностям», государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства. Люди увидят, что такое устройство более справедливо, и поддержат новое общество.

Для того чтобы ускорить это процесс, необходимо было, по мнению Сен-Симона, создать новую религию, объединив христианские принципы с достижениями науки. Главным лозунгом «нового христианства» должна была стать мысль «все люди братья» — таким образом, принципы будущего социализма будут внушаться даже тем людям, которые не способны освоить научные доказательства его правильности. Через некоторое время уже не понадобится принуждение, и государство из силы, подавляющей общество, превратится в орудие организации производства. Постепенно утвердится всемирная ассоциация народов и всеобщий мир.

Томас Мюнцер. Статуя в церкви Св. Екатерины, г. Цвиккау
Томас Мюнцер. Статуя в церкви Св. Екатерины, г. Цвиккау

Социалисты начала XIX в., хотя их и принято называть утопистами, были убеждены в осуществимости своих мечтаний. Они исходили из того, что люди, осознав справедливость нового устройства, непременно захотят жить по-новому. Английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771 - 1858) пытался даже ввести на практике новые общественные отношения. Он несколько раз создавал кооперативы и коммуны в Англии и в Америке, пытался организовать биржу, на которой товары обменивались бы не на деньги, а на другие товары и т.д.

Разнообразные социалистические учения были крайне популярны в Европе XIX в. Постепенно идеологи социализма начали обдумывать практические пути создания нового общества. Так как социалистические идеи были практически везде под запретом, достигнуть социализма предлагалось путём свержения существующего строя и совершения революции.

Иллюстрация в газете «Индустриальные рабочий», 1911 г.
Пролетариат как базис и как самый эксплуатируемый класс в капиталистическом обществе. Иллюстрация в газете «Индустриальные рабочий», 1911 г.

Наибольшее воздействие на последующие поколения оказала социалистическая теория, сформулированная немецкими революционерами Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. По их мнению, переход к социализму должен был быть осуществлён рабочим классом под руководством партии коммунистов. Рабочих Маркс и Энгельс одними из первых начали называть пролетариями, использовав термин, применявшийся в Древнем Риме к абсолютно нищим низам общества. Именно пролетариат, которому «нечего терять, кроме своих цепей», под руководством партии коммунистов, сможет свергнуть капиталистический строй, создать новые экономические отношения, при которых не будет частной собственности и разделения на классы. Для построения такого коммунистического общества, по мнению Маркса и Энгельса, необходимо установление твёрдой власти в форме «диктатуры пролетариата». Представление о государственном подавлении как необходимом этапе на пути к построению свободного бесклассового общества стало тем принципиальным моментом, который отделил социалистов марксистского толка от близких к ним анархистов.

К концу XIX в. ситуация в западных странах изменилась. Социалистическое движение постепенно перестало рассматриваться как угроза существующему строю. Всё более влиятельными организациями становились профсоюзы, тесно связанные с социалистами. По мере изменения избирательных систем всё более широкие слои общества получали доступ к выборам в представительные учреждения. В начале XX в. в парламентах большинства европейских стран находились представители от различных социалистических партий.

Новая ситуация повлияла на изменение в социалистической идеологии. Теперь уже большинство социалистов не ставило своей задачей совершение революции и свержение государственного строя. Социалисты стремились к достижению своих целей демократическим путём — так сформировалось социал-демократическое направление социалистической идеологии.

В. В. Лебедев. Пролетарии. Плакат. 1920 г.
В. В. Лебедев. Пролетарии. Плакат. 1920 г.

Когда в 1899 г. французский социалист Мильеран согласился принять предложенный ему пост министра торговли, это вызвало острые дебаты и породило так называемый «казус Мильерана». Многие считали его предателем социалистического дела, однако уже через несколько десятилетий — в середине XX в. — во многих странах существовали не только представительства социалистов в парламентах, но и социалистические правительства.

Сегодня социал-демократическая идеология предполагает не уничтожение частной собственности, а постепенное увеличение роли государства в экономике, широкое развитие социальных программ, поддержку незащищённых слоёв населения, опору на профсоюзное движение. Социал-демократические партии стали частью политической системы большинства современных стран.

К. С. Петров-Водкин. Рабочие (Дискуссия). 1926 г.
К. С. Петров-Водкин. Рабочие (Дискуссия). 1926 г.

В то же время в XX в. складывались и другие, куда более радикальные варианты социалистической идеологии. Происходило это, в основном, в странах, где демократическое развитие социалистического движения было затруднено.

Так, в России в начале XX в. сложился революционный вариант социализма. Создатель Российской социал-демократической рабочей партии В. И. Ленин (1870—1924) не соглашался с идеей о постепенном, мирном движении к социализму и подробно развивал в своих работах положение о социалистической революции и необходимости диктатуры пролетариата.

Плакат «Пусть живет и крепнет нерушимая дружба советского и китайского народов!». 1951 г.
Плакат «Пусть живет и крепнет нерушимая дружба советского и китайского народов!». 1951 г.

Советский социализм — установленный в результате революции и кровавой гражданской войны, основанный на полном уничтожении частной собственности и сведению к минимуму товарно-денежных отношений — сильно отличался от социализма западных концепций. Ленин считал свой вариант социалистической идеологии единственно верным продолжением марксистской теории. Подчёркивая отличия ленинского варианта идеологии от реформистских западных, его начали называть коммунистическим. Предполагалось, что социализм, созданный в СССР, является только ступенью на пути к коммунистическому обществу, в котором не будет даже «дружественных» классов, чьё существование в СССР всё-таки признавалось. При коммунизме классы полностью отомрут, исчезнут деньги, отпадёт необходимость в государственном принуждении. Постепенно сотрётся разница между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, наступит изобилие, общество будет организовано по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Эта цель, как мы знаем, несмотря на многочисленные обещания и даже назначенные сроки, так и не была достигнута и осталась еще одним примером утопической идеологии.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой