Волны и откаты демократизации

Демократическим транзитом (демократизацией) называется переход общества или группы обществ от недемократического строя к демократическому. Этот переход в течение довольно долгого времени представлялся западноевропейским и американским мыслителям основным и неизбежным процессом развития человечества.

Обложка книги С. Хантингтона «Третья волна: демократизация в конце ХХ века»
Обложка книги С. Хантингтона «Третья волна: демократизация в конце ХХ века»

Философы-просветители XVII— XVIII вв. (Гоббс, Локк, Монтескьё, Вольтер и др.), сформулировавшие основные принципы либеральной демократии, исходили из того, что все люди рождаются равными и от рождения наделены естественными правами. Важнейшими из этих прав они считали жизнь, свободу и обладание собственностью. Декларация независимости Соединённых Штатов Америки (1776) дополнила этот перечень правом на стремление к счастью. Просветители с их культом разума и верой в прогресс полагали, что по мере развития науки, повсеместного распространения рационального мышления, исчезновения предрассудков (под которыми они подразумевали, прежде всего, религиозный взгляд на мир) человечество проникнется либеральными идеями. Тогда установление более справедливого порядка окажется лишь делом времени, Вольтер в середине XVIII в. с восхищением писал о том, что молодое поколение будет жить в мире, устроенном по совершенно иным принципам, имея в виду новый общественный строй.

Провозглашение демократической республики в Соединённых Штатах Америки и начало Великой французской революции сформировали у образованных людей во всех концах Европы убеждение в близости золотого века. Однако якобинский террор, приход к власти Наполеона и многолетние войны, в которые оказалось втянуто большинство европейских стран, породили первые сомнения в том, что установление демократического строя произойдёт повсеместно, быстро и безболезненно.

С тех пор прошло уже два столетия, но далеко не все страны стали демократическими. Мало того, в мире регулярно появляются политики и мыслители, пытающиеся отрицать превосходство демократии над другими формами политического устройства, применимость демократических институтов ко всем культурам и цивилизациям, а также неизбежность процесса демократизации.

Волны демократизации

Американский учёный Сэмюэл Хантингтон в работе «Третья волна: демократизация в конце XX века» ввёл понятие волн демократизации, которое на сегодняшний день применяется повсеместно. Социологи и политологи могут спорить о временных рамках этих волн, но сам факт их наличия практически не подвергается сомнению.

Речь идёт о периодах, в которые происходило установление демократических режимов во многих странах. Через некоторое время этот процесс сменялся откатом — периодом, когда многие из установившихся демократий рушились и уступали место авторитарным, а иногда и тоталитарным режимам.

Хронология волн демократизации, по Хантингтону, такова:

  • первая, длинная волна — 1828— 1926 гг.;
  • первый откат — 1922—1942 гг.;
  • вторая, короткая волна — 1943— 1962 гг.;
  • второй откат — 1958—1975 гг.;
  • третья волна — с 1974 г. до сегодняшнего дня.

Первая волна демократизации

Демократические перемены в Англии, Франции и Соединённых Штатах в XVII - XVIII вв. стали основой для первой волны демократизации. Но демократические институты той поры ещё не набрали настоящей силы. Отправной точкой процесса демократизации можно считать 1828 г., так как именно тогда произошёл качественный скачок в политическом развитии США: был отменён имущественный ценз для избирателей во всех штатах, изначально составлявших федерацию, к их союзу присоединились новые штаты, где имущественных ограничений уже не существовало. В результате более 50% белых мужчин воспользовались своим правом голоса на выборах 1828 г. После Гражданской войны избирательные права (по крайней мере, формально) получило цветное население, к концу XIX в. женщины тоже могли голосовать. В других странах, как и в США, количество людей, имеющих право голоса, росло.

Революция 19 марта 1848 г. в Берлине
Революция 19 марта 1848 г. в Берлине

В Европе в течение всего XIX в. также происходило углубление и расширение демократии. Борьба за избирательные реформы в Великобритании, революции во Франции, национально-освободительные движения в Италии и Австрийской империи, стремление к объединению Германии — все эти события, где в большей, где в меньшей степени были связаны с демократическими преобразованиями.

Вехой в развитии демократии в Европе стал 1848 г., когда революционные выступления произошли во Франции, Сардинии, Австрии, Венгрии, Чехии, различных германских княжествах. В большинстве случаев эти волнения закончились поражением, однако они показали силу либерального движения и вынудили правительства провести преобразования разной степени.

На рубеже XIX—XX вв. в большинстве западноевропейских стран произошло резкое расширение избирательного права, а затем утвердилось всеобщее избирательное право, распространявшееся на все слои населения, в том числе бедняков, не имевших собственности, и женщин. Кроме того, практически повсюду был введён институт тайного голосования. Во многих странах премьер-министры, а также правительства в целом стали ответственны перед выборными представительными органами — парламентами.

После Первой мировой войны, когда распались Российская, Австро-Венгерская, Германская, Османская империи, во многих государствах, возникших на их обломках, установился демократический или близкий к демократическому строй.

Первый откат

Уже в 1920-х гг. становится видна противоположная тенденция, которая будет усиливаться в 1930-х и начале 1940-х гг. Во многих государствах — особенно тех, где демократия установилась совсем недавно, — этот строй рухнул, а ему на смену пришли более или менее мягкие диктатуры.

Бенито Муссолини. 1940 г.
Бенито Муссолини. 1940 г.

Началом этого этапа Хантингтон выбрал 1922 г. — момент прихода к власти в Италии Муссолини и установления фашистского режима. В то же время ослабли и постепенно сошли на нет демократические институты во многих Балканских странах, в Испании, Латинской Америке.

Наиболее яркими событиями этого этапа стали утверждение тоталитарных режимов в СССР и нацистской Германии, победа франкистов в Гражданской войне в Испании, усиление милитаризации и авторитарности в Японии.

Важно отметить, что перемены коснулись не только этих стран. Во многих государствах, где сохранился демократический строй, после Первой мировой войны либеральные институты подвергались резкой критике. Правительства, втянувшие свои народы в кровавую бойню беспрецедентных размеров, больше не вызывали доверия, так же, как и парламенты, покорно проголосовавшие за вступление в войну.

Немецкий плакат, выражающий солидарность с Советским Союзом. 1930-е гг.
Немецкий плакат, выражающий солидарность с Советским Союзом. 1930-е гг.

Следствием таких настроений стало резкое «полевение» общественной жизни в европейских странах в начале 1920-х гг. Это проявилось во множестве восстаний и революций, а также в многочисленных забастовках, демонстрациях и митингах, например в поддержку' Советской России, где большевикам удалось свергнуть демократическое Временное правительство во многом благодаря обещанию немедленного выхода из войны.

В 1920— 1930-х гг. Советский Союз становится популярным не только у левой интеллигенции на Западе, но и у многих простых людей. Все они обращали внимание, прежде всего, на социальную политику коммунистического правительства (бесплатное здравоохранение, образование и т. д.), а не на произошедшее здесь уничтожение демократических институтов. В то же время во многих странах Европы распространяются фашистские идеи — может быть, в более мягкой форме, чем та, которая существовала в нацистской Германии.

Учёные заметили, что рост национализма, антисемитизма, культа силы, уважения к авторитарным лидерам характерен для многих стран Западной Европы в 1920— 1930-с гг.

Вторая волна демократизации

Конец Второй мировой войны, крушение нацистского режима привели ко второй волне демократизации. Были освобождены страны, оккупированные нацистами, во многих из них возродился демократический строй.

В этот же период — во второй половине 1940-х — 1950-е гг. — резко усилилась борьба колоний за освобождение. Идеологическую основу для своей борьбы они во многом черпали в тех лозунгах, которые выдвигались странами антигитлеровской коалиции во время войны. Государства, воевавшие за мир, свободу и демократию, не могли дольше удерживать в подчинении азиатские или африканские страны, К началу 1960-х гг. практически все колониальные империи рухнули, оставив на карте мира лишь небольшое количество колоний. Исчезли и многие авторитарные режимы Латинской Америки.

Второй откат

Вторая волна демократизации оказалась куда менее продолжительной и менее последовательной, чем первая. В целом ряде стран Центральной, Восточной и Южной Европы, освобождённых от фашистского ига, установились коммунистические режимы. Демократических строй многих молодых государств Африки и Азии оказался неустойчивым — здесь происходили бесконечные перевороты, сменяли друг друга военные режимы. Похожий процесс охватил и Латинскую Америку, где большая часть и без того слабых демократий уступила место авторитарным формам правления. В этот период даже у защитников либеральных ценностей возникали сомнения в применимости и устойчивости демократических режимов в тех частях света, где демократическая традиция слаба или вовсе отсутствует.

Третья волна демократизации

В 1974 г. почти без сопротивления рухнул диктаторский режим в Португалии, существовавший много десятилетий. В том же году пал военный режим в Греции и к власти пришло демократическое правительство Караманлиса. В 1975 г. после смерти генерала Франко начались демократические перемены в Испании. Во многих латиноамериканских странах военные были отстранены от власти и состоялись демократические выборы. В начале 1980-х гг. смягчились политические режимы в Индии, Турции, Пакистане, Южной Корее, Тайване. Далеко не все эти страны можно назвать демократическими, но происходившие здесь изменения говорят о попытках движения в сторону демократии.

Бархатная революция в Польше. 1989 г.
Бархатная революция в Польше. 1989 г.

Огромный рывок в процессе демократизации отмечен в конце 1980-х — начале 1990-х гг. В это время рухнул коммунистический режим в Советском Союзе, произошли «бархатные революции» в странах Восточной и Центральной Европы. Тогда же получила независимость подавляющая часть ещё остававшихся на карте мира колоний.

Третья волна демократизации оказалась куда более мощной и широкой, чем обе предыдущие. Если первая волна охватила только США, часть европейских государств (прежде всего Великобританию, Францию, Швейцарию, несколько небольших государств) и совсем небольшое количество других стран за пределами Европы (заморские британские доминионы), а вторая хотя и прокатилась по всему миру, но оказалась кратковременной, то демократизация 1970—1990-х гг. стала действительно всемирным процессом.

Легитимация демократии

Учёные видят несколько причин, обусловивших огромный размах третьей волны демократизации. Одна из них заключается в том, что была потеряна основа для легитимации (признания законности и правоты) тоталитарных и авторитарных режимов. В XVIII—XIX вв. неограниченная монархия опиралась на многовековую традицию, на представления о божественном происхождении власти правителя. Государствам, переходившим в это время к демократии, нужно было формировать новый взгляд на мир и на исторический процесс, исходя из светского учения просветителей о естественных правах и общественном договоре.

Революция гвоздик. Лиссабон. 1974 г.
Революция гвоздик. Лиссабон. 1974 г.
Разрушение памятника Сталину в Будапеште 24 октября 1956 г.
Разрушение памятника Сталину в Будапеште 24 октября 1956 г.

В XX в. уже авторитарным и тоталитарным диктаторам приходилось искать обоснования для своей власти. Гитлер и Муссолини не могли ссылаться на традицию и преемственность, к тому же им надо было уничтожить уже существовавшие и пользовавшиеся достаточным уважением демократические институты. Харизматические лидеры XX столетия, стремившиеся к установлению тирании, обычно насаждали культ вождя, апеллировали к самым архаическим слоям человеческого сознания и даже подсознания. Они всячески подпитывали дурные инстинкты людей, опирались на самые примитивные представления и чувства, создавали образ врага, для борьбы с которым требовалось всеобщее объединение, играли на потаённых страхах и предрассудках обывателей.

Во второй половине XX в. такой вариант легитимации режима был всё ещё возможен, как показывают сохранившиеся до настоящего времени авторитарные правительства. Однако он потерял свою популярность после крушения нацистского режима, разоблачения культа личности Сталина и падения других крупных диктаторов. Марксистко-ленинская идеология, на которую опирались власти, как в СССР, так и в прочих странах «социалистического лагеря», к 1980-м гг. уже практически изжила себя.

Коммунизм так и не был построен, во многих государствах Восточной Европы просоветские правительства удерживались только при помощи силы. Попытки западноевропейских коммунистов (прежде всего в итальянской и французской компартиях) связать социалистические идеи с идеалами демократии также не получили большой поддержки. Сторонники демократии выбирали более либеральные варианты развития, а ортодоксальные марксисты критиковали «еврокоммунистов» за отход от идеалов. Таким образом, законность недемократических режимов всё больше подвергалась сомнению.

Эвита Перон
Эвита Перон

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой